Активность — 1) "причинность причины" (И. Кант); 2) деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире.
Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, процессов и функций живого существа, его места в мире, вообще говоря, о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные и неотъемлемые.
Имея в виду это особое качество — способность к самодвижению, в ходе которого индивид воспроизводит себя, — говорят, что он выступает как субъект А. В становлении и существовании человеческого индивида как субъекта представлены такие проявления А., как активация, безусловно- и условно-рефлекторные акты, поисковая А., произвольные акты, воля, акты свободного самоопределения и самополагания субъекта. В соотнесении с деятельностью А. субъекта определяется как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения. А. характеризуется здесь следующими свойствами: спонтанностью, т. е. обусловленностью производимых актов спецификой внутренних состояний индивида в момент действования, в отличие от реактивности как их обусловленности предшествующей ситуацией; произвольностью, т. е. обусловленностью того, что совершается актуальной целью субъекта, в отличие от полевого поведения; надситуативностью, т. е. выходом за границы предустановленного, в отличие от приспособительности как ограниченности действий рамками заданного; действенностью, т. е. устойчивостью по отношению к реализуемой цели, в отличие от пассивности как тенденции непротивления обстоятельствам, с которыми надлежит встретиться в будущем. Феномен А. как единства спонтанности, произвольности, надситуативности и действенности не может быть осмыслен в рамках традиционной "причинно-следственной" схемы, а также схемы "целевой причинности". По-видимому, необходимо выделить особый тип причинности, определяемый спецификой актуального состояния индивида в момент действования. Такая причинность может быть названа актуальной. В отличие от детерминации со стороны прошлого (обычные причинно-следственные отношения) или со стороны возможного будущего (целевая детерминация), в данном случае подчеркивается детерминирующее значение "момента". Корректная форма описания такого типа причинности содержится в работах Канта — в его представлениях о "взаимодействии" (или "общении") субстанций.
В.А. Петровский