“активные формы групповой работы педагога-психолога доу с родителями”

Активные формы групповой работы

педагога-психолога  ДОУ с родителями.

Педагог-психолог  1 кв. категории

К (М) ДОУ «Детский сад компенсирующего вида

для детей с нарушениями зрения

№ 48 «Винни-Пух» г. Набережные Челны РТ

Гарафетдинова Гульнара Фаязовна.

Одним из важнейших принципов взаимодействия педагога-психолога                                       с современными родителями является приоритет активных методов и форм взаимодействия:  дискуссии, круглые столы, ролевые и деловые игры, занятия                         с элементами тренинга, детско-родительские мероприятия и др. Активные формы  и методы не дают готовых знаний, а побуждают участников к самостоятельному поиску. Групповая и командная работа участников способствует сплочению и укреплению благоприятного микроклимата в коллективе или группе родителей.

Предлагаем вашему вниманию сценарий конкурса КВН с элементами деловой игры для родителей детей подготовительных к школе групп  на тему: «Мамы, в школу собирайтесь!»

Ведущий (педагог-психолог): Игра – это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать, считать, писать, а главное – думать, рассуждать                                                            и изобретать. Очень важно, чтобы игра была увлекательной и доступной, чтобы                      в ней был элемент соревнования.Сегодня в такую игру поиграем и мы с вами.

Наш  КВН на тему: «Мамы, в школу собирайтесь!».

Познакомимся с командами.

Группы № 1, № 10, № 13 (по 6 человек в команде) представляют свои  название                       и девиз.

– Представляем вам еще одну команду. Это наше объективное и справедливое жюри: ……………………………………………….

Итак, мы начинаем КВН и первое задание – традиционная разминка.

  1. 1. «Разминка.

Ведущий:

Вам необходимо выбрать правильный вариант ответа на вопросы и отметить его карандашом, затем  зачитать выполненное задание и обосновать ответ вашей команды.

Представитель каждой команды получает  свой набор вопросов.                                           На обсуждение в группе отводится 5-7 минут.

Задание для 1 команды:

  1. 1. Ребенок готов к школе когда:

а) ему исполнилось 7 лет;

б) умеет читать и считать;

в) его уровень соответствует возрастной норме и он хочет идти  в школу.

  1. 2. Мотивационная готовность – это, когда ребенок хочет идти в школу:

а) так как будет учеником  и получать «пятерки»;

б) получать новые знания;

в) купят новый портфель, форму, школьные принадлежности.

Задание для 2 команды:

  1. 1. Общая цель  воспитания в современной школе – это:

а) трудовое и политехническое образование;

б) умственное воспитание;

в) разностороннее и гармоническое развитие личности.

  1. 2. Дисциплинированный ребенок:

а) всегда и везде выполняет правила поведения;

б) не дерется и не опаздывает;

в) соблюдает правила поведения в школе.

Задание для 3 команды:

  1. 1. При выборе школьной  Программы обучения  в первую очередь следует руководствоваться:

а) осознанием будущих высоких перспектив ребенка в жизни;

б) уровнем реальной подготовленности и возможностей ребенка;

в) уровень профессионализма  учителя в данном классе.

  1. 2. Самый важный компонент умственной готовности к школе:

а)  запас знаний ребенка из разных разделов Программы;

б) умение читать и считать;

в) достаточный уровень развития познавательных способностей:

внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

Жюри оценивает ответы команд.

  1. 3. Задание «Размышляйка»

Ведущий:

Переходим к следующему заданию, которое условно мы назвали «Размышляйка». Представители ваших команд получают карточки с заданием.  На  карточке – высказывания родителей. Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы                             на будущего школьника и первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него. Напишите свои предположения.

Примерные задания лежат веером в перевернутом виде.                      Представители команд выбирают одну из карточек c утверждением, обсуждают и записывают свои предположения. Затем представляют их для других команд. Ведущий поддерживает возможные дискуссии,    обобщает сказанное участниками, подводит итог. Жюри оценивает ответы команд.

Высказывания и комментарии ведущего к заданию № 2.

Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего школьника                          и первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него.

Напишите свои предположения.

I.

– Вот пойдешь в школу, там тебе…

– Ты, наверное, будешь двоечником?

(Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу)

II.

– Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!

(Родителям кажется,  что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания».  На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто  такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза.)

III.

– Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!

(У ребенка, которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и др.)

IV.

– Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!

(Родительские притязания основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке.  Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности  в родительской любви, а значит, уверенности в себе.)

V.

– Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?

(Не предъявляйте ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь заведомого обмана.)

3.Творческий конкурс: команды представляют свой творческий номер                        ( домашнее задание).

Н-р, хором исполняют известную песню, разыгрывают сценку.                            Жюри оценивает творчество и оригинальность команд.

  1. 4. Задание «Запоминайка»

Ведущий:

Следующее задание предназначено для диагностики зрительной памяти. А ну-ка, мамы и папы, проверим свою память!

– «Сейчас в течение 10 секунд вы рассмотрите таблицу  с различными фигурками. Будьте очень внимательны и постарайтесь их запомнить. Затем уберем эти таблицы и посмотрим на другие, где будет больше фигур, но среди них будут и те, что вы запомнили. Вам нужно будет найти и отметить их».

Оценка результатов: за каждую правильно найденную фигуру – 1 балл.

Максимальный результат – 9 баллов.

Команды подсчитывают общую сумму баллов, полученную членами своей группой,  и сообщают ее жюри.

  1. 5. Задание. «Угадай-ка»

Ведущий:

– Со школы ваши дети будут приходить разном настроении, ведь праздник длится так недолго, примерно первую неделю. Дети могут быть и  шумными и плаксивыми, тревожными и веселыми, агрессивными и радостными. И нам, родителям, очень важно попытаться понять своего ребенка. Понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Проверим свою родительскую интуицию.

  • Перед вами 12 выражений лица, в которых художник закодировал 12 эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать. Если вам удалось угадать большинство состояний,  значит,  вам будет легко понять своего ребенка с первого взгляда.

Командам представляются изображенные на ватмане схематические изображения различных эмоций (тест см. в кн. Панфиловой М.А. «Игротерапия общения»).   Время на обсуждение внутри своей команды 5 мин. Жюри оценивает правильность предложенных названий эмоций.

  1. 6. Задание «Догоняй-ка».

Ведущий:

– Устали сидеть?Устроим физкультурное соревнование, узнаем, чья команда быстрее.

(Организуется эстафета с физ. атрибутами)

Жюри подсчитывает баллы и выставляет общие оценки командам, определяет места команд-участников.

Награждение команд дипломами.

Подведение итога встречи и выступление заведующей ДОУ…..

Прощание с участниками КВН.

Литература.

  1. Клюева Н.В. «Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг»,- Ярославль: Академия развития, г.
  2. Луньков А.И. «Как помочь ребенку в учебе в школе и дома». – М.,    1995 г.
  3. Панфилова М.А.,«Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.- М.:»Издательство ГНОМ и Д», г.
  4. Хухлаева О.В. «Активные формы групповой работы с родителями»                ст. в газете «Школьный психолог» № 19, г.

Оставьте комментарий