ОБРАЗ

Образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. О. — одна из форм отображения объективной реальности. В психологии понятие "О." используется в нескольких значениях. Существует традиция, связывающая с О. преимущественно перцептивные формы знания. Так, при описании развития мышления ребенка выделяют стадию наглядно-образного мышления, отличие которой от более ранних и последующих стадий состоит в опоре на зрительные представления и их трансформации как средства решения мыслительных задач. С точки зрения исследования онтогенетического развития, О. предполагает интериоризацию схем действия с предметами (Дж.

Брунер, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже). В работах А.Н. Леонтьева была выдвинута гипотеза об О. мира как многомерном психологическом образовании. К числу пяти его квазиизмерений относятся координаты пространства — времени и квазиизмерение значения. Последняя из этих образующих, в свою очередь, может быть представлена с помощью соответствующих средств математической обработки (многомерное шкалирование, кластерный анализ и т. д.) в виде разнообразных геометрических моделей — субъективных семантических пространств.

Важное различение "наивной" и "критической" картины мира, зависящее соответственно от обыденного или научного подхода к трактовке психического, проводилось представителями гештальтпсихологии. Интенсивное изучение О. ведется в когнитивной психологии, где в частности обсуждается проблема соотношения О., возникающего в результате актуального восприятия, с представлениями тех же самых предметов и событий. Анализ пространственных преобразований воспринимаемых и представляемых предметов свидетельствует о близости лежащих в их основе процессов (С. Косслин, Р. Шепард).

Поэтому было выдвинуто предположение о существовании гипотетической нейрофизиологической структуры — "зрительного буфера", активация которого сенсорной информацией или сведениями из долговременной памяти приводит к возникновению наглядного О. Однако выявленное эмпирическим путем соответствие может быть объяснено лишь генетически — происхождением внутреннего плана деятельности из реальных предметных действий.

О различии двух видов О. могут говорить различия их субъективной отчетливости, а также то, что О. представлений никогда не локализуются во внешнем пространственном окружении. Исключение составляют т.н. эйдетические О. и истинные галлюцинации, которые возникают при некоторых психических расстройствах. Эти различия иногда оказываются ослабленными при измененных состояниях сознания, в частности при сновидениях и в просоночных состояниях (гипногогические О.). Псевдогаллюцинации, напротив, совершенно явно отличаются от О. восприятия (В.Х. Кандинский).

Б.М. Величковский

Оставьте комментарий