СРЕДНИЙ КЛАСС

СРЕДНИЙ КЛАСС (англ. middle class – средний класс, франц. аналог – bourgeoisie от позднелат. burgus – укрепленный город) – социолого-политологическое понятие для обозначения промежуточных социальных слоев, располагающихся между элитой, господствующей в обществе, с одной стороны, и пролетариатом вкупе с маргинальными социальными группами, – с другой. Традиционно предполагается, что удельный вес и влияние С.К. в обществе любого типа обусловливают как присущий последнему диапазон возможных общественных противоречий, так и адаптационный потенциал этого общества. В статусе термина, фиксирующего само наличие феномена С.К. в социальной структуре, понятие “С.К.” было известно уже римским сборщикам налогов эпохи Империи. Легитимировано в интеллектуальном обороте в начале 19 в.

Социологическое измерение и полемическую заостренность понятие “С.К.” приобретает в контексте дискуссий (Западная Европа середины 19 в.) о трансформации буржуазии как С.К. эпохи феодализма в правящий класс капитализма. Согласно версии Маркса (см.) – Энгельса (см.), рудиментные представители С.К. буржуазного общества (крестьяне, мелкие буржуа и т.п.) обречены самим ходом осуществления исторического процесса на гибель, тем самым превращая социально-классовую схему индустриального общества в исключительную оппозицию относительно немногочисленной буржуазии, с одной стороны, и пролетариата, с другой.

(Пафос работ Маркса “Классовая борьба во Франции 1848-1850” и “Гражданская война во Франции. Воззвание Генерального Совета Международного Товарищества Рабочих” сводим к проблеме осуществимости пролетарской революции в случае оптимального поведения основной массы С.К. в ситуации революционного конфликта.)

Современное для 20 в. содержание понятия “С.К.” сформировалось как итог осмысления обществоведами преимущественно социал-демократического толка (Каутский – см., Бернштейн – см.) процессов превращения служащих (наемных работников нефизического труда) в численно значимый фрагмент общественной структуры капитализма.

По версии Каутского – Бернштейна, данный социально-структурный сдвиг необходимо влечет за собой коренную трансформацию буржуазного общества: нонконформизм “нового С.К.” оказывается в состоянии смягчить антагонизмы капитализма, будучи сопряжен с процедурами “обуржуазивания” пролетариата (см.).

Резкое сокращение доли неимущих слоев населения в схеме распределения национального богатства развитых государств во второй половине 20 ст. (как итог разворачивания НТР, диффузии собственности в ходе реформ по репертуарам “нового курса” в США и т.д.) трансформировали идею С.К. в наиболее распространенную для западной социологии. Сопоставимый для основной массы населения уровень доходов, возрастающая и постоянно модернизирующаяся структура удовлетворяемых потребностей людей, реформистские по типу основания социальных ожиданий, демократические политические предпочтения, акцентированно “непролетарская” классовая самооценка современных представителей С.К. на

Западе являют собой один из ведущих аргументов в пользу тезиса о стабилизирующем воздействии процессов становления постиндустриализма на капиталистическое общество. В данном контексте С.К. правомерно (согласно изложению Т.И. Заславской – см.) трактовать как: 1) исполняющий интерактивную функцию “социального медиатора” ввиду своей промежуточной позиции между ыерхами и низами общества; 2) выступающий социальным стабилизатором общества ввиду сравнительно высокой материальной обеспеченности; 3) исполняющий роль главного агента технологического и социально-экономического прогресса ввиду высокой интеллектуальной квалификации; 4) оказывающийся носителем общественных интересов, с одной стороны, и национальной культуры, – с другой.

Идея и концепция С.К. как гаранта общественной стабильности оказали определенное влияние также и на парадигму Конституции СССР (1977): смысл провозглашения неизбежности и желательности достижения советским обществом на этапе “зрелого социализма” состояния социально-классовой однородности выглядел явным парафразом концепции С.К. См. также: Буржуазия, Демократический капитализм, Открытое общество.

А.А. Грицанов

Оставьте комментарий