ЗАКОН

ЗАКОН – традиционно – существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. Категория З. выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися, устойчивыми отношениями (связями). Важнейшие черты З. – необходимость, всеобщность, повторяемость и инвариантность. Традиционно принято полагать, что существуют различные типы З.

Так, в макромире принято различать три типа З.: З. – тенденция, З. однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике, и статистический З. – З. больших чисел. В микромире действуют вероятностные З., обусловленные корпускулярно-волновым дуализмом микрообъектов.

В философских системах Древнего Востока и Греции под З. понимался объективный порядок, внутренне присущий миру естественный путь развития всех вещей. Из средневековых мыслителей первым обращается к термину “З. природы” Фома Аквинский. Понятие З. в его учении тождественно понятию диктата, предписания, веления божественного разума. Религиозная трактовка З. в учении Фомы Аквинского долгое время служила препятствием для использования в рамках естествознания самого термина “З.”. Леонардо да Винчи, Г. Галилей, И. Кеплер и другие ученые предпочитали ему такие выражения, как “аксиома”, “правило”, “разумное основание” и т.д. Однако уже в эпоху Возрождения Дж. Бруно использует понятие “З. природы” для пантеистического выражения идеи всеобщей естественной необходимости. В науке и философии Нового времени понятие “З. природы” подвергается коренному переосмыслению. Под З. природы начинают понимать общие, устойчивые и повторяющиеся, а также внутренне необходимые связи и отношения самих вещей и явлений природы. Начало широкому употреблению понятия “З. природы” в философии и науке Нового времени было положено Р. Декартом. Согласно Декарту, важнейшими атрибутами З. являются неизменность и вечность. Т. Гоббс делает понятие “З.” важнейшим элементом своей социологической концепции. Согласно Гоббсу, человек как часть природы подчинен всеобщему З. природы – стремлению к самосохранению. На путях осуществления в обществе данного З. встречаются различные препятствия, которые преодолеваются только благодаря разуму человека, открывающему определенные правила общежития, которые Гоббс и называет естественными З. Спиноза полагал, что З. природы – это такие “решения” и “постановления”

Бога, в соответствии с которыми определено прежде всего его собственное существование, что в них выражена абсолютная необходимость. В учениях французских просветителей и философов-материалистов 17-18 вв. утверждается, что “законы… есть результат необходимых отношений, вытекающих из природы вещей”. Понятие “З.” у И. Канта является средством выражения необходимых отношений между элементами познавательной деятельности субъекта. Чаще всего Кант использовал понятие “З.” для выражения отношения субординации между общим и единичным, между категориями и явлениями в процессе их взаимодействия при формировании знания. По Канту, З. науки являются высшей формой рассудочного знания. Г. Гегель увязывает З. с устойчивыми, необходимыми существенными особенностями развития абсолютной идеи, формулируя основные З. диалектики.

В настоящее время термин “З.” не пользуется распространенностью в социально-гуманитарных дисциплинах. Предполагается, что в сферах своей реализации общественные З. и закономерности носят преимущественно статистический характер. См. Вероятность.

Т.В. Самущик

Оставьте комментарий