ВОЙТОЛОВСКИЙ

ВОЙТОЛОВСКИЙ Лев Наумович (1876—1941) — российский литературовед, критик и публицист, один из основателей отечественной марксистской социальной психологии. Окончив в 1901 г. медицинский фак-т Харьковского ун-та, работал в клинике нервных и душевных болезней в Киеве.

Опубликовал в это время несколько глав одного из первых в отечественной науке труда по социальной психологии: "Роль чувств в коллективной психологии". Тогда же начинается литературная и публицистическая деятельность В., формируется его марксистское мировоззрение. Он публикуется в легальной марксистской печати (журнал "Правда") и в других изданиях, где в частности печатает и свои работы по социальной психологии (1912). В качестве военного врача участвовал в Первой мировой и гражданской войнах, написал книгу "По следам войны. Походные записки. 1914—1917" (1925—1927).

В годы Советской власти издал книгу "Очерки коллективной психологии", (1925), которая исторически относится к числу истоков отечественной социальной психологии. Начала новой науки излагал с марксистских позиций, хотя слабое владение марксисткой методологией определяло непоследовательность, идеологическую размытость его научной позиции. Вводит тезис марксизма-ленинизма "о народных массах как двигателе истории".

Соответственно термин "толпа", "чернь" он заменяет понятием "коллектив", критикует отношение Н.К. Михайловского к народным массам, считая, что его "Герои и толпа" — не психология, а "патология масс" и указывает на сходство в этом вопросе позиций Михайловского и Ф. Ницше ("Очерки психологии коллективизма" // Современный мир, 1912). Подчеркивал, что марксистское положение о решающем значении экономического базиса не снимает роли революционной самодеятельности масс, отдельных индивидов, их воли, стремлений, интересов. Вырастая из экономического фактора, социальная психология (В. ее иногда называл политической, идеологической) приобретает относительную самостоятельность.

>С марксистских позиций критиковал Г. Тарда, Г. Лебона и др. теоретиков "толпы", в частности тезисы Лебона о том, что "люди в толпе не могут обойтись без господина" ("героя", вожака, лидера), а также о преступности, легкомысленности, обезличенности и чрезвычайной внушаемости толпы. Ссылаясь на практику исторических событий в России, он пытался опровергнуть представления о действии в толпе автоматических импульсов "психологической заразы", о затемнении и сужении в толпе сознания индивида, минимизации сознательного контроля, о толпе как "загипнотизированной массе", беспрекословно повинующейся воле вожака. Отстаивал тезис о роли сознания в революционном движении и в то же время выступал против "рассудочности" в работе с массами, подчеркивал огромную роль эмоций в коллективной психологии, говорил о необходимости установить гармонию между экономикой и социальной психологией.

А.Т. Губко

Оставьте комментарий