Альтруизм [лат. alter — другой] — система ценностных ориентаций личности, проявляющихся в актах заботы, милосердия, самоотречения, мотивом которых являются интересы другого человека или социальной группы. А. находит свое выражение в бескорыстном поведении, осуществляемом ради других людей и не способствующем повышению приспособляемости самой совершающей это поведение личности. Термин "А." введен французским философом О. Контом как противоположный понятию "эгоизм". Конт связывал понятие А. с формированием посредством воспитания у человека способности противостоять собственному эгоизму во имя интересов людей. В качестве морального принципа А. провозглашается некоторым к философско-религиозными учениями (буддизм, христианство), содержится в воззрениях многих мыслителей (Ж.-Ж. Руссо, И.-В. Гете, Л.Н. Толстой, Э. Фромм и др.). В психоанализе З. Фрейда А. рассматривается как невротическая компенсация т.н. первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению. В современной психологии и социобиологии ставится вопрос о филогенетических корнях самоотверженного поведения в животном мире, о "родословной А.", (В.И. Эфроимсон), об альтруистической стратегии поведения особи как необходимой в целях выживания всего вида (Дж. Уилсон, П.В. Симонов). Механизм проявлений А. может быть различен. Как правило, акты А. определяются ситуативными альтруистическими установками, которые актуализируются в различных действиях субъекта в конкретных опасных ситуациях (например, спасение ребенка ценой собственной жизни). В том случае, когда А. определяется смысловой установкой, он становится осознанной ценностной ориентацией, определяющей поведение личности в целом. Тогда А. превращается в смысл жизни личности (например, мировоззрение и деятельность А. Швейцера). Проявления А. могут быть сопряжены с прямой угрозой для интересов личности и даже для ее жизни. Эти обстоятельства существенно затрудняют экспериментальное исследование феномена А. и вынуждают психологов обращаться к анализу внешних форм поведения — помощи, щедрости, заботы и т.д. — без глубокого проникновения в мотивационную сферу личности. Реальная значимость альтруистического поведения личности определяется характером тех ценностей, которые лежат в основе ее взаимоотношений с людьми. А. может выступать как важный момент социально-психологического проявления гуманных отношений.
В.В. Абраменкова