Какова природа и власть гендерных предрассудков?
Предрассудок (перед рассудком) – то, что предшествует рассудку, согласно внутренней форме слова. Толковый словарь русского языка называет предрассудком «ставший привычным ложный, суеверный взгляд на что-либо», также указывая на то, что процессы, управляемые предрассудками, давно не подвергались ревизии разума.
Предрассудки вообще, в том числе и гендерные, имеющие отношение к половой принадлежности человека, играют немаловажную роль в нашей жизни. Они отвечают за автоматизм восприятия, позволяя действовать стандартным образом в стандартных ситуациях. Например, при приеме на работу офис-менеджера, резюме претендентов-мужчин (при условии, что руководитель мужчина), с большой долей вероятности, рассматриваться не будут. Хотя мужчина, вероятно, мог бы справиться со своей работой не хуже женщины.
Происхождение предрассудков
Предрассудки берут начало из многих источников, одним из основных источников является семья и ближайшее социальное окружение. Итак, многими предубеждениями человека снабжает его семья. С первых же дней жизни родители передают ребенку «послания», на основе которых и формируются его стеоретипизированные представления о себе, об окружающих, о мире в целом.
Большой блок родительских посланий, как правило, касается непосредственно гендерных взаимоотношений. Каждый ребенок получает определенные предписания от родителей или других значимых взрослых относительно пола: как необходимо вести себя в соответствии с характеристиками своего пола, как должны себя вести представители противоположного пола, каким образом должны строиться отношения между полами.
Например, предписание «Когда ты женишься…» имеет сообщение, отличное от «Если ты только женишься…». На будущие половые роли и установки ребенка влияют такие утверждения, как:
«Курица не птица, баба не человек».
«Не показывай свое остроумие, милая. Это может отпугнуть молодых людей».
«Женщина должна быть босая, беременная и на кухне».
«Умные выходят замуж, остальные женятся».
«Мужчина – голова, женщина – шея: куда хочу, туда верчу».
Родители формируют представления ребенка также, например, о профессиональном сценарии посредством таких высказываний:
«Все женщины в нашей семье занимаются исключительно домом».
«Мужчины нашего рода испокон века становятся врачами».
«Этот малыш никогда не найдет работу».
«Из тебя выйдет прекрасная учительница!».
«Она слишком ленива для того, чтобы работать».
Таким образом, люди получают сценарные сообщения о многих областях жизни. Затем многие стереотипизированные представления, принесенные из детства и семьи, человек, не подвергая ревизии, использует во взрослой жизни, в личных и профессиональных взаимоотношениях.
Например, руководитель фирмы твердо убежден (в его семье это было непреложным правилом), что «когда говорят мужчины, женщины сидят на кухне и молчат». Вряд ли в этой компании женщины когда-либо будут занимать должности, дающие право голоса.
Гендерные предрассудки
Гендерные предрассудки – предрассудки, касающиеся половой принадлежности, по данным многочисленных исследований – одни из самых распространенных в мире.
Эти стереотипы помогают находить рациональное объяснение для гендерных ролей. В результате изучения наиболее распространенных в мире стереотипов «…Дж. Уильямс и Д. Бест отмечают: если женщины обеспечивают основной уход за маленькими детьми, это приводит к убеждению, что заботливость присуща им от природы. Если мужчины уходят в бизнес, на охоту и сражения, удобно предположить, что они – агрессивные, независимые и безрассудно смелые» (Д. Майерс Социальная психология. – СПб., 1998).
Опрос, проведенный среди нескольких десятков человек, занимающих руководящие посты в своих организациях, позволил выявить следующее:
• Гендерные предрассудки существуют, однако респонденты-мужчины предпочитают их называть несколько иначе: стереотипы, меры техники безопасности, здравый смысл, закономерности.
• Респонденты-женщины отмечают, что для успешного ведения бизнеса руководителю-женщине необходимо обретение некоторых мужских черт; вообще для женщины более комфортно место второго лица компании, нежели первого, поскольку руководитель-мужчина лучше воспринимается общественным сознанием.
• Женщина в бизнесе обычно не воспринимается исключительно как профессиональная единица, женская составляющая в образе руководителя всегда присутствует.
• Мужчин в бизнесе больше, и они более успешны, потому что на них не лежит двойная нагрузка: в дополнение к работе забота о доме и семье.
• Труд женщины может быть оценен ниже мужского.
• Специализация в решении бизнес-задач различного типа объясняется не гендерными предрассудками, а психологическими особенностями, присущими соответствующему полу. Например, у мужчины легче получается увидеть проблему в перспективе и осуществить стратегическое планирование, в то время как женщина сильнее в деталях и тактическом планировании. Исследование традиционно женских занятий указывает на то, что многие из них не имеют ни ярко выраженного результата, ни окончания (работа по дому, воспитание детей) – психологически женщина настроена на процесс, поэтому ей легче дается совершение однообразных, рутинных дел. Мужчина, как правило, настроен на результат и дискретно протекающую работу, когда одно дело четко отделено от другого.
Опрос не позволил выявить списка предрассудков, что вполне закономерно, так как для руководителя сказать о себе: «В работе я руководствуюсь следующими предрассудками», означало бы указать на собственную некомпетентность. Однако несомненная ценность предпринятого исследования в том, что, отвечая на вопросы, касающиеся предрассудков, руководитель получает возможность подумать над теми вопросами, над которыми думать часто не хватает времени и внутренних ресурсов: что в руководящей линии является взвешенным интеллектуальным решением, что производственной необходимостью или здравым смыслом, а что попросту предрассудком.
Автор – Анна Бердникова
Источник