ГЕРБАРТ (Herbart) Иоганн Фридрих (1776—1841) — немецкий философ, психолог, педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. Профессор Геттингенского (1805—1833) и Кенигсбергского (1809—1833) ун-тов. В его теории соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии — идеей апперцепции, активности души, роли бессознательного. Говоря об ассоциации представлений, Г. приходил к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического. Психологические взгляды Г. изложены им в книгах "
;Психология по-новому, основанная на метафизике, опыте и математике" (1816) и "Учебник психологии" (1834). Развивая теорию Г.В. Лейбница о структуре души, Г. писал, что в душе можно выделить три слоя — апперцепцию, перцепцию и бессознательное. Огромное значение для развития объективной психологии и для проникновения в нее математических способов обработки полученных данных имела идея Г. о динамике представлений. Он исходил из предположения, что каждое представление обладает определенной силой, зарядом. С точки зрения Г., каждое представление стремится попасть в центральную область души — область сознания.
Однако объем этой области, также как и области апперцепции, не безграничен и поэтому попасть туда может только представление, обладающее достаточной интенсивностью, которая может преодолеть порог, отделяющий сознание от бессознательного. Еще большей интенсивностью должно обладать представление для того, чтобы преодолеть порог апперцепции и попасть в центр внимания человека, в область отчетливого сознания.
Естественно, что каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда уже имеющееся там, но более слабое представление. Отсюда Г. делает вывод о том, что между противоположными представлениями существуют отношения конфликта, вытеснения. Однако существуют, подчеркивал он, и сходные представления, которые могут соединяться или даже сливаться в одно.
>В том случае, если в области сознания человека уже находится сходное представление, новому знанию не надо обладать очень высокой интенсивностью, так как оно не вытесняет, а сливается со старым и таким образом попадает в сознание. Более того, если в области смутного сознания или бессознательного расположены некоторые представления, к которым добавляются даже и не очень сильные, но сходные новые представления, сливаясь они могут получить достаточную интенсивность для перехода из бессознательной части души в сознание. Эта концепция Г., которую он назвал "теорией статики и динамики представлений", сыграла большую роль и в теории обучения. Теория Г., в которой появились новые и актульные для психологии идеи о динамике представлений, о связях и конфликтах, их расположении в душе человека, была одной из самых распространенных и значимых психологических теорий в прошлом веке. Она сыграла важную роль в дальнейшем развитии этой науки, оказав большое влияние на многих известных психологов. Г. также автор трудов: "Основные моменты метафизики и логики", 1807; "Общая метафизика с началами философского учения о природе", 1828—1829. В рус пер.: "Психология", СПб., 1875; "Избранные педагогические сочинения", т. 1, М., 1940.
Т.Д. Марцинковская