Ученик Времени. Два Кокона

Ученик Времени. Два Кокона

Как обычно, Ученик Времени пробирался по блуждающим среди лесных зарослей тропинкам к своему Учителю, чтобы задать ему очередной вопрос. И – как обычно это с ним бывало в пути, – обдумывать свой вопрос у него не получалось – все мысли занимали тайны, окружающие этого необычного человека – Мудреца-Мечтателя, живущего над обрывом у моря. На этот раз, ученик ломал голову, почему Мудрец наделил его привилегией являться к нему с вопросами так часто, или редко, как ученик сам посчитает нужным.
– Возможно, это как-то связано с именем, которым он меня назвал при первой же беседе: Ученик Времени. Значит ли это, что я всё делаю вовремя? – застыл он, на мгновение, с удивленным взглядом, и тут же получил оплеуху от изогнувшейся ветки кустарника.
– Нет.. видно не всегда, – усмехнулся он,- Или.. значит ли это, что когда бы я не заявился, Учитель уже будет знать о моем приходе? А может, обстоятельства всегда складываются так, что я не могу помешать ему? Почему я? Почему – Ученик Времени?
Уставший от долгой дороги и слегка исцарапанный колючими кустами, он отворил дверь дома у обрыва, где жил Мудрец. Она, как и всегда, была незаперта.
Он нашел Мудреца на террасе – огромной, выложенной белыми мраморными плитами террасе над обрывом, откуда в три стороны света, насколько хватало взора, открывался вид на море – в бескрайность горизонта. И от этой бездны морской терраса была отграничена лишь низенькими перилами в античном стиле. Ученик остановился в трех метрах от перил – от этого простора на розе ветров ему стало не по себе.
– Угу, я сам боюсь, – весело повернулся к нему Мудрец. Он говорил с усмешкой, но исренне и было непонятно – правда ли это, или он смеется над опасениями ученика. И заметив, что тот скован, с улыбкой добавил:
– Я не предлагаю присесть на террасе?
***
– Располагайтесь! – приветливо бросил Мечтатель, когда они вошли в зал, и – присев на краешек стола, сложив руки на груди, пристально уставился на ученика, будто готовый наблюдать представление. Ученик, не торопясь присаживаться, беспорядочно, но спокойно и естественно зашагал по залу. Мудрец, не моргая, наблюдал траекторию и улыбался – странные перемещения напоминали ему полет мухи под потолком, меняющей резко направление каждую секунду, будто бы сталкиваясь с невидимым препятствием. Наконец, ученик присел в кресло у камина.
– Или – лучше в библиотеку.. – с притворной задумчивостью бросил Мудрец, продолжая наблюдение.
Ученик не шелохнулся, но ответил:
– На ваш выбор.
Мудрец, как показалось ученику, одобрительно кивнул и уселся в кресло напротив.
– Что привело Вас? – величественно произнес он, и когда ученик уже набрал воздуха, чтоб ответить, вдруг перебил его, вскакивая, – Только давайте местами поменяемся! Мне с Вашего места необходим вид на море.
Ученик, взглянув через окно на небо (моря из него видно не было) послушно пересел и, слегка озадаченный, вернулся к своему:
– Я пришел к Вам с вопросом, который стал для меня особо важен по мере обретения новых знаний. Я еще в прошлый раз хотел Вам его задать.. да.. и в позапрошлый, – задумчиво пробормотал он себе под нос.
– Так почему же не задали? – перебил Мудрец.
– Не знаю, – растерялся ученик.
– Знаете!
– Это имеет значение? – засмущался ученик, – я, ведь, задаю его сейчас! Так вот..
– Конечно, имеет значение! Почему Вы не спросили в прошлый раз? Это было несрочно? Так может, отложим до следующего?
– Нет.. – заморгал ученик в растерянности, пытаясь понять самого себя и то, почему тот придает вопросу такую важность, – В прошлый раз было слишком рано, в следующий раз.. в следующий раз – будет поздно для этого вопроса!
Он замолчал, сказанное показалось ему очевидным и банальным.
– У меня уже будут другие вопросы.. в следующий раз…
Учитель, довольно улыбаясь, взял со столика яблоко, любуясь, покрутил перед глазами и положил обратно, на блюдо:
– Других вопросов может и не быть. Но вчера – рано, а завтра – поздно, это факт. Так, почему сегодня???
Ученик, загнанный в угол, затаив дыхание глядел на Учителя и отрицательно махал головой, прося помощи. Он чувствовал, тот ведет к ответу на вопрос : Почему – “Ученик Времени”?
– Потому что Время – не вчера и не завтра, – ответил Учитель, – Оно всегда – сейчас..
– И..? – всё еще не понимая, вопросительно пропищал, на вдохе, ученик.
– А Вы – Ученик Времени.
Ученик разом выдохнул, с мысленным разочарованием “С чем боролись, на то и напоролись” и нервно захрумтел яблоком, бросая раздосадованные и извиняющиеся взгляды на Мудреца, означавшие: “Вопрос свой задам, но дайте успокоиться: у всех свои недостатки”.
– Всему своё время, – засмеялся Мудрец, кивая, – абсолютно всему. Даже этому яблоку.
***
Ученик дожевал, намереваясь было отвлечься на новые философствования по-поводу: “Я его ем, потому что пришло его время, или же – пришло его время, потому что я его ем?”, но вовремя вспомнил о цели прихода:
