В чем выражается любовь к детям?
Мы живем для своих детей. Мы делаем все, чтобы им было хорошо и комфортно. Почему же в итоге из веселых радостных телепузиков вырастают несчастные люди, неспособные грамотно устроить свою жизнь? Что мы делаем не так?
Может, мы недостаточно сильно их любим? Но куда уж сильнее, если и так вся жизнь вокруг них крутится! Давайте задумаемся. Возможно, мы любим наших детей сильно, но… неправильно?
Какова задача родителей в глобальном плане? Сделать так, чтобы ребенок вырос способным к самостоятельному благополучному существованию. Чтобы мог создать свою семью и самостоятельно ее содержать, развивать, беречь от невзгод. Чтобы мог управлять самим собой, иначе им будут управлять другие. Какими же навыками должен для этого обладать человек?
Во-первых, он должен состояться как профессионал (домохозяйки, не вздумайте обижаться, ведь ваша профессия – одна из самых тяжких). Не в лесу живем, прокормиться охотой и земледелием малореально, карьера теперь заменяет ружье и соху.
Разумеется, человек должен вырасти самостоятельным. Это развязывает ему руки в плане поиска своего пути. В идеале он не зависит от мнения других людей, сам рассуждает и принимает решения, не нуждается в физическом присутствии родителей или их замене в своей жизни.
Таким образом, целью воспитания является развитие у ребенка знаний, навыков, умений, позволяющих ему твердо стоять на ногах и всю жизнь держать удар. И это не просто цель – это фактически голубая мечта адекватного родителя.
А теперь отвлечемся от глобальных целей и спустимся с небес на грешную нашу землю. Несколько примеров из жизни.
«Ну куда ты лезешь? Нельзя это трогать! Помолчи, когда взрослые говорят! Вечно ты все ломаешь!» – затурканная жизнью мамашка очень любит своего ребенка (ну кто ж признается в обратном?), но она так устала, на работе аврал, муж – форменная скотина, и, конечно же, ей проще сделать все самой, чем перемывать посуду за расстаравшимся ребенком… Никто не спорит, хочешь сделать хорошо – сделай сам. Только вот ее ребенок совершенно не в курсе этой прописной истины. Напротив, он уверен, что уж у него-то точно руки не оттуда растут. И заметьте, несанкционированная детская помощь родителям заканчивается у детей годам так к пяти. Они усваивают науку. И больше не лезут не в свое дело. А своего дела у них нет.
«Ой, деточка, не надо, ножки промочишь, ручки натрудишь! Мама сама сделает, а ты иди, отдохни, поиграй! Успеешь еще наработаться!» – вторая, не менее вредная и столь же часто встречающаяся позиция. Пособие для выращивания овощей в парнике.
Я не хочу сказать, что дети, выросшие в таких семьях, поголовно будут неумехами и рохлями. Да мы бы вымерли давно, если бы это было так. Но грамотное воспитание получают единицы. Нигде не учат растить детей. Учат их правильно кормить, лечить, листать учебники. А про то, что нужно еще научить детей сопротивляться обстоятельствам, забыли нам объяснить. А мы – тоже вчерашние дети, откуда нам про это знать?
Ну как, по-вашему, дети, не включенные в реальную жизнь с малолетства, будут пробивать себе дорогу в жизни? Методом тыка, видимо. Нашим любимым методом. У кого получится, тот молодец. Слава Богу, нормальных, способных, сильных и умных людей очень много. Несмотря на отсутствие воспитания, скорее даже – вопреки этому.
Мы любим своих детей. Но я уверена, что чувство это должно быть как можно более рациональным и трезвым. Любовь не должна быть слепой, эгоистичной и удобной для родителей. Ребенок – не наша собственность, он должен вырасти и уйти из дома устраивать свою жизнь. А мы должны его отпустить. И чтобы этот процесс прошел безболезненно, мы должны быть уверены в том, что он в состоянии справиться с трудностями сам.
Пусть лучше ребенок порежется о разбитую им тарелку, которую он пытался помыть. Пусть лучше он изуродует одежду, которую попытается погладить или постирать. Но когда он, будучи еще по факту совсем зеленым, отправится в пионерлагерь или в колхоз на первом курсе, или в институтскую общагу, он не будет чувствовать себя беззащитным потеряшкой, а сможет себя и накормить, и обиходить.
Умея о себе заботиться, молодой человечек вряд ли испытает глубочайшее чувство растерянности. Это снизит вероятность того, что он прибьется к какому-нибудь «сильному и надежному» вожаку, с кем не так страшно, с кем понятно, куда идти и что делать. Своя-то дорога еще не намечена, и мамы-папы рядом нет, чтобы дать ценные указания. Самодостаточный человек на порядок реже попадает в коварные ситуации просто потому, что способен рассуждать и принимать решения сам.
Только вот человеку надо дать возможность стать самостоятельным еще в детстве. Нет, конечно, жизнь заставит – даже вылетев из гнезда полным нулем, он рано или поздно сам дорастет и оперится. Только вот сколько лет пройдет, прежде чем он дойдет до этого своим умом? Сколько бед и ошибок можно избежать, если человек выйдет в жизнь подготовленным…
Вот и тратят наши дети молодые золотые годы на обучение элементарным необходимым навыкам. Хотя научить им должны были родители, пока ребенок жил с ними.
Стоит все-таки осознать одну простую истину. Как бы мы ни любили своих деток, наша главная и единственная задача – не ограждать их от забот и проблем этого мира, а планомерно и спокойно учить их в этом мире жить.
Пока они живут рядом с нами. Пока мы еще можем прикрыть им тылы.
Автор – Ольга Лавренкова
Источник