А вы рисуете с детьми сказки?
Посмотрите, как любят рисовать маленькие детки! Взяв в руки фломастеры или карандаши, они самозабвенно выводят многозначительные для них каракули (порой на наших любимых книгах или обоях!). Закончив работу, малыш горделиво поднимает ее вверх и демонстрирует родителям. Посмотрите, мол, какой шедевр я нарисовал!
Все дети – художники!
И действительно, любой рисунок – даже абсолютно, с нашей точки зрения, неудачный – кажется ребенку верхом совершенства. Психологи объясняют это тем, что для дошкольников рисование является не просто одним из видов деятельности, а процессом активного познания мира и самого себя. Для нас – закорючка на бумаге, а для ребенка это кусочек его маленькой вселенной, еще один шажок в пока не познанный мир, по силе чувств равноценный глубочайшим «взрослым» открытиям и переживаниям.
К сожалению, подрастая, многие дети перестают рисовать. Это, говорят, не мое, у меня нет способностей и т.д. Вместе с тем исследователи уже давно обнаружили позитивное влияние процесса рисования на психику человека, причем как ребенка, так и взрослого. Это открытие легло в основу арт-терапии (терапии искусством), которая используется психологами для решения различных задач.
В арт-терапии не важно, как вы рисуете, главное – что вы вкладываете в свой рисунок, какие чувства испытываете в процессе рисования. На дорожках страны Изобразительного искусства можно встретить и сказочных фей, и злобных монстров. Но здесь, как и в сказке, всегда побеждает добро.
Попробуйте вместе с детьми отправиться в путешествие в мир рисования. Открытия, которые вы сделаете по дороге, наверняка помогут вам сблизиться и лучше понять друг друга.
Волшебная дверь
Возьмите лист формата А-3 и согните его пополам. Предложите ребенку нарисовать на внешней стороне любую дверь (каменную, деревянную, открытую, на замке и т.п.) в любое помещение (в дом, сказочный замок, придуманную страну и т.д.). Ребенок «открывает» дверь и на внутренней стороне листа рисует «самое-самое-самое», что у него было в жизни. Кто-то нарисует самое интересное, кто-то – самое печальное или страшное. Родитель в это время тоже рисует свое «самое-самое».
Окончив работу, дети и родители начинают задавать друг другу вопросы, которые, по правилам игры, могут быть абсолютно невероятными. Нет большего удовольствия для малыша, чем огорошить папу или маму каверзным вопросом и смотреть, как они будут выпутываться из ситуации. Для родителей же подобная игра может стать открытием новых, неожиданных сторон в их ребенке.
Удивительные кляксы
На лист белой бумаги с помощью пипетки или толстой кисточки нанесите каплю подкрашенной краской воды. Далее сложите лист пополам, разверните и высушите. Можно подуть на каплю с разных сторон, чтобы она растеклась по листу бумаги, наклонять лист вправо-влево, по кругу, и опять же просушить. Когда «кляксы» готовы, дети и родители берут любые принадлежности для рисования и начинают фантазировать. Здесь подрисовали хвостик и глазки – получилась собачка, а тут можно приделать шляпу – и перед вами забавный человечек.
Спрятанные рисунки
Для этой игры семья может разбиться на две команды. Каждая команда рисует на листе А-4 разрозненные предметы (4-5 штук размером 2-3 см), которые затем превращает в составные части нового рисунка. Важно, чтобы первоначальные рисунки были так хорошо запрятаны в новом, чтобы при обычном взгляде отыскать их быть непросто. Например, крылышко бабочки может стать бантиком на косичке девочки, маленькая гусеница – носиком у чайника, теннисный шарик – колесами на роликовой доске и т.д.
Когда рисование завершено, участники меняются рисунками и пытаются отыскать все спрятанные предметы. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием. Это занятие можно сделать еще более увлекательным, если каждая команда сочинит сказку по сделанным рисункам.
Эти загадочные загогулины!
В эту игру хорошо играть по вечерам, когда на улице непогода, темно и холодно. Всей семьей можно удобно устроиться прямо на полу, на ковре или залезть с ногами на диван – главное, чтобы все чувствовали себя непринужденно и свободно. Вначале предложите ребенку нарисовать на чистом листе бумаги любую «загогулину», а ваша задача – дорисовать, превратив ее в осмысленный рисунок. Теперь очередь вашего сына или дочки – дорисовывать «закорючку», которую оставили на бумаге вы.
По договоренности вы можете каждый раз добавлять рисунки на одном и том же листе, чтобы в результате получилась вполне законченная картина. Можно устраивать конкурсы на лучший рисунок недели или месяца, а победителям вручать сладкие призы или другие «приятности»!
Игра удивительно сплачивает взрослых и детей, кроме того, способствует развитию творческих способностей ребенка, его воображения и наблюдательности.
Автор – Наталья Минкевич
Источник