ФЕМИНИСТСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ – предлагаемая идеологией феминизма (см.) альтернатива классической методологии социального знания с характерными для последней принципами эмпиризма, объективности и рационализма.
Ф.М. исходит из критики позитивистской стратегии исследования, акцентируя ее андроцентристский уклон. Проблема андроцентризма находит свое выражение в непредставленности женского опыта в социальном знании. Такие проявления андроцентризма как: нечувствительность традиционной методологии к опыту женщин при выборе тем исследования, абстрагирование задач исследования от интересов женщин, отсутствие видимого участия женщин в качестве исследователей и разработчиков теорий, доминирование андроцентристских принципов при разработке исследовательского дизайна, гендерная специфичность понятийного аппарата и языка анализа данных, обобщение результатов исследования выборок только мужского населения на генеральную совокупность – служат обоснованием необходимости развития феминистских исследовательских практик, а также “включения женщин” в научный дискурс.
Задачи феминистских методологов не ограничиваются включением женского опыта в систему социального знания; конечной целью представляется переформулирование философских оснований исследовательского процесса и построение альтернативной эпистемологии, выходящей за границы собственно социологического знания и претендующей на роль междисциплинарной.
Феминистски ориентированные исследователи обнаруживают разногласия в связи с деконструкцией позитивистской эпистемологии. Некоторые из них обосновывают целесообразность использования позитивистской модели познания социальной реальности (см.) при условии включения женского опыта.
В позитивистской модели допускается существование объективной реальности, которая может быть познана посредством объективных, рациональных, логически обоснованных исследовательских процедур. Постулируется существования объективной истины, которая не зависит от переживаемого объектом исследования опыта. В рассматриваемой позитивизмом дихотомии субъект/объект познания именно субъекту (исследователю) отводится приоритет в процессе обнаружения объективного знания и значения переживаемого опыта.
От исследователя ожидается подчинение принципу объективности и свободы от личных ценностей. Используемые в исследовательском процессе техники должны отвечать требованию квантификации.
Часть исследователей, придерживающихся феминистских взглядов, занимают противоположную позицию, отрицая объективность в качестве требования, предъявляемого к научному методу. Признается несостоятельность ожидания абсолютной объективности, в связи с чем в исследовательский процесс включаются субъективные элементы. В наиболее радикальных вариантах феминизма (к которым ряд представителей Ф.М. относят постмодернизм) отрицается существование объективной, логически упорядоченной реальности как таковой; в качестве альтернативы последней допускается множественность моделей и интерпретаций жизненного опыта.
Большинство феминистски ориентированных исследователей признают проблематичность объективного применения научного метода познания (субъективизм исследований связан с господством в науке и культуре андроцентристских ценностей), не исключая, однако, потенциальную возможность обнаружения релевантного знания.
Сфера социального не является объективной и существующей вне и независимо от субъекта познания.
“Объективное” и “субъективное” в процессе познания не существуют отдельно друг от друга. Социальная реальность есть результат взаимодействия познающего (его опыта) и познаваемого; в связи с этим постулируется контекстуальность социальной реальности.
Субъект познания не может быть объективным в позитивистском понимании; он обладает собственными интересами и занимает определенную позицию. В процесс феминистски ориентированного исследования вводятся этические и нравственные отношения. Исследователи отрицают традицию ценностного нейтралитета познающего, который в рамках Ф.М. получает возможность выбора оценки в ситуации интерпретации полученного результата.
Значимость субъективного возрастает. Требование объективности процесса и результата познания замещается стремлением к познанию свободным от стереотипов сознанием.
Социология как наука и ее эпистемологические основания рассматриваются Ф.М. как зависимые от господствующей в обществе идеологии (см.). Поскольку процесс познания с необходимостью является локальным и контекстуальным, а новое знание также носит контекстуальный и индивидуальный характер, то такие позитивистские критерии объективности, как постоянство и повторяемость, не могут быть применимы с целью верификации (см.) получаемых знаний.
Существование специфических феминистских методов исследования отрицается большинством представителей феминизма. Однако специфика феминистской эпистемологии детерминирует некоторые особенности применения методов исследования.
Ф.М. отличает ее рефлексивный характер, выражающийся в стремлении исследователей анализировать собственно процесс получения знания (см.).
