Всегда ли полноценна доброта? Часть первая.
«…Умницу мы наречем уродкой
Добрую объявим сумасбродкой…»
В разных философских школах, у разных авторов существует огромное количество определений, каждый из них вкладывает свой смысл в понятие, но при анализе можно выделить то, с чем соглашается большинство.
Толковый словарь Ушакова дает следующее определение доброты: отвлеченное существительное к «добрый». Иными словами, собственно доброта – понятие абстрактное, и, не проявляясь в конкретных поступках, не может существовать. Однако и совершаемые поступки не всегда могут гарантировать торжество доброты.
Доброта – это отзывчивость, это добрые поступки по отношению к другим, вызванные не принятыми нормами морали, вежливостью и желанием выглядеть лучше в глазах окружающих, а внутренней потребностью сделать так, чтобы другому было хорошо. Конечно, акцептору (или реципиенту?) доброты могут быть безразличны мотивы донора, но дело в том, что у любых поступков существуют эффекты и последствия, которые могут оказаться как положительными, так и отрицательными.
Если поразмышлять, абсолютной доброты не существует. Доброта относительна.
Следствие первое. Поступок, совершенный во имя добра, кому-то может отразиться злом.
Следствие второе. Значит, в тех, кого мы называем добрыми людьми, присутствуют и иные качества. Но мы же живые, мы не можем быть идеальными.
И тут важен баланс, чем руководствуется человек, каковы последствия его поступков, добрый он или добренький.
Доброта – это утирание слез, а не вытирание соплей, фигурально выражаясь. Это когда ты беспокоишься, что будет дальше, чтобы совершенное добро не обернулось в конечном результате злом. Сделаешь за ребенка домашнее задание, значит, он не научится думать.
Почему некоторые люди готовы поделиться последним с чужими, забывая об интересах собственной семьи? Добры ли они? Что заставляет их отдавать ресурсы, как материальные, так и более ценные, на сторону?
Разумеется, существует и обратное. Помните? «Я часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо». Добро, зло, благо, вред – все это очень и очень относительно. Ведь иногда совершая не самый добрый, с точки зрения самого реципиента или общества, не желающего глубоко вникнуть в суть, поступок, ты уберегаешь человека от впутывания в неприятности. Или помогаешь что-то понять. Или позволяешь чему-то научиться.
А добрыми поступками можно развратить. И довольно быстро.
Ну, в самом деле, какой ребенок сочтет доброй медсестру со шприцем или учителя, вкатившего «кол»? Должно быть что-то еще, позволяющее оценивать поступок. И ладно, есть такие дети. Попался мне в одном из блогов рассказ о подобном явлении. Привожу фрагмент:
«Ночь. Светя себе фонариками, чтобы никого не разбудить, через слово повторяя «sweetheart» и «honey», медсестры дают лекарство.
– Мам, а что, врачи и медсестры никогда не устают?
– ???
– Ну они же всегда улыбаются. Ты когда-нибудь видела недоброго врача или медсестру?»
Доброта – осознанное совершение добрых поступков. Свеча ничего не теряет, если от нее зажигают другую свечу, но позволяет другим свечам сделать что-то хорошее.
У каждого свои мотивы для доброты, кто-то не может пройти мимо страдающего, кому-то важна оценка, общественное мнение, кто-то думает об эффекте поступка, кто-то заботится о том, чтобы доброта достигла назначения.
«Делай, что должно, и будь, что будет». Все равно для всех идеально не будет никогда.
Таким образом, истинная доброта всегда одна, а вот доброту неполноценную можно разделить на четыре основные группы и подробно остановиться на каждой.
Виды и подвиды неполноценной доброты.
1. Доброта демонстративная. «Пусть все смотрят и восхищаются. При этом варианте объектом приложения доброты служит внешнее окружение. Существует в трех разновидностях – «меня не ценят, но я иначе не могу», «подсаживание на дозу одобрения» и «проявление за чужой счет».
С первый вариантом все просто, если человек не получает желаемого одобрения, хоть это желание и тщательно скрывается даже от себя, рано или поздно он срывается и прекращает творить добро. Правда, встречаются настолько склонные к мазохизму люди, что они будут продолжать, упиваясь собственным несчастьем, непониманием окружающих и бесплодной надеждой на благодарность. Бесплодной – потому что иногда о добре его никто и не просил, а значит, и не оценит.
В принципе, если не слишком увлекаться, ничего страшного в этой группе нет, одобрение обществом повышает собственную оценку, в чем мы все обычно нуждаемся. Но лишь до тех пор, пока за стремлением получить кредит не теряется сам поступок. Правда, тот, кто склонен к демонстративности, обычно очень легко подсаживается на это самое одобрение, и «добрые поступки» множатся-множатся-множатся.
Уродство в том, что решение принимает один человек, а ответственность за решение несут другие, обычно его семья, интересы которой задвигаются на задний план. И такая доброта урезониванию практически не подлежит, ведь нельзя же отказать человеку в праве на доброту. Это и притаскивание домой кошечек-собачек, кормят-лечат-убирают за которыми все, кроме автора идеи, это и перечисление в фонд помощи жертвам голода в Сомали значительной части скромнейшего семейного бюджета, вариантов масса. Обществу все равно, оно одобрит и поддержит, но вот вряд ли примкнет или как-то еще посодействует как адресатам заботы, так и потерпевшим в ходе оказания доброты.
Если доброта направлена на тех, кого действительно объективно надо спасать, то и пусть бы. Разберемся в процессе, распишем роли, урегулируем отношения. Исключение, когда такая доброта нехороша, что называется, «вообще» – в том, чтобы защищать интересы взрослых дееспособных людей в ущерб интересам своих детей, своей семьи, никакой доброты нет.
Продолжение следует.
Автор – Татьяна Коэн
Источник