Чёрный. Откуда берет истоки символика этого цвета?
«Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно, когда ее там нет» (Конфуций).
Вообще-то, идеальный черный – это даже не цвет. Это полное отсутствие цвета, тьма, небытие, «черная дыра». Поэтому ни один предмет не может восприниматься нами идеально черным, то есть, ничего не отражающим.
К слову, астрономическая «черная дыра», по предположениям ученых, настолько сжатая силами своей же гравитации звезда, что даже свет не способен «вырваться» из этого притяжения.
В обыденной же жизни то, что мы называем черным, является лишь вариантами слишком темного. Специалист-колорист Гунн Йохансон говорил: «Бывают удивительные оттенки черного. Смотришь на него – как в туннель, и туннель бесконечный». Самую глубокую черноту из тканей нам являет черный бархат.
Страх человека перед темнотой, ночью, слепотой наградил этот цвет самыми мрачными ассоциациями. Черный – цвет траура, скорби, утраты, смерти. Сатана в христианстве – князь тьмы (вспомним знаменитого Мефистофеля, явившегося Фаусту в обличии черного пуделя), ужасная индуистская богиня Кали имеет черную (или фиолетово-черную) кожу, черным изображался и Анубис – древнеегипетский бог загробного мира.
«Черной смертью» называли, разносимую черными же крысами чуму, которая во второй половине XIV веке выкосила чуть ли не треть европейского населения.
Роль черного как цвета отрицания особенно ярко проявилась в христианском монашестве. Здесь он символизировал отрицание земных благ, своеобразную «смерть для мира».
Вы сами без труда можете продолжить список ассоциаций: черный ворон как вестник смерти, черная кошка как несчастливая примета, черная магия, черная месса, черный список, черный юмор, черный день, опасные и завистливые черные глаза, выражение «пить по-черному»…
С. Есенин:
«…Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный!..»
Народная песня:
«Черный ворон, черный ворон,
Что ты вьешься надо мной?
Ты добычи не дождешься
Черный ворон, я не твой».
Э. По:
«Только приоткрыл я ставни – вышел Ворон стародавний,
Шумно оправляя траур оперенья своего…
«…О зловещий древний Ворон, там, где мрак Плутон простер,
Как ты гордо назывался, там где мрак Плутон простер?»
Каркнул Ворон «Nevermore».
Пугающее впечатление должен был производить и черный флаг на кораблях пиратов. Как тут не вспомнить и другой пиратский атрибут – «черную метку» – вручение которой символизировало приговор пирату, нарушившему правила. И хотя сама «черная метка» – плод фантазии Р.Л.Стивенсона, автора «Острова Сокровищ», пишут, что в реальности ее место занимала карта смерти, в роли которой чаще выступал пиковый туз.
Еще одними обладателями черного знамени стали анархистские группировки. Известно, что черное полотнище развевалось над отрядами батьки Махно. Но исследователи считают, что роль символа протеста против государства такой флаг обрел еще в 1831 году – во время восстания рабочих во французском Лионе. Цвет знамени они избрали как бы в пику монархическому флагу, где преобладал белый цвет.
I]В. Кандинский:
«Черный цвет внутренне звучит, как Ничто без возможностей, как мертвое. Ничто после угасания Солнца, как вечное безмолвие без будущности и надежды. Представленное музыкально, черное является полной заключительной паузой, после которой продолжение подобно началу нового мира, так как благодаря этой паузе завершенное закончено навсегда – круг замкнулся».
Часто этот цвет ассоциируется с грязью, с «грязной черной работой». Отсюда происходит и выражение «черновая работа», то есть, предварительная, требующая помарок, исправлений, очищений (вспомним алхимический термин «работа в черном» или хорошо всем известное слово «черновик»).
Не во всех культурах черный несет однозначное мрачное значение. В знаменитом черно-белом круге «инь-ян» черный «инь» символизирует воду и пассивное женское начало. А китайский император Ши-Хуан, сменивший «красную» династию Чжоу, даже избрал черный своим цветом (мол, «вода тушит огонь»).
В Японии черный цвет означал благородство и опыт. Недаром черный пояс в карате означает высшую ступень мастерства.
Мусульмане также придавали черному положительные черты.
Л. Миронова, Д. Иванов «Символика цвета»:
Черная невольница из сказок «1001 ночи» восхваляет свой цвет в таких выражениях: «…если бы ночь не была достойнее, Аллах не поклялся бы ею и не поставил ее впереди дня… Разве не знаешь ты, что чернота – украшение юности, а когда нисходит седина, уходят наслаждения и приближается время смерти? И если бы не была чернота достойнее всего, не поместил бы ее Аллах в глубину сердца и ока. А в числе достоинств черноты то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха… И к тому же, разве хорошо встречаться влюбленным иначе, как ночью?…»
Халифы династии Аббасидов любили облачаться в черный цвет. Знамя их также было черным. Амир Хосров Дехлеви пишет:
«Цвет славных Аббасидов – черный цвет.
Принадлежит он первой из планет,
И мрак ночей всегда бывает черным,
Нисходит он покоем животворным.
И родинка красавицы черна,
Как смоль, ее густых волос волна».
По вполне очевидным причинам этот цвет безо всякой отрицательной символики используется и негроидной расой. Как тут не вспомнить шутку из КВН о том, что в абхазской постановке «Лебединого Озера» положительным героем является черный лебедь.
Черный – это также тайна, непознанное, закрытое, спрятанное. Широко известное благодаря телевикторине «Что? Где? Когда?», выражение «черный ящик» в науке означает систему, внутренний механизм работы которой неизвестен.
Добавим сюда же «черный нал», «черный рынок», «черный ход», священный для мусульман черный камень Каабы и пристрастие к черным одеждам членов разных тайных обществ. В Каббале «черный огонь» – эпитет абсолютного света и мудрости. А черный он потому, что «непостижимый для нашего ограниченного разума».
Черную одежду также считают символом внутренней силы и защищенности. Так называемое «маленькое черное платье» Коко Шанель недаром обрело такую популярность, ибо соединяло в себе независимость и элегантность. Интересно, что изначально замысел Шанель был напрямую связан с традиционной символикой черного – платье было придумано в память о погибшем возлюбленном. Однако именно оно изменило отношение к черному цвету в женской одежде – отныне оно не считалось только траурным. Простота, возможность варьировать аксессуарами и относительная дешевизна сделали «маленькое черное платье» безумно популярным.
Сумрачный, закрытый, строгий и грозный черный цвет последние три десятилетия не уходит и из молодежной моды. Он является любимым цветом, как маскулинно-кожаных металлистов и байкеров, так и причудливых готов и эмо. У нас выигрышные качества черного цвета успешно использовали в своей одежде актер Михаил Боярский и певец Виктор Цой.
Модельер Кристиан Лакруа как-то точно заметил, что «черный – это начало всего, точка отсчета, контур, футляр и лишь потом содержание». Стоит добавить, что данный цвет – прекрасный фон. Рядом с ним любой другой цвет становится светлее и ярче. Это качество нередко используется в дизайне интерьеров.
Черный цвет вообще наиболее выигрышно смотрится в сочетании с другими цветами. Это справедливо и по отношению к белому цвету, о котором мы поговорим в следующей – заключительной статье цикла.
Автор – Сергей Курий