Поскольку в процесс обсуждения результатов включаются те, на кого направлен процесс познания, то рефлексии подвергается интерпретация собственного жизненного опыта информантами. В связи с тем, что познающий не является беспристрастным субъектом и его позиция не может быть нейтральной, рефлексии (саморефлексии) подлежит также и степень влияния ценностей и интересов познающего на каждом этапе исследовательского процесса. Рефлексивному анализу подвергаются отношения власти между познающим и познаваемым в конкретной исследовательской ситуации и оказываемое этими отношениями влияние на результат исследования.
Методология феминистских исследований характеризуется также ориентацией на личную вовлеченность познающего субъекта в исследовательский процесс наряду с его участниками. “Участвующее исследование” способствует упразднению иерархических отношений между познающим и познаваемыми. Тем самым уменьшается эффект навязывания исследователем собственной позиции, повышается роль участников в процессе производства знания (“взгляд сверху” заменяется “взглядом снизу”), а также обеспечивается представленность в социальном знании опыта других социальных групп.
>Феминистская теория использует как традиционные количественные методы (в особенности обследование), так и качественные. Традиционные научные методы могут подвергаться модификации в соответствии с феминистскими принципами. Ф.М. не исключает использование таких методик и техник, которые игнорируются исследователями традиционного толка. Феминистски ориентированные исследователи разрабатывают также оригинальные методы и техники, дополняющие традиционные. Большинство исследователей разделяют триангуляционный подход, суть которого заключается в сочетании и комбинировании множества методов исследования как количественных, так и качественных.
В целом Ф.М. отдает приоритет качественному подходу; некоторые исследователи даже обосновывают необходимость перехода на исключительно качественную методологию, ссылаясь на несовместимость генерализирующих количественных позитивистских методов с ценностями феминизма. Ф.М. предпочитает общему теоретизированию локальное, специфическое, детальное объяснение жизненного опыта.
Количественные методы, с позиции Ф.М., формируют достаточно упрощенное, поверхностное понимание исследуемой проблемы. Преимущество качественного подхода усматривается также в том, что он способствует налаживанию партнерских отношений между познающим субъектом и участниками исследования.
В феминистских исследованиях широкое применение получило полуструктурированное интервью, которое способствует выявлению мыслей, чувств, ценностей опрашиваемых женщин. Метод углубленного интервьюирования отличается неформальным обменом информацией, личным опытом, чувствами по заданному вопросу между исследователем и интервьюируемыми.
Другим качественным (этнографическим) методом, используемым в феминистских исследованиях, является включенное (участвующее) наблюдение, особая ценность которого заключается в опытном познании реальности. Ученый подвергает анализу не только излагаемые участниками исследования факты, но и окружающую его материальную реальность, разделяя тем самым опыт других людей.
Такой качественный метод исследования как устная история (излагаемая женщиной в связи с заданной темой) обеспечивает непосредственное участие женщин в производстве научного знания.
Включение в анализ различных биографических методов исследования (в том числе и таких его разновидностей, как автобиографический и аксиобиографический методы) позволяет изучить личный жизненный опыт интервьюируемых женщин.
>Особое место среди методов феминистских исследований занимает анализ культурных артефактов, в том числе и дневников. Дневник, являющийся разновидностью автобиографии, позволяет осуществлять исторический анализ жизненного опыта женщин (который традиционно игнорировали патриархальные исторические и литературные исследования), анализ феноменов самопрезентации и культурной самоидентификации автора, а также анализ событий, относящихся к определенному историческому периоду.
Феминистски ориентированные исследования направлены на выявление асимметрии гендерных отношений (которые пронизывают все сферы жизнедеятельности человека). Характерная черта феминистских исследований – стремление услышать другого (представителей различных социальных групп, в первую очередь – женщин) и высказать собственный взгляд самому исследователю. Феминистски ориентированные исследователи различают теоретическую и практическую ценность проводимых ими исследований. С одной стороны, они подчеркивают значимость обогащения эпистемологии опытом и интуицией женщин, а также необходимость формирования новой системы знания, основанной на идеологии равноправия полов; с другой стороны, ценность полученных результатов связывается с возможностью использовать их в борьбе с дискриминацией женщин.
В.В. Костюк