ЛЕМ (Lem) Станислав (р. 1921) – польский мыслитель, философ, писатель-фантаст. Основные произведения: “Человек с Марса” (1946); “Астронавты” (1950); “Магелланово облако” (1955); “Диалоги” (1958); “Звездные дневники” (1954, 1958); “Возвращение со звезд” (1961); “Солярис” (1961); “Выход на орбиту” (1962); “Непобедимый” (1964), “Summa technologiae” (1964, 2-е расширенное издание – 1967); “Сказки роботов” (1964); “Кибериада” (1965); “Глас Господа” (1968); “Повести о пилоте Пирксе” (1968); “Философия случайности” (1968); “Фантастика и футурология” (1970); “Абсолютная пустота” (1971); “Мнимая величина” (1973); “Беседы и очерки” (1975); “Маска” (1976); “Насморк” (1976); “Осмотр на месте” (1979); “Мир на Земле” (1987); “Фиаско” (1987); “Философия случая” (в 2 томах, 1988) и др.
Философско-футурологический трактат Л. “Сумма технологии” посвящен концептуальному и научному анализу горизонтов и механизмов эволюции человечества. Проблемы, порождаемые экспоненциальным ростом научного знания и стремительным подъемом уровня энергий, освоенного людьми; постановка вопросов о соотношении и взаимообусловленности биологической и технической эволюций в контексте приверженности Л. кибернетическим /читай: синергетическим. – А.Г./ контекстам постижения цивилизационных процессов; предположения о возможности направляемых трансформаций самого биологического вида Homo sapiens – эти и многие другие подходы Л. совместили в себе футурологическую респектабельность, характерную для исследований такого рода в 1960-1980-х, с одной стороны, и четко заданную приверженность идеалам гуманизма швейцеровского типа, с другой. (Особо следует отметить чисто синергетическую трактовку Л. – см. его книгу “Философия случая” – оснований социальной жизни и всякой эволюции вообще: “Случай – поворотный фактор всякого эволюционного процесса; уклад, возникший в результате данного процесса, создает собственные системные законы, не имеющие ничего общего с первоначальным поворотным фактором”.) Цивилизация, согласно Л., – бытие общества (не обязательно земного) в отличие от бытия биологического вида. Подчеркивая и иллюстрируя при этом в своих фантастических произведениях идею о том, что Космос не есть увеличенная до масштабов Вселенной Земля, что человек всегда будет сталкиваться там с Непостижимым, Л. акцентирует тезисы о закономерности возникновения разума в Космосе, о принципиальной неограниченности астроинженерного потенциала мыслящих существ, о безграничной множественности путей эволюции цивилизаций Вселенной.
Постулируя ряд принципиальных условий осуществимости сценариев выживания человечества в 3-4 тысячелетиях, Л. не только осознанно деидеологизировал облик грядущего социума, оказавшегося в состоянии преодолеть социально-политические антагонизмы и геополитические напряжения середины 20 ст., но и отвел этой (неизбежно аксиологически значимой для философских изысков мыслителей Восточной Европы) проблеме второстепенное место в иерархии вопросов будущего.
Само по себе формулирование Л. таких проблем социально-философского порядка (условия возможности доминирования человека современного – логически мыслящего – типа и в будущих эпохах жизни на земле; “космические перспективы разума”; перспективы эволюции “технологии” – “обусловленных состоянием знаний и общественной эффективностью способов достижения целей, поставленных обществом”; достижимость гармонии развития технологии и целей общества), которые “по определению” включали в себя нормы идеологического противоборства в качестве не более чем “фонового шума”, сыграло весьма значимую роль в раскрепощении мышления научно-технической и гуманитарной интеллигенции стран социалистического лагеря и особенно Польши и Советского Союза в 1960-1980-х.
А.А. Грицанов