Альтернативное направление развития
Как известно, наше восприятие мира ограничено пятью органами чувств: обонянием, осязанием, зрением, слухом и вкусом. Картина мира, которую мы видим, есть суммарный эффект действия этих самых органов восприятия. И, очевидно, что этим она (картина мира) и ограничивается в нашем сознании, поскольку о том, что мы не чувствуем, мы ничего не можем сказать.
Возникает вопрос: можем ли мы как-то расширить наше мировосприятие? Ведь, например, ученые-математики в результате своих многолетних усилий начинают лучше воспринимать цифры, музыканты – соответственно нотные знаки, да и любой человек, приложивший достаточно усилий в своей сфере деятельности, начинает более тонко чувствовать объекты данной сферы.
Следовательно, ответ на вышестоящий вопрос – положительный. Человеку от рождения дается минимальная форма мировосприятия, а далее все зависит от него. Если он будет развиваться в определенном направлении, – он приобретет дополнительные ощущения. Так мы и познаём мир, – опытным путем развивая чувствительность к определенным вещам и явлениям, что и позволяет нашему разуму делать некоторые заключения.
Но остаётся открытым еще один важный вопрос: есть ли конечная точка или, скажем так, некая цель у такого способа развития? Человечество веками развивает науку и технику, культуру и искусство, социальную сферу, а результатом этой деятельности стали многочисленные экономические кризисы, экологические проблемы, войны, страдания и т.п. Так может быть существует какое-то другое, “альтернативное” направление развития нашей деятельности, которое позволит нам избежать конфликтов на всех уровнях нашего мировосприятия?
Опыт традиционного развития наталкивает на мысль, что да, существует. Просто оно скрыто от нас, как скрыта большая часть мира от маленьких детей. В той мере, в которой дети хотят узнать, изучить, понять окружающий мир, – он им раскрывается. Так и в случае с альтернативным развитием – если человечество придет к выводу, что в результате текущего развития оно зашло в тупик и совершенно необходимы принципиально новые знания для дальнейшего существования, – эти знания проявятся.