Мышления инициация — порождение, возникновение мышления в процессах обнаружения познавательных пробелов, противоречий, их локализации и оформления в мыслительных задачах. В психологии мышления М. и. отличают от мышления как процесса, детерминированного решаемой задачей. В проблематику М. и. входит изучение интеллектуальной инициативы, чувствительности к проблемам, мотивации мышления, типологических особенностей поведения людей в проблемных ситуациях, детерминации мышления, его направленности и избирательности в процессах постановки задач и поисках решений. Мышление инициируется поставленной кем-либо задачей (руководитель, учитель и т. д.). Оно может возникать ситуативно — в процессе любой (в т.ч. профессиональной) деятельности под воздействием складывающихся условий. Наиболее сложным видом М. и. является т.н. свободная инициация, проявляющаяся в виде самопроизвольного, инициативного выхода личности за пределы инструкций, норм, требований ситуации и т. д. В гомеостатических моделях личности феномены свободной М. и. рассматриваются как проявления "апрактичности", "бескорыстности", "нефункциональности" мышления. В гуманистической психологии они исследуются как проявление потребности личности в самоактуализации и самореализации. В отечественной психологии свободная М. и. рассматривается как проявление гетеростазической (нормотворческой) природы действующей личности и ее стремления к сохранению целостного и осмысленного образа мира, фрагментарность которого обусловливается сложившейся системой образования и образом жизни личности. Исследования М. и. позволяют увидеть в мышлении не только процесс познания как "отражения" действительности, но и как порождение образа мира: как психологического образования, через которое преломляются, опосредуются все внешние воздействия.
А.М. Матюшкин, В.Е. Клочко