Амэ-но Вака-хико
Амэ-но Вака>хико (др.-япон., «небесный юнец»), или Амэ-вака-хико, в японской мифологии сын Амацукунидама («небесный бог —дух страны»). Фигурирует в мифе о том, как Аматэрасу посылает одного бога за другим в Асихара-но накацукуни, т. е. на землю, управляемую О-кунинуси, чтобы привести её к покорности небесным богам и передать в управление своим прямым потомкам.
Получив небесные олений лук и оперённые стрелы, он отправляется очередным посланцем на землю, но не только не вступает в борьбу с О-кунинуси, но сочетается браком с его дочерью Ситатэру-химэ и рассчитывает сам стать правителем страны. Когда боги направляют на землю птицу накимэ («фазаниха»), чтобы спросить непослушного бога, почему он «восемь лет не возвращается, не докладывает» («Кодзики», св. I), Ама-но Сагумэ («небесная вещунья») истолковывает крик накимэ как плохое предзнаменование, и А.-н. в.-х. убивает её стрелой, полученной от богов.
Однако окровавленная стрела возвращается на небо, и, поняв, что это означает, бог Такаги (см. Такамимусуби) посылает её снова на землю, с заклинанием, и стрела убивает А.-н. в. х. В его похоронах участвуют птицы: цапля, фазаниха (плакальщица), зимородок, воробей.
Это, вероятно, отражает представления о том, что птицы уносят души умерших в загробный мир.А.-н. в.-х. изображён во многих произведениях японской литературы периода раннего средневековья, например, в «Уцубо-моногатари» («Повесть о дупле», X в.), «Сагоромо-моногатари» («Повесть о герое Сагоромо», XI в.), где он предстаёт в виде прекрасного юноши, посланца небес. В сборнике рассказов-сказок «Отоги-дзоси» (XVI в.) есть произведение, названное его именем, но здесь он изображается с телом змеи и выступает как сын одного из злых богов-демонов. Существует также рассказ о его браке с земной девушкой.