С малышом в магазин: что учесть?
Обычно дети с удовольствием идут в магазин. Но иногда такой поход превращается в разочарование для ребенка и настоящий кошмар для родителей. В большинстве случаев это происходит из-за того, что мы, взрослые, не учитываем возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка, или забываем ему сообщить о цели похода в магазин.
В результате ожидания нашего чада от этого мероприятия расходятся с нашими ожиданиями и возможностями.
Каким образом этого можно избежать?
1. В первую очередь определить цель – для чего мы туда идем. Казалась бы, вопрос сам по себе странный, но от ответа на него во многом зависит – куда, когда, и… с ребенком ли. Вот некоторые возможные варианты:
За чем-то конкретным, что действительно необходимо купить.
Присмотреться – прицениться. Возможность покупки не исключается, в случае, если мы увидим то, что нас полностью устроит.
Просто так – занять свободное время (или, например, зайти погреться зимой).
Не пройти через магазин невозможно. Например, как в питерском океанариуме, выход из которого возможен только через сувенирный магазинчик.
И еще один важный вопрос – зачем вы собираетесь взять с собой ребенка? И предполагается ли во время похода в магазин купить что-то для него? В любом случае, если ребенок пойдет с вами, то лучше изначально предупредить его об этих вещах.
2. Сумма денег или бюджет – от этого во многом зависит выбор магазина. Вряд ли имеет смысл идти в большой детский магазин, если вы планируете купить только мыльные пузыри, или ехать в торговый центр за парой колготок. Если вы решили взять вашего малыша с собой, постарайтесь, чтобы у вас была возможность какой-то, пусть даже совсем символической, покупки для него.
3. Возрастные особенности ребенка.
С какого возраста брать ребенка в магазин? На это вопрос нет однозначного ответа – тут, как мне кажется, лучше полагаться на свою родительскую интуицию и отношение к этому вопросу. Я часто вижу мамочек с совсем маленькими детьми в магазине, которые отлично себя чувствуют и полностью довольны друг другом. Если же вам сама мысль об этом кажется неприемлемой – то лучше не рисковать. Дети до года-двух очень привязаны к маме, и как маленькие локаторы считывают ее состояние. Поэтому ваша нервозность легко передастся им и высока вероятность того, что ваши худшие опасения подтвердятся.
Если идешь в магазин с маленьким ребенком, то удобно делать это со слингом или коляской, либо можно посадить малыша в тележку, которые есть в больших магазинах и гипермаркетах. Таким образом вы застрахуетесь от того, что он может потеряться, и ограничите его исследовательскую активность. Соответственно, магазин должен быть с достаточно широкими проходами и хорошей вентиляцией, чтобы вам с ребенком не пришлось протискиваться между узкими стеллажами и другими покупателями. Я не рискнула бы пойти с малышом в магазин, где много бьющихся или очень дорогих предметов – любой маленький ребенок даст фору слону в посудной лавке. А платить за его любознательность, в случае чего, придется вам.
Отдельно хочется сказать о трехлетнем возрасте, вернее кризисе трех лет. Когда вчера еще послушный ребенок становится капризным, временами неуправляемым, его любимой фразой становится «Я ХОЧУ!!!», причем это хочу, с его точки зрения, должно осуществиться немедленно. Это время становится испытанием для любого родителя – его нужно пережить, сохранив, по возможности, свои нервы, достоинство и любовь к ребенку. При этом важно не сломать свое чадо, но и не идти у него на поводу. Сейчас кризис трех лет заметно «помолодел» и может начаться и раньше, в 2 года. С другой стороны, у некоторых детей он приходит с запозданием. Но, в любом случае, не заметить его невозможно.
