Как влияет на психику ребёнка дефицит общения?
Все родители хотят в будущем видеть своего ребёнка гармоничной целостной личностью, которой не чужды обычные человеческие проявления: слёзы, радостная улыбка, открытость, искренность. Головокружительная карьера при этом совершенно не исключается, а совсем даже наоборот, не вызывает сомнений.
Одним из главных составляющих жизни ребёнка являются его контакты, прежде всего с окружающим миром и ровесниками. Это и детский сад, и кружки, и спортивные секции. Ребёнок, не посещающий детский сад, всё равно должен регулярно (хотя бы 2 раза в неделю) пару часов проводить в коллективе. Это подготовит его к осознанию окружающего мира и смелому принятию его, научит коммуникабельности и контактности.
Некоторые родители не приемлют детского сада, а предпочитают индивидуальные занятия своего ребёнка с преподавателями. Малыша учат многому: читать, писать, рисовать, танцевать… Но часто получается так, что само занятие ребёнок воспринимает как дело второстепенное, но с нетерпением ждёт преподавателя, чтобы вволю пообщаться. Он старается успеть за час рассказать обо всём, что случилось за день, за час, за последние несколько минут, а если хватит времени, то и о вчерашних событиях. Рассказывая, он торопится, поэтому речь его сбивчива, эмоциональна и бессвязна. Наконец, выпалив всё, ребёнок превращается в пассивное, не желающее воспринимать новую информацию существо. Он всем видом показывает, что устал, отвлекается, просится выйти и т. д.
Если ребёнок от природы очень эмоционален и активен, ему надо где-то проявлять эти свои качества, иначе он будет обрушивать не нашедшие выхода эмоции на кого попало. Такой ребёнок должен регулярно играть со сверстниками в ролевые игры. Только в этом случае он начнёт ясно понимать границы общения со взрослыми и охотнее усваивать новые знания.
Когда домашний ребёнок идёт в школу, он иногда просто игнорирует одноклассников. Это происходит потому, что родители вовремя не научили его общаться, полагая, что всё образуется само по себе и что ребёнок сам адаптируется в коллективе. Проходит месяц школьной жизни, родители интересуются у своего ребёнка, подружился ли он с кем-нибудь, а он отвечает, что ему никто не нравится и дружить он ни с кем не хочет. Мама с папой в недоумении и не догадываются, что их чадо вообще не понимает, зачем нужно дружить. Ему следует объяснить, что дружить необходимо, надо обсудить с ним визиты гостей, вспоминая, как весело и приятно было вместе.
Иногда надо предложить ребёнку, чтобы он пригласил кого-нибудь к себе в гости. Если он не совсем умеет принимать приятелей, ему следует помочь: попросить показать гостю свою комнату, книги, игрушки. Можно организовать пару игр, но не нужно навязывать детям своё общество. Если общение наладилось, следует оставить детей наедине, чтобы они чувствовали себя более свободно.
Тяжелее всего с эмоционально неустойчивыми детьми. Бывает, что ребёнка отдают в детский сад довольно поздно – лет в пять. Он быстро там осваивается, но часто шалит, бегает, дерётся, а если воспитательница настоятельно просит его успокоиться и грозит наказанием, предпринимает попытку сбежать домой. С детьми он ведёт себя агрессивно, поэтому многие родители советуют своим чадам «с ним не связываться и держаться подальше».
Такой ребёнок – яркий пример детской дезадаптивности. В данном случае родителям часто советуют обратиться к психологу, чтобы он выявил причины, по которым ребёнок не может вести себя ровно.
Автор – Тамара Дубовская
Источник