Как ведет себя ребенок алкоголика?
Жизнь в семье, где есть проблема алкогольной зависимости, строится вокруг зависимого: ссоры, контроль происходящего, постоянные мысли о том, как сделать, чтобы изменился пьющий. К сожалению, семья бежит от признания того, что употребление алкоголя – это не просто плохое поведение, дурная привычка или слабая воля, а именно болезнь, которая затрагивает не только самого пьющего, но и всю семью. Редко соотносятся алкогольная зависимость родителей и те проблемы, которые есть у детей. Часто способ поведения, который выбирает ребенок, напрямую связан с той ситуацией, которая сложилась в семье.
Когда у кого-то из родителей существует алкогольная зависимость, то ребенок, как правило, принимает на себя одну из четырех ролей: “Герой семьи”, “Козел отпущения”, “Клоун”, “Невидимый ангел”.
“Герой семьи”
Это послушный ребенок, который демонстрирует высокие достижения в самых различных областях. Учитель или родитель никогда не назовет его “проблемным”, наоборот, скорее всего это гордость семьи и школы. Но многое из того, что делает ребенок, он делает не потому, что у него есть к этому интерес, а ради одобрения окружающих: “чтобы заметили, похвалили, чтобы быть лучшим”. Своим поведением такой ребенок порой напоминает маленького взрослого: серьезный, ответственный, всегда готов помогать другим (ведь его за это похвалят). Он очень болезненно переживает из-за малейшей ошибки, для него “четверка” – это трагедия. Ему нельзя ошибаться, иначе он станет несовершенным. Он не чувствует себя самоценным и достойным, только достижения и похвала окружающих дают ему возможность ощутить это. И взрослые с удовольствием перекладывают на такого ребенка всю ответственность (за домашние дела, за успеваемость в классе, за поведение младших:).
И готовность брать на себя ответственность “за все и всех” остается на всю жизнь: такие дети, вырастая, часто становятся трудоголиками, выбирают партнерами нуждающихся людей – эмоционально недоступных, инфантильных или зависимых от алкоголя – которых надо спасать и рядом с которыми можно чувствовать себя нужными и значимыми.
“Козел отпущения”
Это ребенок, которому не хватает сил и внутренних ресурсов получить позитивную оценку и внимание от окружающих взрослых, как это делает “Герой семьи”. Его редко хвалят за достижения, очень частая фраза учителей и родителей в отношении таких детей: “его не за что хвалить, он не заслужил”. Но ребенку необходимо, чтобы его замечали, поэтому он ищет другие пути, которые заставят взрослых обратить на него внимание: он дерзит, прогуливает занятия, дерется со сверстниками. У такого ребенка много боли и злости, с которыми он не может справиться, у него не хватает сил преодолевать те трудности, которые попадаются на пути. Такие дети боятся увидеть реальные последствия своих действий. Необходимой поддержки от взрослых, как правило, нет; поэтому выбираются доступные способы приспособления: такие ребята часто объединяются в группы, в которых они получают недостающую им поддержку; многие из них начинают рано употреблять алкоголь и наркотики, вступают в конфликт с правоохранительными органами.
Такое “проблемное” поведение ребенка выполняет важную функцию для семьи – отвлекает внимание от алкогольной зависимости отца (или матери). Родители могут годами заниматься “безобразным” поведением ребенка, вместо того, чтобы решать центральную проблему семьи и обратиться за необходимой помощью. На “Козла отпущения” всегда можно свалить всю вину за происходящее и выпустить все свои негативные эмоции, которые по большей части связны не с ним, а с тем, что происходит в семье.
Бунтарство, враждебность, обвинение других в происходящем дают возможность избегать ответственности за свои действия. Часто подобное поведение сохраняется во взрослом возрасте: им трудно добиваться успеха, брать на себя ответственность и выполнять взятые обязательства.
“Клоун”
Ребенок может надеть на себя маску “Клоуна”: он всегда веселый, активный общительный, постоянно шутит, пародирует других, причем эти шутки не всегда уместны и становятся все более и более небезопасны для окружающих. За таким поведением, как правило, стоит неуверенность в себе и страх строить близкие отношения, так как они могут принести боль. Ребенок боится, что кто-то может посмеяться над ним, когда он будет не готов к этому. И поэтому он сам смеется над всеми, в том числе и над собой говоря, что ему “все равно”. И взрослые часто делают ошибку, думая, что ему действительно все равно: смеются над самим ребенком, а не над его шутками.
Кроме того, проблема заключается в том, что, начав свою клоунаду, ребенок не может остановиться. Когда с ним общаются один на один, он вполне адекватен, но как только ребенок попадает в группу сверстников, он начинает “паясничать”, передразнивать окружающих. И чем больше попыток его остановить, тем больше он отвлекает на себя внимание, тем сильнее проявляется клоунада.
Подобное поведение ребенка отвлекает семью от тех проблем, которые в ней существуют, и дает возможность расслабиться. Как только возрастает напряжение в семье, нужно что-то “вытворить”, и тогда все обратится в шутку. И это превращается в стиль жизни: как только возникает серьезная проблема, надо разрядить обстановку (главное не сталкиваться с реальной проблемой, уйти от ее решения, заставив всех посмеяться). Такой ребенок, вырастая, будет продолжать оставаться “клоуном”, который не может остановиться в своих “приколах”, сохраняет незрелость и не способен строить глубокие отношения.
“Невидимый ангел”
Такой ребенок очень удобен для родителей: “вокруг столько проблем, а вот хоть с ребенком повезло, совсем не доставляет хлопот, растет – даже не замечаю как”. Как правило, это тихий, застенчивый ребенок, который много времени проводит в уединении, погруженный в свои мечты и фантазии, избегает конфликтов. У него мало друзей, он очень привязан к вещам. И редко кто задумывается: неужели ему не важно отстоять свое мнение? и у него действительно нет никакого недовольства? Конечно же, это не так. Подобным образом ребенок ведет себя потому, что одним из базовых ощущений в его жизни является чувство собственной неважности и ненужности: “Я никому не интересен”. Он живет с чувством тревоги, что он один на один со своими проблемами, и, как правило, взрослые позволяют ему так жить и даже гордятся этим. Реальные таланты этого ребенка не могут проявиться, так как он не верит не только в себя, но и в то, что это действительно кому-то нужно и интересно.
Погруженность родителей в конфликты и семейные заботы у ребенка превращается в представление: “родителям не до меня”. Как правило, и во взрослом возрасте у него сохраняется изоляция, замкнутость, чувство ненужности, о котором он никому не говорит, малый интерес к жизни. На фоне этого развивается депрессия и другие психические заболевания.
Все описанные маски-роли не способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ему выжить в тех условиях, в которых он оказался. Вырастая, он возьмет эту роль с собой во взрослую жизнь и не сможет выйти из нее самостоятельно. Поэтому, независимо от того, какую роль выбирает ребенок, ему нужна квалифицированная помощь специалиста-психолога, не меньше, а, может быть, еще и больше, чем зависимому от алкоголя.
Семья – это система. Там, где появилась и развивается проблема зависимости, помощь специалиста необходима и может быть оказана каждому члену семьи. От изменения одного зависит выздоровление всей системы.
Автор: Солнцева Наталия Владимировна
Автор – Сергей Гриваченко
Источник