Создадим очередной стереотип? Совсем немного о берлинских дамах
«Да простят меня мужчины, речь пойдет о женщинах».
Старая-престарая эта фраза для нашего сегодняшнего берлинского репортажа весьма и весьма актуальна. Речь, действительно, пойдет о женщинах. Вернее, о дамах немецкой столицы, ибо обратиться к какой-либо из них так, как это нынче почему-то принято в России – «женщина», совершенно невозможно, немецкая ментальность такого ну никак не предусматривает.
«Майне Дамен» – это да, присутствует. «Фрау Катценбах», а лучше «Либе Фрау Катценбах» или даже «Майне либе фрау Катценбах» – пожалуйста. А вот так, по-простому, в энергичном темпе вести беседу: «Фрау, эй, фрау, постойте-ка, не подскажете, как тут пройти на Музеенинзель?» «Херр, разуйте глаза и не морочьте мне голову, Вы на этом Инзеле стоите, экий вы херр непонятливый», – никак невозможно.
Но что-то мы отвлеклись. Итак, какая она – дама немецкой столицы? Попробуем поучаствовать в «неблагодарном деле» создания стереотипов и набросать эскиз к портрету берлинки. И тут сразу скажем: есть дамы Восточного Берлина – и Западного.
Пожилые, в большинстве своем совершенно очаровательные, приветливые, воспитанные и элегантные дамы за семьдесят внешне довольно похожи, и западные, и восточные. Но, пожалуй, только внешне. Ну, разве что восточные менее кокетливы, хоть и весьма ухожены, предпочитают скромные нежные пастельные тона в одежде и совсем простую и удобную обувь.
Восточная дама этого возраста, как правило, обладательница неплохой пенсии, поскольку всю жизнь работала, квартиры или небольшого домика с небольшим ухоженным садиком, пенсионера-мужа, приличной медицинской страховки, нежной и сентиментальной души, несгибаемой стойкости перед лицом невзгод, стереотипного мышления в рамках «Ordnung muss sein» и прекрасных вставных зубов.
Взрослые дети навещают родителей несколько раз в год, кто кому оказывает эпизодическую материальную помощь, не всегда понятно. Бывает часто, что ГДР-овские родители помогают детям и тогда, когда те весьма взрослые.
Пожилые дамы Западного Берлина – о, это просто «Полет валькирий». За плечами у них часто романы с американскими офицерами, бурная студенческая молодость, путешествия по всему миру, причастность к движению «хиппи», широта взглядов и индивидуализм, отсутствие стереотипов в мировосприятии до глубокой старости, иногда – альтернативная секс-ориентация. Не забудем, что Западный Берлин был, да и остается, европейским центром секс-меньшинств.
Пожилые западные берлинки выхолены, часто весьма экстравагантно и ярко одеты, пенсия у них бывает и маленькая, и большая, поскольку до 1958 года замужняя дама Западной Германии могла работать только с разрешения мужа. Так что собственные квартиры и домики с садиками, как и дорогие медицинские страховки с дорогими вставными челюстями, для пенсионерок Западного Берлина нынче не всегда реальны.
Как говорит статистика, заниматься внуками постоянно 90 процентов пожилых дам Берлина не намерены, визит внуков – это радость и праздник, и вовсе не обязательно, чтобы этот праздник был всегда с тобой. Дети в семьях Западного Берлина отделялись от семьи рано, помощь родителей продолжалась, пока длилась учеба, дальше – сам, дорогой.
Различия западных и восточных берлинских дам среднего возраста весьма несущественны и внешне не очевидны. И те, и другие явно тяготеют к стилю «натур» и практически все «денкен экологиш», т.е. практикуют «экологическое мышление»: минимум косметики, никаких экстравагантностей в повседневной одежде, простые прически, отсутствие высоких каблуков, яркого маникюра и макияжа, резких духов, броских золотых украшений, спокойное, очень вежливое и тактичное общение.
Экстравагантности удивительные случаются иногда у западных берлинок средних лет, когда требуется одеться «на выход», и тогда соединяются абсолютно несочетаемые вещи. Например, декольтированное черное платье с большой кокетливой голубой розой, длинная нитка золоченого жемчуга, нежно-голубые чулки в тонкую полосочку и кремово-белые с бантиками туфли, но подобные «ляпы» бывают, я полагаю, повсеместно.
Восточные берлинки любят в разговоре подчеркнуть свою «восточность»: «Их бин Осси унд дарауф бин их штольц», – т.е. я – осси и этим горжусь. Они почти все работают, самостоятельны, очень уважают себя как личность, предпочитают выстраивать со своим другом или мужем ровные и равноправные отношения, вносить свою долю в семейный бюджет и разделять с мужчиной все трудности ведения дома и рождения и воспитания ребенка. Регистрировать брак берлинки не торопятся, иные и вовсе не желают связывать себя супружеством, тенденция эта существует, и берлинские СМИ, перефразируя классику, утверждают: «Красавицы Берлина замуж не хотят».
«Сесть на шею мужа» и разрешить мужчине полностью себя содержать, равно как и содержать мужчину – это просто неприлично и чревато большими осложнениями в отношениях, считают нынче и дамы-«осси», и дамы-«весси». Социально реализоваться после обучения, поработать волонтером в разных странах, попутешествовать, увидеть мир, решить, где тебе лучше жить, обрести партнера и, желательно, первого ребенка – вот задачи берлинок от двадцати восьми до сорока лет.
А вот карьера, целенаправленное и «зубастое» ее построение, шикарные машины, роскошный отдых, бриллианты, силиконовый бюст, фирменные тряпки, большие заработки семьи как мерило большого успеха в приоритеты большинства женщин этого возраста не входят. Деньги ценятся наравне со свободным временем, иногда и чуть ниже, а свободное время расходуется весьма эффективно. Хотя есть среди них успешные и состоявшиеся бизнес-леди.
Но, повторю, все вышеизложенное – лишь некие усредненные образы берлинок, тема эта обширна, берлинские школьницы и студентки, колоритнейшие дамы турецкой и латиноамериканских диаспор, что называется, не «поместились в заданный дамский формат», остались за кадром, и о них нужно писать отдельно.
А на этом кратенький рассказ о берлинских дамах позвольте завершить – и на сегодня откланяться.
Автор – Mаша Романофф
Источник