О чем мы думаем в Прощеное воскресенье, или Легко ли попросить прощения

О чем мы думаем в Прощеное воскресенье, или Легко ли попросить прощения?

Последний день Масленицы – последнее воскресенье перед наступающим Великим постом. Издавна в этот день и стар, и млад, и царь, и последний нищий просят друг у друга прощения за обиды вольные и невольные. Этот день и поныне называется Прощеным воскресеньем.

В Прощеное воскресенье православные вспоминают изгнание праотца Адама из рая. Поэтому еще Прощеное воскресение называется «Адамовым изгнанием из Рая». Считается, что это скорбное событие – источник всех наших мирских бед. Причина изгнания Адама – грех, совершенный прародителями, злоупотребившими даром свободной воли и нарушившими божественную заповедь послушания.

В храмах в этот день совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Чин прощения появился в Египте. Перед наступлением Великого поста монахи расходились по пустыне на сорок дней. Некоторые из них уже не возвращались – погибали в пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все обиды, как перед смертью. И, конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у своих подданных. С этой целью царь объезжал войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри.

Подумайте, ведь можно не быть православным, а исповедовать, например, ислам, можно вообще быть атеистом, но нельзя прожить, не сказав кому-то «прости» и «прощаю».

Для меня это еще один повод обратить внимание на своих родных. Именно самых близких мы больше всего и обижаем. Пусть ненароком, пусть вроде бы не явно, невниманием, например. Думаешь, надо бы попросить прощения, да суета и спешка берут свое… Прощеное воскресенье – это возможность остановиться, оглянуться на череду прожитых дней, ощутить ценность отношений с дорогими тебе людьми. Для меня Прощеное воскресенье – еще одно напоминание о родных и близких, перед которыми я уже никогда не смогу извиниться.

Многие из нас из собственного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощения. Легко ли обидеть другого человека? Легко. Легко ли обидеться самому? Легко. Легко ли простить? Трудно. Неудобно. Не хочется. Но прощать все-таки надо. Да, это серьезный шаг – попросить прощения. Недаром православные говорят, что самый трудный подвиг – это покаяние.

Раньше мне нужно было много времени, чтобы пружина обиды ослабла. Теперь я понимаю: прощение как радость, как подарок себе, как освобождение от собственной обиды. Я прихожу к обидчику и говорю: «Давай мириться. Я тебя люблю». Радость искреннего прощения – огромное приобретение, возвращение друга, подруги, ребенка, их любви. И благодаря этому – невероятное состояние великодушия.

Тяжелее всего переживается конфликт между родителями и детьми. Причем, и с той и с другой стороны. У отцов и матерей обида переплетается с болезненной любовью и самолюбием. Почти всегда звучит древний мотив: «Мы тебе все отдали, воспитали, ночей недосыпали, а ты…». И ребенок, будь он даже взрослым человеком, уйдет, отвернется с тихим раздражением. И вот – обида как черная змея заползает в душу и располагается там основательно и надолго.

Помните притчу о блудном сыне? У отца было двое сыновей. Младший, получив свою долю наследства, ушел из дома. Живя распутно, все потратил. Когда же стал терпеть нужду, то пришлось ему и питаться чем попало, и работать за гроши. Решил он покаяться и вернуться в родной дом: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу и скажу ему: отче, я согрешил против неба и перед тобою, и уже недостоин называться твоим сыном. Прими меня в число наемников твоих». Отец же искренне и с радостью принял вернувшегося сына. Даже устроил в честь него богатое застолье. Старший сын, увидев такой прием промотавшегося брата, возмутился. Но услышал в ответ: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надо было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил, пропал и нашелся».

Притча на то и притча, что многозначна, и каждый слышит в ней созвучное времени и своим представлениям о вечных истинах. Думается, сегодня история блудного сына в той или иной степени близка многим из нас…

Да… Каждого из нас в детстве учили просить прощения, но не прощать. И далеко не всем родители говорили «прости», признавая свою неправоту. Когда к психологам приходит истерзанная конфликтами и семейными ссорами мать и жалуется на свое чадо, которое не слушается, не уважает взрослых, ни в грош не ценит их мнение, то специалисты советуют, прежде всего, изменить собственное поведение. И осмыслить, возможно, свои педагогические ошибки, а главное, понять и принять ребенка таким, какой он есть, и, быть может, даже попросить у него прощения.

Пойдете ли Вы в Прощеное воскресенье в храм – ваше дело, но вспомните притчу о блудном сыне, и, может быть, вам легче будет понять, простить, и душой принять другого.

Автор – Ольга Калашник

Источник

Оставьте комментарий