Алкестида
Алкестида (’Άλκηστις), в греческой мифологии дочь царя Пелия, супруга Адмета.
Когда её муж, обречённый на раннюю смерть, получает возможность сохранить себе жизнь, если кто-либо согласится заменить его в царстве мёртвых, А. соглашается сойти в аид вместо Адмета. Своё решение А. объясняет тем, что муж и царь, оставшись в живых, лучше сумеет сохранить царство и обеспечить будущее детей.
Неожиданно навестивший дом Адмета Геракл, несмотря на радушный приём, замечает, что все домочадцы опечалены, и узнаёт причину их горя. Подкараулив у могилы Алкестиды пришедшую за ней смерть, Геракл отбивает А. и возвращает её мужу.
Так излагается миф в трагедии Еврипида «Алкестида». Согласно более поздней версии мифа, богиня Персефона, растроганная силой супружеской любви А., возвращает её мужу ещё более прекрасной, чем она была раньше (Plat. Conv. 179 С).
В основе мифа об А. сказочный мотив самопожертвования во имя любви.
Литература
:
Lesky A., Alkestis, der Mythos und das Drama, W.—Lpz., 1925.В. Я.В античном изобразительном искусстве (фрески в Геркулануме, вазопись, рельефы саркофагов и др.) были распространены два сюжета: сватовство Адмета и прощание супругов. В европейском искусстве — скульптура О. Родена «Смерть Алкестиды».В европейской драматургии XVI—XX вв.: «Верная жена Алкестида и её верный муж Адмет» Г. Сакса; «Алкестида» Ф. Кино; «Алкестида» Т. Смоллетта; «Алкестида» К. Виланда; «Алкестида» В. Альфьери; «Дом Адмета, или Обмен судеб» И. Г. Гердера; «Жизнь под солнцем» Т. Уайлдера и др.
Образ Алкестиды нашёл отражение в поэзии (поэма «Алкестида» Р. М. Рильке и др.).С XVII в. миф приобрёл широкое распространение в европейском музыкально-драматическом искусстве (оперы «Алкестида, или Триумф Алкида» Ж. Б. Люлли; «Алкестида» И. В. Франка; «Алкестида» А. Драги; в XVIII в. — «Адмет, царь Фессалии» Г. Ф. Генделя (создал также ораторию «Алкестида»); «Алкестида» К. В. Глюка и др.; в XX в. — «Алкестида» Э. Веллеса. Среди балетных спектаклей: «Адмет и Алкестида» — три постановки Ж. Ж. Новера, «Алкестида» И. Вейгля и др.