ИННОВАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ – механизм формирования оригинальных культурных продуктов, обеспечивающих динамичное развитие конкретного типа культуры. И.К. обеспечивает выработку адекватных меняющейся реальности моделей социального поведения и мировоззренческих ориентаций, оформление и трансляцию новых знаний о природной и социальной среде, построение новых форм коммуникации и сфер профессиональной активности, а также включение новаторских культурных образцов в наличный культурный контекст.
Основанием И.К. становятся как внутренние, так и внешние факторы, связанные с постоянным воспроизводством социальной нестабильности и изменчивости, в результате: 1) взаимодействия общества и природы; 2) развития специализированных сфер человеческой деятельности (наука, техника, философия, религия, политика); 3) взаимодействия различных социальных слоев и институтов; 4) поиска оптимальных форм управления обществом; 5) взаимодействия различных культур и языков культуры. И.К. является эффективной формой социокультурной коммуникации как плодотворное взаимодействие культурных форм, принадлежащих различным культурным пластам и сферам (от элитарных до маргинальных). Предпосылками И.К. являются как творческие возможности человека, так и полиморфизм культуры, предоставляющей творцу набор “инструментов” – многообразных форм освоения, восприятия и описания мира.
Суть И.К., таким образом, заключается в создании новых культурных форм (паттернов) – универсальных клише, форматирующих человеческий опыт при помощи совокупности актуальных языков культуры. Независимо от степени глобальности И.К., она предлагает определенный способ “бытия-в-культуре”, отвечающий изменениям “человеческой ситуации” данной эпохи. При этом И.К. способны содействовать как стабилизации социума (обеспечивая эффективное разрешение социальных конфликтов и выражая господствующие общественные настроения), так и его изменениям, дифференциации (способствуя появлению новых социальных групп, стилей жизни, мировоззренческих ориентаций и т.п.). И.К. одновременно продолжает культурную традицию (источник концептуальных и языковых средств для творческого поиска, а также совокупности “предпосылочного” знания) и противостоит ей, расширяя наличный культурный контекст. В этом плане для И.К. особое значение имеет работа с “нетрадиционными” или маргинальными культурными образцами – художественными стилями, философскими и религиозными учениями, стилями жизни и методиками “расширения сознания”. В этом случае И.К. становится итогом эффективной культурной коммуникации – динамичного взаимодействия “высокой” и “профанной” культурной среды (Гройс Б.). Согласно теории действия Парсонса, социальные и культурные изменения обусловлены процессами обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником И.К., таким образом, становится избыток (либо недостаток) информации в процессе диалога различных типов или сфер культуры.
М.Р. Жбанков