Как воспитывать ребенка? Родительский класс
«Ты посмотри, я только вчера постирала тебе эти брюки! А знаешь, сколько я за них денег выложила, а ты этого не ценишь, вместо того, что бы спокойно сидеть на скамейке, измазал их мороженым! И что, нельзя быть аккуратнее, сколько раз можно тебя просить не бегать с другими детьми, тебе уже 5 лет, пора бы соображать своей непутевой башкой!» – знакомая сцена, правда?
Не знаю, как Вы, а моя душа плачет, когда я слышу такое. Вы знаете, одно время мне так хотелось остановить таких людей, дать почувствовать им то, что чувствует сейчас их ребенок. Пока в какой-то момент я не поняла, что в свое время они сами все это пережили, только со своими матерями. Что их воспитывали так же, как они сейчас воспитывают своих детей. Но не смогли в теперешней своей жизни осознать все это и не смогли простить своих родителей. Вот теперь ту же боль причиняют и своим детям. Может быть, так вела себя наша мать или наш отец, и теперь мы сами, не работая над собой, живем бездумно, не меняя и не переписывая родительские программы?
Давайте подумаем, чему нас учат, когда мы ждем ребенка? Ну, прежде всего маму научат, как пеленать и кормить малыша, в лучшем случае научат, что с ним нужно разговаривать. Но почти никто не говорит о том, как любить ребенка и как строить с ним отношения. А еще существует мнение, что до трех лет ребенок ничего не понимает и общаться с ним не обязательно. Однако это совершенно неверно.
На первом году жизни у ребенка устанавливается тесная психологическая связь с матерью. Недостаток материнской любви и внимания в этот период сказывается затем долгие годы. Существует два правила отношения к младенцу. Первое: «Дитя – это гость в доме. Его можно любить и уважать, но властвовать над ним нельзя, ибо оно принадлежит жизни» – это написали индусы в древних Ведах несколько тысячелетий назад. Оно предусматривает любовно-почтительное и, в то же время, несколько отстраненное отношение к ребенку.
Другое правило сформулировано в психологии уже в нашем веке: младенец пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать ожиданиям своих родителей. Каждый ребенок приходит в мир со своими целями и должен пройти свой путь. А перед родителями стоит задача – помочь раскрыть ребенку свою индивидуальность и свои возможности.
Но где же этому научиться? – спросите Вы. Выход есть. Сейчас многие организации социально-психологической направленности пришли к выводу, что необходимо обучать родителей быть родителями. Для этого проводятся «Родительские классы», в которых родители учатся видеть ребенка отдельно от тех проблем, которые возникают в их взаимоотношениях, отделять, где проблема ребенка, а где родительская. А также семинары для родителей, которые не учат как надо, а помогают разобраться как не надо, что, на мой взгляд, важнее.
Ребенок – ваш психологический барометр, по которому вы можете определить свое душевное самочувствие. Малыш должен чувствовать, что он любим, поэтому не бойтесь избаловать его любовью. И не забывайте, что любовь нематериальна и слишком много её не бывает.
Если ребенок общается со спокойной и ласковой мамой, если его потребности удовлетворяются, то у него закладываются положительное отношение к самому себе (я любим, значит, я хорош), уверенность в своих силах и возможностях (адекватная самооценка), инициативность. Тогда он растет веселым, приветливым, любознательным и активным, и к другим людям он относится с симпатией и интересом. Впоследствии он научится дружить и чувствовать любовь.
Если же малыша постоянно критикуют, ругают и сравнивают с другими, не в его пользу, то и к себе он будет относиться плохо, вырастет тревожным, неуверенным в своих силах, мрачным, агрессивным, упрямым. А к людям будет относиться настороженно, что может выражаться в капризах, строптивости, агрессивности.
Мы живем порой, как зомби, следуя заложенной в нас с детства программе. Давайте жить хоть немного осознаннее, останавливаться и задумываться над тем, а почему мы сейчас хотим поступить именно так и произнести то, что хотим произнести в данный момент? Никогда не поздно начать изменять свою жизнь к лучшему.
Автор – Сергей Гриваченко
Источник