АШ

АШ (Asch) Соломон (1907—1996) — американский психолог польского происхождения, специалист в области психологии личности, социальной и экспериментальной психологии. Оразование получил в Колумбийском ун-те (магистр, 1930; д-р философии, 1932). Профессиональную деятельность начал в Бруклинском колледже (1932—1941), продолжил в Новой школе социальных исследований (адъюнкт профессора, 1944—1947) и в Свартморском колледже (профессор, 1947—1966). В 1966 г. стал одним из основателей

Института исследования познания в ун-те Ратджерса. В 1972 перешел в Пенсильванский ун-т на должность профессора психологии, где работал до отставки в 1979 г. Получил награду APA "За выдающийся научный вклад" (1967). Сфера интересов А. в психологии была достаточно обширна., тем не менее основные усилия он сосредоточил на проблемах социальной психологии. А. был уверен, что психология должна быть связана с социальными науками (такими как экономика, история и политика) в такой же мере, в какой она связана с естественными и биологическими науками. К этим выводам он пришел не сразу, начав свою научную деятельность с экспериментальных исследований восприятия, поскольку еще в студенческие годы заинтересовался гештальт-психологией. Наиболее известны эксперименты А. и Г.

Уиткина (H.A. Witkin) по восприятию вертикали, результаты которых были опубликованы в четырех статьях журнала Экспериментальная психология (Journal of Experimental Psychology, 38. 1948). Эксперименты говорили в пользу зрительного восприятия пространства, а отнюдь не в пользу проприоцепции. Кроме работы по анализу пространственной зависи мости, А. проводил смелые эксперименты по восприятию человека. Он предлагал испытуемым перечень индивидуальных черт (например, теплый, умный, квалифицированный, трудолюбивый, решительный, практический, осторожный) и затем фиксировал впечатление и суждения испытуемых о гипотетическом человеке, описанном предлагаемым образом.

Различные группы получали идентичные перечни, в которых менялось только одно ключевое слово (наиболее известным "переключателем" служила пара "холодный" и "теплый"). А., наблюдая воздействие центральной черты на формирование впечатления, установил, что некоторые черты были более значимы и их изменение сопровождалось изменением окончательного впечатления. А. также сделал вывод, что суждение о другом человеке — целостное событие и не может быть получено путем комбинации отдельных независимых друг от друга свойств. Наиболее значимыми исследованиями А., оказавшими большое влияние на становление социальной психологии, был ряд экспериментов по изучению конформности в группе.

В его классическом эксперименте группа испытуемых была приглашена для того, чтобы вынести суждения восприятия. Им предлагалось установить соответствие одного из трех отрезков контрольному (совпадающая пара при этом наличествует). Когда испытуемые приступали к решению этой задачи, оказывалось, что такую же задачу уже решает другая группа. Разумеется, первая группа не проинформирована в том, что вторая группа лишь играет роль испытуемых.

Все члены второй группы единодушно выбирают неравную пару отрезков, называя ее правильной. Испытуемые первой группы выносят суждение вслед за ними и потому подвержены влиянию мнения большинства. Многие испытуемые уступали давлению большинства, и А. мог убедительно продемонстрировать конформность в лабораторных условиях. Однако в США было и критическое отношение к экспериментам А. Многие считали, что если бы испытуемые первой группы были полностью проинформированы, то эксперимент бы не состоялся. Свои исследования и взгляды А. изложил в известном учебнике по социальной психологии (Social Psychology. 1952), который был без изменений переиздан в 1987 г. Его понимание гештальтпсихологии показало, что он был далек от наивного принятия доктрины объективного эксперимента и потому обвинения в его адрес были несостоятельными.

Л.А. Карпенко

Оставьте комментарий