СПИРМЕН

СПИРМЕН (Spearman) Чарльз Эдвард (1863—1945) — английский статистик и психолог, специалист в области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теории, истории и философии психологии, психологии личности и социальной психологии. Окончил Лейпцигский ун-т (д-р, 1906). Профессиональную деятельность начал с преподавания экспериментальной психологии в Лондонском университетском колледже, в котором проработал вплоть до отставки в 1931 г. (преподаватель, 1907—1911; профессор мышления и логики, 1911—1928; профессор психологии, 1928—1931; засл. профессор в отставке). Член Королевского общества (1924); президент Британского психологического общества (1923—1926), поч. д-р и поч. чл. нескольких унтов, зарубежных академий и обществ. Один из самых влиятельных английских психологов XX столетия.

Начинал свою карьеру в качестве офицера пехоты, прослужив пятнадцать лет в армии, в основном в Индии. В 34 года ушел в отставку и начал академическую жизнь. К систематическому изучению психологии приступил в 1897 г. в лейпцигской лаборатории В. Вундта, где в 1906 г. получил докторскую степень, а через год начал работать в Лондонском ун-те. Именно благодаря многолетним интеллектуальным усилиям С. возникла "лондонская школа" психологии, которая с позиций строгого реализма, статистики и психометрики занималась изучением человеческих способностей. Изучая корреляции между результатами выполнения различных заданий, С. внес значительный вклад в развитие факторного анализа в психологии: он разработал один из методов корреляций (названный "корреляция Спирмена").

Выдвинул также "двухфакторную теорию интеллекта" ("The theory of two factors", 1923), согласно которой выделялись: общий (генеральный) фактор "g", образующий основание любых успешных умственных действий и ряд специальных факторов, нужных для решения задач в отдельных областях. В дальнейшем сделал попытку распространить эту теорию на психическое в целом. В течение трех десятилетий двух-факторная теория подвергалась острой критике.

Одни отрицали само существование общего фактора "g" как врожденного, других не убеждали его математические доказательства. В ответ на это С. и его сотрудники совершенствовали теоретическую и статистическую базу. Однако уже в 1930-х гг. представление о простой двух-факторной структуре интеллекта стало уступать появляющимся многофакторным теориям (Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и др.). Еще одним направлением научных устремлений С. был поиск фундаментальных законов психологии.

Его основные идеи описаны в книге "The nature of intelligence and the principles of cognition" (1923), где они приняли форму эмпирической эпистемологии, принципы которой поразительно согласуются с современными подходами в когнитивной психологии. С. также автор книг: "The abilities of man, their nature and measurement", Macmillan, 1927; "Creative mind", C.U. Press, 1930; "Human ability" / with L. Wynn Jones, 1950.

Л.А. Карпенко

Оставьте комментарий