ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis – государственный, гражданский) – в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, могущее обозначать: 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени; 2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену “первобытному варварству” (Морган – см.); 3) совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней. В риториках и полемиках публицистическо-пропагандистского уровня слово “Ц.” обычно исполняет роль позитивного компонента конфликтной диады “Свои” – “Чужие” (“Мы” – “Они”).

Возникновение понятия “Ц.” (близкое термину “культура”) традиционно относимо к 18 в. (Французские философы-просветители именовали общество, основанное на идеалах справедливости и разума, – “цивилизованным”. В отличие от немецкого и русского языков во французском – понятия “Ц.” и “культура” жестко не разведены.) Именно осознание того обстоятельства, что культура любого отдельно взятого общества являет собой внутренне неразрывно взаимосвязанную, самоценную систему собственной науки (пусть в облике процедур колдовства), собственной литературы (пусть на уровне фольклора), собственных моральных и правовых норм (пусть в ипостаси табу) и т.п. предопределило широкое распространение понятия “Ц.”.

Доминирующими в 19-20 вв. явились трактовки Ц. либо как таких замкнутых общественных организмов, к индивидуальной судьбе и взаимодействию которых правомерно редуцировать всемирную историю – Н. Данилевский (см.), А. Тойнби (см.), – либо как завершающего фазиса упадка в развитии любой когда-то целостной и органичной “культуры” (О. Шпенглер – см.).

Ц. – набор культурных программ (“рабочих чертежей”), реализовавшийся в облике самодостаточного и уникального общественного организма. Культурные же программы задаются “метафизикой” Ц. (глубочайшими истинами о природе Вселенной и о месте человека в ней и / или ее базовыми смыслами и ценностями. В этом контексте приоритетными могут выступать (Ч.У. Моррис – см., “Шесть образов жизни”): подчинение инстинктам и желаниям (Ц. дионисийского типа); самоотречение ради личного покоя (Ц. буддийского типа); самоочищение во имя духовных ценностей (ранняя христианская Ц.); растворение личности в процедурах “газавата” (исламская Ц.); покорение и реорганизация окружающей среды посредством науки и техники (“Прометеевская”, техногенная Ц.) и т.д.

А.А. Грицанов

Оставьте комментарий