КУЛЬТ (лат. сultus – уход, почитание) – 1) форма религиозного действия, представляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обрядов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением и направленных на сферу сакрального. Направленность и значение К. могут существенно отличаться в различных типах религии, но сущность культового действия всегда сохраняется неизменной – возможность прямого обращения к священному, вера в возможность быть услышанным “небом”. В структуре К. выделяют: предмет К., выраженный в виде религиозного образа (вещи, животные, силы природы, духи, Бог); форму К. как процедуру и технологию общения с предметом (молитва, богослужение, ритуальная пляска, обряд посвящения и т.п.); средства К. – материальные атрибуты церемонии (предметы, здания и др.); содержание К. – характер культового действия, его “прикладное значение” (К. плодородия, военный К., промысловый К. и др., но следует знать, что религиозный К., в отличие от магии, носит духовно-практический характер и не всегда преследует прагматические цели); субъект К. – индивид или религиозная группа (община). Р. Маретт рассматривал К. как важнейший элемент религии, придающий ей отличительные черты, постулирующий специфику религии как отдельной формы общественного сознания. Э. Дюркгейм в определении религии выделяет два ее основных элемента: верования и К. В К. религиозная вера приобретает зримое содержание, религиозное сознание объективируется через оперирование символами, за которыми скрыты истины вероучения, убеждения и эмоции верующего, что позволяет выделить следующие социальные функции К.: коммуникационную функцию, функцию трансляции опыта (необязательно религиозного), контрольную функцию, комфортную функцию (психологического и эстетического удовлетворения).
2) Тип аморфной религиозной организации, функционирующей на энтузиазме своих членов, без опоры на формальную организацию. Понятие К. как типа религиозной организации введено Г. Беккером для описания специфического религиозного объединения – харизматического К., который выступает крайней формой сектанства и религиозного максимализма. Специфические черты такого К.: малочисленность; призыв к радикальному изменению личности и общества; агрессивные методы привлечения и удержания членов; харизматическая основа – вера в особую миссию учителя (чаще всего, после смерти лидера культ исчезает или прозябает в виде малочисленной группы); ярко выраженная претензия на исключительность, избранность, отрицание диалога с другими религиями; фанатизм, мистицизм, эзотерические идеи; негативное отношение к государству, светской культуре (чаще всего, их полное отрицание); тип религиозного действия носит глубоко эмоциональный характер, требует полной личной преданности и стопроцентной включенности в жизнь общины. В организационном плане харизматический К. складывается как группа приверженцев к.-л. личности (учителя истины) как носителя особых качеств (чаще всего – мессианских).
Большинство нетрадиционных религий 20 в. формируются именно как разновидности харизматического К.: “Церковь объединения” (“Церковь Муна”, 1954), “Церковь Единой веры” (“Церковь Виссариона”, 1990) и др. Такой аспект позволяет охарактеризовать К. как начальную стадию секты или первичную стадию организационной эволюции религии и как первый шаг в институциализации религии, который состоит в выделении и оформлении нетрадиционного религиозного сознания, в вероучительной инновации, в разрыве с прошлым и настоящим. Под К. также понимают религиозную группу типа “кружка по интересам”, основой которой является не харизма вождя (его вообще может не быть), а духовное единство членов культа (теософские общества, спиритические, астрологические, магические, алхимические и т.п.); такой форме К. близки масонские общества, союз пифагорейцев, сатанинские группы.
3) Ситуация оценки какого-либо объекта (одушевленного или неодушевленного), когда он становится центральным элементом системы поведения и мышления субъекта (общества, группы, индивида) – К. личности, К. денег, К. разума.
Такой объект отражает базовые ценности данной культуры, функционирует как цель и образец действия. В отличие от религиозного К., культовый объект не нуждается в особом ритуале и носит светский характер, хотя его восприятие и может быть описано через категории священного: вера в харизму вождя, поклонение человеческому разуму и т.п.
Д.К. Безнюк