Если ваш ребенок вступил в этот чудесный период, то основное, что можно посоветовать при походе с ним в магазин – «НЕ ИСКУШАЙ!». Что значит «не искушай?». Это означает составить маршрут в магазине таким образом, чтобы не провозить ребенка между стеллажами с игрушками, если вы не готовы покупать их. Это не выбирать при ребенке игрушку для другого ребенка, к которому вы собираетесь на день рождения. Это, может быть, лишний раз не брать его в магазин, если он в плохом настроении, голоден или просто раскапризничался.
Что делать, если ваш трехлетка закатил истерику прямо в магазине с требованием купить что-то, что вы совершенно не планировали?
Если он уже не слышит вас, рыдает, завалился на пол или вот-вот завалится, то:
Во-первых: сделать глубокий вдох – выдох и улыбнуться – с боевым крещением вас! Рано или поздно через это проходят все родители, а шок в первый раз испытывает практически каждый.
Во-вторых, не слушая, что советуют окружающие сочувствующие/возмущающиеся/просто бубнящие граждане, спокойно взять ребенка на руки и с гордо поднятой головой вынести из магазина и донести туда, где вас никто не будет видеть. В идеале – домой, конечно.
В-третьих – положить спокойно ребенка на пол/кровать/сиденье автомобиля и подождать, пока он сам успокоится, занявшись при этом своими делами. Этот пункт очень сложный для выполнения, но совершенно необходимый.
В-четвертых – когда ваш ребенок успокоится (за это время вы, в идеале, тоже должны привести себя в норму) и уже без слез подбежит к вам – взять на ручки, прижать и обнять.
В-пятых – через еще какое-то время, когда вы уже оба совсем успокоитесь – поговорить о случившемся.
Еще важно проанализировать то, что случилось, и сделать выводы на будущее. Любая истерика – как гроза, но ее приближение всегда видно! Учитесь распознавать ее признаки у своего ребенка до того момента, когда грянет гром. Когда еще можно его отвлечь, переключить внимание или, может, просто отказаться от похода в магазин, если у ребенка совсем мрачное или капризное настроение.
Что в ситуации истерики в магазине делать категорически не надо:
Идти на поводу у ребенка и купить то, что он требует, чтобы погасить скандал. Дадите слабину раз, потом еще один, а дальше у ребенка истерика перерастет в привычку и метод добиваться желаемого.
Начинать отчитывать ребенка при людно, взывая к его совести, кричать на него и ругаться.
К совести и чувству вины взывать еще рано – в 3 года они не сформированы, логические аргументы в момент рыдания ребенок услышать не в состоянии, а криками и руганью мы только унижаем его и подрываем свой авторитет.
Позволять посторонним людям давать вам советы как воспитывать ребенка, критиковать ребенка или вас как воспитателя.
Если же трехлетний рубеж вашим ребенком уже давно пройден, но склонность к частым истерикам у него осталась, то лучше проконсультироваться у опытного детского психолога – речь может идти, возможно, о неврозе или педагогической запущенности.
4. Помимо возрастных, важно учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Что здесь имеется ввиду? Каждая мама лучше всех знает своего малыша и ответит на этот вопрос. Если, к примеру, ваш ребенок легко перевозбуждается, то, по возможности, не ходите с ним по магазинам в вечернее время, когда много народу, и такие походы не должны быть слишком долгими. Если у вас неторопливый и задумчивый ребенок, то закладывая время на поход, учтите его темп. Для детей до четырех лет очень важен режим дня – лучше не вести вашего малыша в магазин голодным, уставшим, сонным, или если в этот день он уже перегружен впечатлениями.
К счастью, в этом возрасте наши дети, если они здоровы и не устали, воспринимают любое мгновение жизни как чудо. Особенно если в этот момент рядом с ними находится любящий и любимый ими человек. И нам гораздо легче подарить ребенку ощущение праздника, чем это иногда кажется. Детям важны не столько подарки и покупки, сколько наше участие, забота, внимание и любовь. И если ваш ребенок чувствует это, то совместный поход с вами куда угодно будет для него праздником.
Автор – Ольга Вишневская