Поругался с компьютером – и стало легче?
«Помните, что, работая с компьютером, нехорошо ругаться матом, громко кричать, плясать, ездить на мотоцикле и избивать автора данной инструкции» (из «Правил пользования компьютером», п. 8).
Мой сын – программист. Наблюдая за ним и его коллегами во время их работы, я заметил, что иногда они кричат на компьютер, лупят по клавишам и всякими другими способами выражают своё недовольство, как будто компьютер – существо одушевлённое. Оказывается, они таким образом снимают напряжение и стресс, возникающие при нарушении работы компьютера. И при этом отнюдь не всегда виноват компьютер, но очень часто виноват человек.
Как сказал один юморист: «Не знаю, какой кнопка я там нажимал…» со всеми вытекающими из этого последствиями. Если компьютер является повседневной частью работы и жизни человека, то ему наверняка приходилось наблюдать, как кто-нибудь из коллег вдруг с криками и ругательствами вскакивает со своего места, колотит чем попало по столу, и кажется, вот-вот расколотит монитор своего компьютера.
В соответствии с результатами исследований, опубликованными во многих изданиях, около 85% пользователей ПК периодически испытывают напряжение и раздражение из-за компьютерных проблем. Главными причинами этого являются: медленное выполнение операций и сбои в операционной системе; большое количество поступающих электронных писем рекламного характера, спам и мошенничество; рекламные объявления в виде всплывающих окон, закрывающих текст; потеря или удаление важных файлов и т.д.
Британские учёные провели специальное исследование и установили, что препирательства с компьютером имеют серьёзное психологическое обоснование. Оказывается, стресс и раздражение хорошо снимаются, если крикнуть на компьютер как можно громче. Получается, что бессмысленность, неадекватность таких криков в адрес компьютера предотвращает развитие стресса и следующей за ним депрессии, а у западных людей, сами знаете, депрессии – на первом месте. Для человека, склонного к вспышкам гнева, покричать на компьютер означает прекрасную психологическую разрядку без нанесения вреда окружающим людям. Эксперимент на добровольцах показал, что более 50 % пользователей ПК кричат на компьютер или ругаются в его адрес не менее трёх раз в месяц.
А американские учёные установили, что при зависании или торможении компьютера 62% пользователей кричат на него, 29% стучат компьютерной мышкой и 24% хлопают по клавиатуре (в просторечии – по клаве) или экрану. По данным американцев, опросивших 4,5 тысячи женщин, имеющих дело с компьютерами, у 75% из них формируется «синдром информационного стресса». В числе его причин женщины называют технические сложности и сбои в работе компьютера, задержки, медленное появление Web-страниц, заражение компьютерными вирусами и т.д. Кстати, профессиональные психологи подтверждают, что громкие крики на самом деле снимают стресс, а также исключительно полезно поплакать и даже повопить от всего сердца, не сдерживая в себе расстройство и гнев.
Однако лучше всё-таки не доводить дело до того, чтобы человек вопил, стучал и колотил компьютер. А что же делать? Прежде всего, поможет, как и во всех делах, профилактика. Рекомендуется каждый день дублировать всю важную информацию; регулярно сохранять данные; обеспечить надёжную антивирусную защиту; использовать только самое качественное и надёжное программное обеспечение; предпринять защиту от спама; регулярно тестировать свой компьютер, особенно жёсткий диск.
Далее, зная, что компьютер – это всего лишь техника и сбои в его работе неизбежны, научить себя сохранять спокойствие при их появлении. Как говорится, чему быть, того не миновать (и откуда наши предки знали о сбоях в работе ПК?). Наверняка в организациях есть технари, отвечающие за работу компьютеров. Вот и позовите их, пусть разбираются, а сами смените вид деятельности (можно и кофейку попить!). У английского писателя Джерома К. Джерома есть рассказ о том, как несколько джентльменов пытались соорудить площадку для игры в гольф. Мучились они, мучились, пока одному из них не пришла в голову спасительная мысль: «А не позвать ли нам ЧЕЛОВЕКА?». Позвали и уже назавтра играли в свою любимую английскую игру.
Назовём этот приём решения проблем «Метод Джерома». Особенно он подходит для женщин. Ведь у каждой женщины, пользующейся компьютером, всегда найдётся мужик, которого можно срочно позвать, отвлекая его на некоторое время от футбола с пивом и от других, не менее важных, занятий.
Будучи по образованию инженером, я никогда не злюсь и не ругаюсь на компьютер, а пытаюсь наладить его работу. Потому что я знаю (в своей работе я начинал считать на конторских счётах, нас даже учили этому по курсу бухучёта), что компьютер – это такая помесь арифмометра с пишущей машинкой, только немного посложнее. И если что не так, надо просто его наладить. Даже когда теряется половина проделанной работы или она исчезает вовсе, я, прежде всего, пытаюсь понять причину происшедшего (помните: «не знаю, на какой кнопка я там нажимал…»), а затем восстановить утраченное (и очень часто это возможно). И в первую очередь я виню себя, а не компьютер, стараюсь понять, что я сделал не так.
Таким образом, если что случится с компьютером, надо сначала поругаться на него, но не матом (бить не рекомендуется), а потом позвать ЧЕЛОВЕКА. И будет вам благо и в небесах благословение. А всем, кто работает на компьютере, желаю удачи и терпения!
Автор – Богдан С. Петров