ТРУДОВАЯ КАРЬЕРА (от итал. сarriera – жизненный путь, поприще, бег) – продвижение индивида по ступеням профессиональной лестницы в течение всей трудовой жизни, его профессиональные перемещения, смена видов работ на пути к достижению успеха на служебном поприще, выражающемся в занятии более престижными видами труда, более высокой оплате труда, большей служебной ответственности и власти. В устаревшем значении понятие “карьера” используется также для обозначения конкретного рода занятий, определенной профессии (к примеру, карьера адвоката, военная карьера и др.). В научной литературе наряду с понятием “Т.К.” употребляется понятие “профессиональная карьера”. Т.К. может быть осуществлена работником как на разных предприятиях, так и в рамках одной организации (“внутрифирменная карьера”). Она может быть реализована индивидом в границах одной профессии, либо со сменой профессий в течение трудовой жизни.
Индивидуальные Т.К. складываются, с одной стороны, под влиянием объективных условий и возможностей, предоставляемых обществом индивиду для осуществления его профессиональных устремлений, а с другой стороны, зависят от способностей личности, таких качеств характера, как настойчивость и целеустремленность, определяются полом индивида, состоянием его здоровья, социальным статусом, семейным положением, родственными связями и т.д.
В литературе советского периода понятие “карьера” зачастую трактовалось весьма негативно.
Желание сделать карьеру связывалось в обыденном сознании с карьеризмом – погоней за карьерой, стремлением к личной выгоде любой ценой. Безусловно, быстрый темп и высокий уровень служебного положения в личной карьере иногда достигаются аморальными способами, путем использования нечистоплотных методов в конкурентной борьбе за более престижное место работы.
Однако односторонне негативная трактовка понятия “карьера” и отрицательное отношение к осуществлению личной карьеры не отвечают требованиям социального развития.
Как общество в целом, так и отдельные отрасли, предприятия должны располагать механизмами отбора и продвижения по профессиональной лестнице наиболее способных и талантливых работников. Обеспечение социального продвижения личности в образовательной, квалификационной, управленческой и др. иерархиях отвечает требованиям научно-технического и социального прогресса.
В западной социологической литературе профессиональная карьера рассматривается как перемена профессиональных ролей, через которые человек проходит в течении своей трудовой жизни, стремясь к повышению своего престижа и добиваясь более высокого вознаграждения за труд, а отношение к личности, сумевшей сделать карьеру, традиционно позитивное, заслуживающее одобрения и подражания. Различают структурированные карьеры (как упорядоченные последовательности связанных друг с другом видов работ, характерных преимущественно для работников умственного труда, для представителей профессиональных групп врачей, юристов и т.д.) и неструктурированные карьеры (как ряд служебных перемещений случайного характера, присущих в основном работникам неквалифицированного физического труда). В западной социологии исследования карьеры выходят за рамки профессиональной сферы. Понятие “карьера” получило разработку в символическом интеракционизме (см.) и применяется в социологии девиантности. Г.С.
Беккер (“Аутсайдеры. Исследования по социологии девиантности”, 1963) использовал его в исследованиях поведения наркоманов. И. Гофман (см.) применял понятие “моральная карьера” в исследовании пациентов психиатрических больниц.
В социологии для исследования Т.К. личности используются такие методы, как интервью, анкетные опросы, анализ документов (трудовых книжек, личных планов, автобиографий, протоколов избирательных собраний трудовых коллективов, ученых советов, материалы избирательных компаний и т.д.). Изучая Т.К., социологи фиксируют профессиональные позиции индивида в различные временные периоды, начиная с момента его вступления в трудовую жизнь. Весьма эффективно изучение Т.К. в рамках лонгитюдных исследований (см.).
Материалы социологических исследований дают возможность определить особенности профессионального продвижения представителей разных гендерных групп, замерить различие в шансах сделать Т.К. у выходцев из разных социальных слоев, учесть влияние поселенческой структуры на профессиональные перемещения, выявить степень успешности в реализации профессиональных планов личности и мн.др.
О.Г. Лукашова