КОХУТ (Kohut) Хайнц (1913—1981) — американский психоаналитик. Д-р медицины (1938), профессор (1957). После окончания Деблингерской гимназии Вены (1932) продолжил образование в Венском ун-те у А.
Айхорна (1938). В связи с угрозой нацизма в 1939 г. эмигрировал сначала в Англию, где некоторое время находился в лагере для перемещенных лиц, затем в 1940 г. — в США (получил гражданство в 1945 г.). Дальнейшее неврологическое и психоаналитическое (включая курс лечения психоанализом) образование получил в Чикаго. С 1941 по 1943 г. К. — невролог в госпитале Чикагского университета, затем — преподаватель неврологии и психиатрии в этом университете (1943—1947), ассистент профессора психиатрии (1947—1950), профессор психиатрии (1957), член правления Чикагского ин-та психоанализа.
В 1973 г. К. защитил докт. дис. в ун-те Цинциннати, в котором читал гостевые лекции. Вице-президент Интернациональной психоаналитической ассоциации, президент Чикагской психоаналитической ассоциации (1963—1964), президент Американского психоаналитического общества (1964—1965). К. был очарован личностью З. Фрейда, стремился быть не только его последователем, но и стать официальным преемником. В 1946 г. обрушил яростную критику на Ф.
Александера, отошедшего от классического психоанализа и развивавшего свою теорию о соответствии органических заболеваний типам эмоциональных конфликтов. Большое влияние на К. имели А. Фрейд, Г. Гартман, П. Крамер, К. Эйсслер, но они без энтузиазма встретили его интерпретации работ Фрейда. С 1959 г. К. начал развивать свою психологическую теорию "
;Я", что было инициировано работой с пациентами, имевшими "нарциссические расстройства" (неадекватная самооценка, внутренняя неуравновешенность, трудности саморегуляции, потеря смысла бытия) и не поддававшимися традиционному психоанализу. К. обнаружил, что основная проблема таких пациентов заключается в неудовлетворенной потребности в уважении, одобрении и причастности к другим. Это заставило К. пересмотреть психоаналитические постулаты, касающиеся категории "Я". В его подходе "Я" стало рассматриваться как рефлексивная структура, выполняющая роль самоотображения и самоотношения.
При этом по своей структуре "Я" было представлено как напряженная биполярная конфигурация, на одном полюсе которой находятся "претензии Я" (потребность в господстве, в достижениях), на другом — "идеализированный образ родителей" (идеализированные ценности). В своей работе "Анализ самости" ("The Analysis of the Self, a Systematic Approach to the Psychoanalitic Treatment of Narcissistic Personality Disordes", 1971) на основе тщательных наблюдений предложил план новой психологии и психоанализа самости. Создал Чикагскую школу психотерапии, в которой основой психического расстройства рассматривался не конфликт, а недостаток эмоционального тепла в раннем детстве, компенсировать который возможно и необходимо во взаимоотношениях пациента и психотерапевта (пациентом надо восхищаться и демонстрировать уважение).
И.М. Кондаков