Амфитрион
Амфитрион (’Αμφιτρύων), в греческой мифологии сын тиринфского царя Алкея и дочери Пелопа Астидалии, внук Персея. А. принял участие в войне против обитавших на острове Тафос телебоев, которую вёл его дядя микенский царь Электрион.
В той войне погибли сыновья Электриона. Отправляясь в поход, Электрион поручил А. управление государством и дочь Алкмену. Во время проводов А. нечаянно убил царя дубинкой, брошенной в корову, и ему пришлось ежать из Микен, взяв Алкмену и её младшего брата (Apollod.
II 4, 6). Они нашли приют у фиванского царя Креонта, который очистил А. от греха нечаянного убийства. Алкмена соглашалась стать его женой только осле того, как он отомстит телебоям за смерть её братьев.
Креонт обещал А. помощь в войне с телебоями, если он уничтожит разорявшую окрестности Фив свирепую тевмесскую лису, уходившую от всех преследователей. Знаменитый афинский охотник Кефал одолжил А. чудесную собаку, догонявшую любого зверя.
Состязание между зверем, которого никто не мог поймать, и собакой, от которой никто не мог убежать, завершилось решением Зевса превратить обоих животных в камни (Paus. IX 19, 1).
Заручвшись поддержкой Креонта, Кефала и других героев, А. опустошал острова телебоев, но столицу нельзя было захватить, пока там правил Птерелай, которого Посейдон сделал бессмертным, вырастив на его голове один золотой волос (Apollod. II 4, 5—7).
Дочь Птерелая Комето, влюбившись в А., вырвала у отца этот волос, отчего тот умер, и обеспечила тем самым победу фиванцам. А. захватил все острова телебоев; убив Комето и захватив добычу, он отплыл в Фивы.
Пока А. отсутствовал, Зевс, приняв его образ, явился к Алкмене и от него она зачала Геракла. А. узнал о невольной измене жены, но примирился с ней; Алкмена одновременно родила Ификла от А. и Геракла от Зевса.
А. полюбил обоих сыновей и был учителем Геракла в искусстве вождения колесницы. Когда минийцы — жители беотийского Орхомена наложили на Фивы дань, А. отважно сражался вместе с Гераклом против них и погиб в этой войне (Herodot. V 59; Apollod.
II 4, 11).М. Н. Ботвинник.Из всех сюжетных линий мифа об А. драматургия восприняла одну: сошествие Зевса на землю в облике А. для того, чтобы добиться взаимности Алкмены. К мифу обращались многие греческие авторы (Эсхил, Софокл, Еврипид и др.), но ни одно из их произведений не сохранилось.
Широкую популярность обрела комедия Плавта «Амфитрион»; создавалось много переводов и переделок этой комедии (особенно в XV—XVI вв.). Наиболее значительные из интерпретаций: в XVII в. — «Два Созия» (у Плавта Меркурий действует в образе Созия, слуги А.) Ж. Ротру; «Амфитрион» Мольера; «Амфитрион, или Два Созия» Дж. Драйдена; в XVIII—IX вв. «Амфитрион» Г. Клейста; в XX в. — «Амфитрион 38» Ж. Жироду; «Дважды Амфитрион» Г. Кайзера; «В доме переночевал бог.» Г. Фигейреду. Миф послужил сюжетом немногих опер в XVII—XIX вв. («Юпитер и Алкмена» Н. А. Штрунгка; «Амфитрион» Ф. Гаспарини; «Амфитрион» А. Гретри); среди опер XX в. наиболее значительна «Фиванская кукушка» Э. Вольф-Феррари.