Зелёный. Откуда берёт истоки символика этого цвета?
«Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Елка – сноп зеленых свечек,
Мох – зеленый пол.
И зелененький кузнечик
Песенку завел…».
(Саша Черный «Зеленые стихи»)
«Я мог бы сравнить абсолютно зеленый цвет со спокойными, протяжными, средними тонами скрипки». Это Кандинский. «Если смешать желтый с синим, то получится цвет, который мы называем зеленым. Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях… то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше». А это Гете, считающий зеленый цвет «уравновешивающим» и спокойным.
Мнение о зеленом, как наиболее комфортном для человеческого глаза цвете, разделяет и наука. В 1930-е годы ученый С. Кравков отметил, что именно воздействие зеленого цвета максимально обостряет другие органы чувств (слух, обоняние). При этом сам глаз на зеленом как бы «отдыхает», давление в глазных сосудах понижается и острота зрения восстанавливается. Недаром этот цвет занимает в, воспринимаемом нами, спектральном диапазоне среднюю – «базовую» – область. Почему так сложилось, догадаться несложно, если вспомнить, что формирование человеческого вида проходило именно в зеленом «интерьере». Да и наше прилагательное «зеленый» произошло от древнерусского существительного «зель», означающего «молодая озимь, зелень, трава».
Так уж повелось, что растительный пигмент хлорофилл отражает зеленый спектр, в связи с чем зеленый – один из самых распространенных и привычных цветов. Возможно, именно тоска живущих в пустыне арабов по садам и деревьям, привела к тому, что зеленый стал священным цветом мусульман. Обожали зеленый цвет и в окруженном песками Древнем Египте. Его широко использовали в косметике, а Озириса (бога воскресающей природы) нередко именовали как «Великий Зеленый».
Исходя из вышесказанного, несложно провести и цепочку ассоциаций, связанных с эти цветом – природа, весна, молодость, обновление, надежда и даже бессмертие («вечнозелёный»). Именно уравновешивающее воздействие и связь природой сделали зеленый символом здоровья, а позже – и экологической чистоты.
Еще средневековые врачи, подобно хитроумному Гудвину из Изумрудного города, рекомендовали больным рассматривать пирамидку из зеленого стекла – так сказать, для успокоения . В христианстве это цвет был символом надежды, справедливости и правосудия. Недаром он был очень популярен в культуре Средневековья, в частности в одежде (вспомним хотя бы знаменитую старинную балладу «Greensleeves» – «Зеленые рукава»).
Св. Хильдегард Бингенская, XII в.:
«Он возникает ранним утром на восходе солнца. Зеленое убранство земли, травы расцветают сейчас самой свежей свежестью, воздух еще прохладен, а Солнце уже греет, и растения так алчно впитывают зеленость, как агнец – млеко. Жары целого дня не хватает, чтобы изварить и изъесть эту зеленость… Изумруд, посему, есть сильное средство против всех слабостей и болезней человеческих, поскольку само Солнце его сотворяет и вещество его от зелени воздухов порождено».
Темноватый зеленый цвет, как не маркий, широко используется в спецодежде, а в одежде хаки эксплуатируются его маскирующие свойства. Как я уже писал, зеленый хорош тем, что не отвлекает и не раздражает глаз. Поэтому некоторые дизайнеры считают, что стены учебных комнат в школах следует окрашивать так: переднюю – в зеленый, а боковые – в теплый мягкий желтый. Темно-зеленые тона хороши для кабинета и библиотеки (кстати, читальные залы библиотек нередко оборудованы лампами с зеленым абажуром). Однако стоит иметь в виду, что в связи с широким распространением в природе, эта гамма может и наскучить («тоска зеленая»).
Отрицательная символика зеленого цвета связана, как и у желтого, с нездоровым цветом лица и ядовитостью («позеленел от зависти /злости»). Зеленые же глаза нередко считали признаком соблазна и коварства, а иногда – завистливости и жадности.
Ассоциируясь с незрелым плодом, этот цвет также символизирует юность и неопытность. Не стоит также забывать, что важную роль в цветовосприятии имеют и оттенки (сравните, например, ядовитый желто-зеленый, роскошный изумрудный и солидный темно-зеленый).
И в завершение обратимся мысленным взором к хрустальной поверхности моря, где зелень водорослей незаметно сливается с синевой неба. Интересно, что в некоторых культурах (Китай, Древняя Греция) зеленый и синий не разделяли и считали их оттенками одного цвета.
Автор – Сергей Курий
Источник