Как разглядеть таланты в своем ребенке?
Как часто родителям в школе приходится слышать жестокие фразы учителей – ваш ребенок не способный, бездарный, тупой, из него ничего не выйдет! Да родители и сами приходят к такому выводу, безуспешно пытаясь засадить свое чадо за уроки или просматривая дневник с двойками и замечаниями.
И страшно, если на ребенке ставится крест его самыми близкими людьми, которые перестают в него верить на основе школьных оценок.
Роберт Кийосаки в своей книге «Богатый ребенок, умный ребенок» пишет: «Школьная система пригодна для того, чтобы учить некоторых детей, но, к сожалению, совершенно не годиться для обучения всех детей. Поэтому для родителей жизненно важно определить природные таланты ребенка, поощрять их развитие и защищать их от подавляющей концепции однообразия».
К сожалению, пока в нашей системе образования признается только один вид таланта или интеллекта – способность читать, запоминать и оперировать информацией. Его принято измерять коэффициентом интеллекта, всем известным – IQ. Приятно, если он «зашкаливает», а что делать тем, кто старается скорее скрыть его значение от знакомых? Не опускать руки, а узнать о том, что вы обладаете иными способностями и талантами.
Американский ученый Говард Гарднер исследовал целых семь типов развития интеллекта! Получается, что признание получают только 14% детей, остальных же списывают со счетов как неспособных. К счастью, природа каждого наделила талантом, и важно не только разглядеть его, но и ценить и развивать, чтобы потом не мучиться комплексом неполноценности и нереализованностью.
Самый известный и признаваемый талант заключается, обратите внимание, в природной способности с интересом читать и понимать слова, умении красиво рассказывать узнанное. Это важный дар, потому что в основном именно так люди собирают информацию и делятся ею. Этот талант используется в привычной системе образования – узнавание информации через книги и передача ее через слова. Смог прочитать, красиво написать и правильно пересказать – получай пятерку, не смог, значит ты лентяй и двоечник, примерно так рассуждают учителя.
А если у ребенка цифровой талант? Значит, он с легкостью оперирует цифрами, а математика и бухгалтерия для него живой мир. К сожалению, этот талант необходимо подкреплять еще и красивым письмом, иначе за правильно сделанную, но плохо написанную задачу ваш ребенок все равно получит не выше четверки. В основном этот талант будет признан, только когда класс разделят на гуманитариев и физиков-математиков.
А может быть у ребенка пространственный талант? Он присущ многим творческим людям – художникам и дизайнерам. В школе такие дети прекрасно рисуют и чертят, но могут ужасно писать и считать, получая двойки. В результате родители и они сами перестают ценить свой талант и не развивают его.
В чем проявляется физический талант? В умении владеть своим телом. Этот талант востребован не только в спорте, балете, хореографии, но и в механике, строительстве, домашнем хозяйстве, любом ручном труде. Такие люди с трудом учатся через чтение, но хорошо понимают и запоминают, один раз увидев и попробовав.
Личностный талант. Его еще называют «эмоциональным». Этот вид интеллекта отвечает за контроль над тем, что мы сами себе говорим, поэтому это один из самых важных видов интеллекта. Многие терпят неудачу совсем не потому, что им не хватает знаний, а потому, что боятся проиграть, они думают об этом, и у них опускаются руки. Так много по-настоящему талантливых людей живут в постоянном страхе совершить ошибку в своей жизни, и поэтому не заявляют о себе. Умение учиться на своих ошибках, извлекать пользу из неудач также относится к этому виду таланта.
Межличностный талант. Его можно найти в детях, которые легко и непринужденно общаются с любым человеком. В будущем такие люди наделены особым очарованием – к ним, как к магниту, тянутся окружающие, с ними хотят общаться. Наиболее известные певцы, актеры, ораторы, продавцы – это люди, которые поверили в себя и развили межличностный талант.
Не каждому дано иметь дар общения с окружающим миром «на ты» – понимать деревья, растениям, рыб, животных, землю. Дети с этим талантом очень добрые, открытые, мягкие, и хотя они могут плохо учиться в школе, впоследствии становятся прекрасным земледельцами, дрессировщиками, ветеринарами.
Итак, каждый талантлив как минимум в одной области! А способности в любой другой сфере можно и нужно развивать, не ожидая при этом оценок и веря в себя!
Автор – Евгения Воскресенская