– Вот, о чем я хотел у Вас спросить, Учитель: как убедить человека, если я знаю, что он не прав? Если для меня это очевидно, а он отказывается даже выслушать мои аргументы? Хотя я знаю, что если бы он выслушал мои объяснения, то мог бы изменить мнение.
– Оставь человека при своем мнении, если он с ним счастлив.
– мгмм.. – промычал ученик, – не надо пытаться сделать кого-то счастливым насильно – это несет в себе опасность навязать ему своё видение счастья. Я знаю эту поговорку. Но бывает, что совершенно ясно видишь – человек идет по ложному пути и не замечает того. А ты видишь со стороны весь его путь, как на ладони, – видишь, куда он ведет. Но не можешь раскрыть на это человеку глаза. Неужели я должен оставить любые попытки открыть ему правду, даже зная, чем всё это кончится и имея возможность вмешаться?
– Ты спрашиваешь меня, – как открыть человеку глаза, когда он еще не научился видеть? Тогда, какая разница – закрыты они или открыты?
– Вот! Мой вопрос, скорее, в том – как человека научить видеть? Видеть и понимать то, что понятно мне.
Мечтатель глубоко вздохнул и устремил взгляд в никуда. Затем, быстро встал и зашагал по комнате беспорядочно, но спокойно и уверенно, – сейчас он напоминал своего ученика с “мушиной траекторией”: казалось, он что-то ищет и точно знает что, не зная где… Вдруг, он резко остановился у окна и скомандовал не оглядываясь:
– Подойди.
Ученик приблизился и Мудрец указал ему на два кокона, прикрепившихся к верхнему карнизу окна, один изнутри, другой – снаружи, на улице:
– Весной из обоих должны появиться бабочки…
– Но будут холода.. – догадался ученик, – тот, что на улице, замерзнет.
– Ты об этом знаешь, я об этом знаю, тот, кто в коконе – вряд ли. Хочешь ему помочь?
– Конечно.
– Приблизишь весну??? Или развернешь кокон сейчас, еще до заморозков?
– Торопить весну из-за одного кокона… – задумался ученик и рассмеялся, – Если б и умел, то не стал бы! А развернуть его сейчас, – бабочки из него все равно не получится. Нет смысла. Неужели я ничего не могу сделать? Совсем ничего?
– Для того, который прикрепился не с той стороны – пока ничего: то, что должно замерзнуть, – замерзнет. Но ты можешь не открывать окно – для того, который находится по эту сторону.
Ученик задумался, повесив голову:
– То, что должно замерзнуть, – замерзнет… Это – о нежелающих слушать и понять? Значит есть только два пути: замерзнуть или дождаться весны. И мне остается лишь наблюдать…
– И защищать от холодов того, кто внутри – не забывай! – добавил Мудрец, заметив потерю энтузиазма.
Но ученик грустно побрел, бормоча “Всему своё время, абсолютно всему” и, дойдя до кресла, опустился в него с поникшей головой. Вдруг, глаза его загорелись, и он, с надеждой, обратился к Мудрецу:
– Вы тогда сказали – всему своё время, даже этому яблоку. Так, – я его ем, потому что пришло его время, или же – пришло его время, потому что я его ем?
– Вы забегаете вперед, Мэтр Времени! – с нескрываемой веселостью произнес Мудрец и поспешно зашагал к двери, ведущей на террасу, будто пытаясь увильнуть от беседы.
***
Ученик Времени, чувствуя, что близок к ответу, побежал следом:
– Скажите, я разве не прав? Что если вовсе не Время диктует нам правила? Что если мы способны решать, когда уже время, а когда – еще нет? Вы, кажется, дали мне понять, что я всё делаю “вовремя”, – сбивчиво и восторженно затараторил он, – Что если время – это я???
Мудрец резко остановился и вытаращился на ученика, как на живое воплощение абсурда.
– Простите.. – опомнился тот, но не собирался сдаваться, – Учитель, – обратился он к Мудрецу, который теперь, не моргая, созерцал небо, – Вы назвали меня “Ученик Времени”. Значит ли это, что всё – абсолютно всё, что я делаю – своевременно?
– Тщ-щ-щ-щ! – зашипел на него Учитель, продолжая задумчиво глядеть в небо, – Тщ-щ-щ-щ-щ! Звезды падают!
Ученик уставился в небо, не моргая, и осведомился шепотом:
– Метеоры?
– Ну, да!
И они продолжили неподвижно смотреть в небо, ученик – с всё большей амплитудой взора. Пять минут спустя, подозревая, что что-то недопонял, наконец, робко спросил:
– Простите, я ничего не вижу… Где они???
– Где-то.
Ученик смерил Мудреца возмущенным взглядом:
– Не здесь??
– Нет. Где-то. Но, вот, – прямо сейчас!!! Представляете?
– А… Понятно. А не лучше ль подождать, пока будет не только “Сейчас”, но еще и “Здесь”? – не сдержал иронии ученик.
– Понятие “подождать” Вам кажется логически совместимым с “сейчас”? Уважаемый, если хотите дружить с этим миром, научитесь быть точным. Он ведь ОЧЕНЬ точен!
– Всё, понял. Это будет потом. Но зато их будет ВИДНО.. – сделал ученик ударение на последнем слове.
– Да! – восторженно произнес Мечтатель с широкой улыбкой, не желая спорить, – Тогда это будет еще красивее…
Они еще минут десять постояли так, наблюдая “звезды, падающие где-то” и Мудрец-Мечтатель, оторвав взор от ночного неба, произнес:
– События происходят, когда приходит их Время. Но иногда Оно приходит, когда кто-то решил за него…

Оставьте комментарий