РОСТУНОВ

РОСТУНОВ Александр Тимофеевич (р. 1920) — белорусский психолог, специалист в области инженерной психологии и психологии труда. Д-р психологических наук (1983), профессор (1988). Закончил Военную академию артиллерийской радиолокации.

В настоящее время заведует отделом Национального института образования Республики Беларусь. Научная деятельность Р. связана с проблемами формирования профессиональной пригодности специалистов операторского профиля к деятельности в обычных и экстремальных условиях.

Методологически исходным является положение о том, что системно-образующий характер процесса профессионализации обусловливается закономерностями трудовой деятельности, которая, будучи социальной по природе, зависит от способностей личности, от возможностей развития и компенсации профессионально важных свойств. Определяющим признаком профессиональной пригодности человека являются его способности к выполнению какой-либо деятельности или нескольких деятельностей, к открытию и созданию новых ее типов.

В качестве условий формирования профессиональной пригодности выделяются: соответствующая мотивация, структура качеств личности, сочетание сенсорных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов психики, своеобразно преломляющихся и развивающихся в конкретных видах деятельности человека. Процесс формирования профессиональной пригодности рассматривается Р. как система, включающая в свой состав 4 функционально взаимосвязанные подсистемы: профориентация, профотбор, профподготовка, профадаптация. Каждая из указанных подсистем, в свою очередь, имеет несколько подсистем (блоков) более низкого ранга, обеспечивающих функционирование как соответствующей подсистемы, так и системы в целом.

Основой построения системы формирования профпригодности специалиста выступает психологический анализ и прогнозирование деятельности как условия обеспечения функционирования подсистем. Р. автор трудов: "Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров", 1982, "Формирование профессиональной пригодности", 1984. Специальный блок работ посвящен проблемам профориентации молодежи и ее психологической подготовки к трудовой деятельности: "Ориентация школьников на военные профессии", 1984; "Военно-профессиональная ориентация молодежи", 1988; "Психологическая подготовка школьников к труду и выбору профессии", 1995.

Р.И. Водейко

Оставьте комментарий