ВОЗРАСТ КАК ПЕРЕМЕННАЯ – методологическая проблема, требующая особых методов проведения исследований. Основные подходы к исследованиям возраста:
1. Межвозрастной (cross-sectional).
Если требуется проследить, как какая-либо переменная изменяется с возрастом, обычно для исследования выбираются группы определенных возрастов (например, 20 и 40 лет). В этом случае возникает опасность смешение возраста и поколения (20 лет назад все было другое – и игры, и фильмы, и отношения).
2. Лонгитюдный. В лонгитюдных исследованиях (см.) избранные группы исследуются на протяжении длительного времени (иногда с перерывами на несколько лет). В этом случае объектом выступает одно поколение. Однако неизвестно, произошли ли наблюдаемые явления с изменением возраста или из-за изменений в окружающем мире.
3. Возрастной (time-lag). Этот метод для определения эффекта времени фиксирует постоянный возраст (например, только 19-летние) в течение нескольких лет.
4. Возрастно-периодический (cross-sequential).
Суть метода состоит в тестирование двух или более возрастных групп в течение двух или более периодов времени. В этом случае вероятнее определить эффекты смешения. Следует отметить трудоемкость такого рода исследований.
Проиллюстрируем методы схемой:
Год
рожде-
ния
Год тестирования
1991
1992
1993
1994
1972
19
20
21
22
лонгитюдный (долговременный)
1973
18
19
20
21
1974
17
18
19
20
1975
16
17
18
19
возрастной
меж-возрастной
возрастно-периодический
Иллюстрация методов проведения исследований, включающих возраст как переменную.
А.П. Репеко