ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ представляет собой упорядоченную совокупность осознанных, социально и личностно значимых действий предпринимателя (см.), отражающих используемые данным хозяйствующим субъектом принципы отбора экономических альтернатив. Отдельные действия предпринимателя могут быть самыми разнообразными, но вместе с тем их объединяет нечто особенное. Эта специфика замечается внешним социальным окружением, выделяется и становится характеристикой как П.П., так и самого хозяйствующего субъекта.
Например, когда о предпринимателе говорят, что на него можно положиться, это означает, что он совершил множество действий, в которых был верен заключенным договорам, выполнял свои обязательства и доводил до конца начатое дело. Таким образом, характеристика действий предпринимателя становится характеристикой его поведения, которая, в свою очередь, распространяется на внутренний мир хозяйствующего субъекта. П.П. соотносится с предпринимательской деятельностью как особенное с общим. Все, что характеризует деятельность, распространяется как общее на поведение, а поведение, будучи особенным, вносит в деятельность собственное разнообразие, так или иначе влияя на ее результат.
Понятие “П.П.” отличается от понятия “действие предпринимателя” повторяющейся особенностью и целостностью, которые предполагают единство духовного, социального и биологического в каждом хозяйствующем субъекте. Нарушение этого единства порождает внутренний конфликт как несоответствие личностного общественному (проблема возможностей) или личностного индивидуальному (проблема средств). Пути выхода из сложившейся конфликтной ситуации связаны в первом случае – со сменой макрохозяйственной системы, в которой предприниматель осуществляет свою деятельность, во втором – с целенаправленным повышением собственного потенциала (финансового, образовательного, физического).
П.П. является, как правило, активным типом экономического поведения с выраженными компонентами инновационного поведения. В социологии критериями выделения того или иного вида П.П. являются степени его соответствия различным общественным нормам (профессиональным, правовым, моральным и т.д.), причем адекватная социальная оценка конкретного П.П. возможна на основе сравнительного анализа результатов его классификации по разным основаниям. Например, П.П. главного героя художественного к/ф “Берегись автомобиля!” Юрия Деточкина было абсолютно противозаконным и вместе с тем высокопрофессиональным, социально ответственным и весьма моральным.
>В целом же эффективность П.П. для его носителя определяется результативностью совершенных предпринимателем действий по реализации предпринимательской идеи в процессе достижения предпринимательского успеха. Что касается социальной эффективности П.П., то она определяется вкладом конкретного вида поведения в расширение спектра возможностей для развития человеческого потенциала в рамках данного сообщества.
О.В. Кобяк