Трудный возраст. Как с ним бороться?
Конечно же ваш малыш – самый лучший на свете. Однако случается, он ведет себя так, что иного желания, кроме как больно шлепнуть его по мягкому месту, не возникает. Возможно, у него возрастной кризис, обусловленный изменениями системы связей ребенка с окружающим миром. Я расскажу о кризисах одного, трех, семи лет и подросткового возраста.
Кризис одного года
Одним словом: интересненько!
Подробней. Обычно к году ребенок уже умеет ходить, что заметно расширяет его возможности в изучении окружающего мира. Малыш уже не хочет сидеть на руках. Окружающие предметы так и тянут его к себе – вокруг столько интересного и неизведанного. Теперь взрослый – это носитель знаний и образцов человеческих действий с предметами, с его помощью малыш познает предметное окружение. В этом возрасте формируются навыки самообслуживания: малыш сам надевается, пользуется ложкой, пьет из чашки, моет руки. Интерес к предметам и действиям с ними приводит к возникновению процессуальной игры.
Что делать. Говорите, говорите, говорите. В этом возрасте малыш начинает овладевать речью. Но для родителей это время непрестанной беготни за малышом, который не знает, что такое опасность. Так что, вперед, пока не съеден первый окурок, найденный около урны!
Кризис трех лет
Одним словом: «Я»
Подробней. Основные симптомы: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм. Ребенок уже отделяет себя от мамы и окружающего мира. У него начинает формироваться воля, которую психологи называют автономией (независимостью, самостоятельностью). На предложения помочь ему ребенок часто говорит «Я сам!» Он начинает понимать: то, что он делает, не просто «происходит», это – результат его активности, его воли.
Что делать. Не пытайтесь жестко настаивать на том, чтобы требование родителей всегда соблюдалось. Старайтесь переводить острую ситуацию в игровую, отвлекать. Пробуйте вести себя с ребенком парадоксально, побуждать его к тому или иному действию «от противного». Если ребенок злится и пытается вас ударить, предложите ему нарисовать свою злость на бумаге.
Кризис семи лет
Одним словом: манерность
Подробней. Один из главных симптомов кризиса семи лет – кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их, или идет на открытый конфликт. Проявление кризиса связано с утратой детской непосредственности, то есть с «вклиниванием» интеллектуального момента между переживанием и поступком. Возникает «логика чувств». Обычные бытовые правила, установленные родителями, становятся для ребенка воплощением «детского» мира, от которого он скорее хочет отойти.
Что делать. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости. Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи. Поощряйте общение со сверстниками. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения). Следите за состоянием здоровья.
Кризис подросткового возраста
Одним словом: см. о кризисе трех лет
Подробней. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам!»), только теперь это «Я сам!» в социальном смысле. Одна моя знакомая утверждала, что кризис трех лет – это такая генеральная репетиция к переходному возрасту. В это время наблюдается снижение успеваемости даже в той области, в которой ребенок одарен. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение).
Что делать. Смотрите рекомендации к кризису трех лет, но помните, что вы разговариваете со взрослым человеком. Нарисовать злость откровенно не получится, но можно просто поговорить или оставить человека в покое, как он того просит.
Но в любом случае, в кризисные моменты человечек всегда острее чувствует отношение окружающих к себе. И если мы будем по-родительски заботливыми, то любой кризис переживем и только выиграем от того.
Автор – Катерина Богданова