Маскулинность и фемининность в психологии нации
Психология больших социальных групп формируется под влиянием различных факторов, которые играют роль программирующих в процессе возникновения феномена менталитета социума. К этим факторам, в первую очередь, можно отнести влияние биосферы, включающей особенности географической, климатической, ландшафтной, растительной и животной среды; техносферы как комплекса средств, орудий и технологий, доминирующих в данном социуме; социосферы как комплекса разных составных инфраструктуры, включающей различные сферы удовлетворения материальных и духовных потребностей социума.
Географические факторы, в свою очередь, включают в себя особенности расположения социального сообщества в рамках государства, нации или этнической группы, имеющей общую территорию. Эта территория в географическом контексте может иметь признаки островного или континентального характера, размещаться в арктической или тропической зонах. В каждом конкретном случае географический фактор отражается на социально-психологических качествах, присущих населению вообще и представителям мужского и женского пола, в частности.
Регионы, территориально изолированные от других сообществ, психологически ориентированные на постоянные нормы мышления и поведения, которые в целом оказывают содействие формированию и культивированию традиций в социуме как на локальном уровне (семья, межличностные и межгрупповые отношения в маленьких и средних социальных группах), так и на глобальном уровне (взаимодействие больших социальных сообществ в рамках нации или государства и с представителями других наций и государств).
Кроме традиционности, таким сообществам присущи черты автономности и самодостаточности, с одной стороны, и чувства социальной причастности к национально-корпоративному духу, с другой стороны. Представители подобных сообществ склонны полагаться на собственные силы, но с обязательным учетом групповой мысли, групповой морали, групповых ценностей и норм. Характерными примерами таких сообществ являются островные нации – Япония и Англия.
Мужество японцев и англичан всегда было темой исторических и литературных произведений. Этика японского самурая или английского джентльмена была и сейчас порой остается образцом настоящего мужчины для молодого человека в соответствующем обществе.
Континентальные социумы отличаются от островных большей открытостью в коммуникациях и склонностью к международной кооперации. Уровень открытости или закрытости конкретной нации можно рассматривать в континууме, образованном пересечением географических координат Запад-Восток и Юг – Север.
Северные нации, прежде всего скандинавские (норвежцы, шведы, финны) известны своей сдержанностью в поведении, в то же время как представители типичных южных наций – африканских и латиноамериканских характеризуются раскованностью в проявлении эмоций и непосредственностью в поведенческих реакциях. Первые скорее воплощают в образцах своего поведения стереотипы “мужества”, а вторые соответственно “женственности”. Эти стереотипы связаны с противопоставлением противоположных по проявлению качеств – логического мышления и чувственного (первое К.Г. Юнг считал функцией интеллектуального познания, а второе – функцией субъективной оценки [4, c.617]).
Совсем другие критерии выступают в роли детерминант маскулинности и фемининности по шкале Запад – Восток. Западное мышление известно своей прагматической направленностью, а сугубо восточное – созерцательностью. Для западных наций (англо-саксонских, германоязычных и латиноязычных групп) характерна высокая социальная мобильность и экспансивность. Восточные сообщества – индусы, китайцы, и в определённой мере арабы, в данное время представляют собой пример относительной социальной статичности.
Индивидуальная и социальная динамика на фоне экспансивности, как проявления решительности, также ассоциируется с мужеством, в то время как пассивная социальная позиция больше ассоциируется с “женскими” тенденциями в поведении.
Указанные тенденции частично были положены в основу концепции ментального программирования в отдельных работах американских специалистов [2], которые используют для дифференциации разных национальных сообществ признаки маскулинности и фемининности как проявления социальной активности женской и мужской части населения.
В этом контексте, возникает противоречие между влиянием на менталитет социума, с одной стороны, психофизических детерминант, а с другого – социально-психологических. Те же скандинавские социумы по первому критерию отвечают маскулинному аспекту, а по второму – фемининному.
В общем, исходя из социально-психологических критериев, можно констатировать: маскулинным считается социум, в котором социальные гендерные роли ярко выражены, то есть мужчины и женщины в своем поведении максимально отвечают тем стереотипам и ожиданиям, которые традиционно сложились в данном социуме в течение продолжительного исторического периода.
Женственность характерна больше для социумов, где социальные гендерные роли относительно совпадают (частично или полностью). В таких социумах стереотипизация сугубо мужского или сугубо женского поведения на бытовом, профессиональном, политическом и других уровнях не имеет особого значения.
По мнению некоторых зарубежных специалистов по вопросам национальной культуры [2], на крайнем полюсе шкалы «маскулинность» расположены такие нации, как японская и австрийская. Соответственно, на противоположном полюсе этой шкалы, где маскулинность переходит в дихотомический признак – фемининность, расположены представители скандинавских наций – шведы, норвежйцы, финны. ( В данном случае автор имел в виду те аспекты социального поведения представителей скандинавских наций, которые относительно большее отвечают ролевым стереотипам современной западной женщины).
Действительно, социальная пассивность японок настолько очевидна, что отпадает потребность в проведении соответствующих статистических исследований. В свою очередь, достаточно выразительно отличается на этом фоне социальная ангажированность представительниц женского пола указанных скандинавских наций, в особенности в политической и деловой сферах.
Показателем доминирования признака «маскулинности» в социуме является ориентация населения на такие ценности, как социальный статус, имидж, профессиональный и материальный успех. Социумы с преобладанием «фемининных» признаков в социальной жизни больше ориентированные на такое комплексное понятие, как качество жизни.
Это понятие есть качественным показателем степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Оно также связано с другим понятием – “образ жизни”, что вмещает в себе такие его стороны, как материальный уровень жизнь, социальные гарантии со стороны государства – пенсии, льготы, страхование, благотворительные акции, здоровая экология, высокие общественные морально-этические нормы, качество коммунальных услуг и сервиса, питания, отдыха, условий работы и т.п.
Результатом высокого уровня качества жизни является положительный социально-психологический климат в социуме и такие его проявления как толерантность в широком контексте этого слова. Это понятие задевает широкий спектр проблем, без которых не обходится любое современное общество, в частности:
• национальных: расовая и национальная терпимость, отсутствие дискриминации национальных меньшинств – языковой, профессиональной и т.п.;
• возрастных: минимизация конфликтной коллизии “родители-дети”, решение социально-психологических проблем старых людей;
• половых: высокий уровень терпимости к индивидуальным особенностям в этой области каждого человека; просветительская и профилактическая работа в учебных и воспитательных учреждениях; толерантность законодательных актов по отношению к сексуальным меньшинствам и половому поведению граждан; реальное обеспечение возможностей реализовать свою социальную активность в любой сфере жизни (бизнесе, политике, науке, искусстве и т.п.);
• экономических: отсутствие резкой дифференциации в материальном уровне жизни; государственное регулирование социального обеспечения и уровня доходов граждан.
Такие развитые в экономическом отношении страны, как США и Япония, вместе с тем, характеризуются наличием массы выше приведенных социальных проблем. В то же время, в таких европейских государствах, как Швеция, Финляндия, Норвегия, Голландия, их решению придают больше внимания. Маскулинный характер североамериканской и японской культур и фемининность – скандинавских стран и голландской, в этом контексте играют очень значимую роль.
Кроме приведенных объективных факторов, которые характеризуют тенденции общественного сознания (ментальности), не менее важную роль в природе маскулинности-фемининности нации играет фактор, связанный с феноменом коллективного подсознательного и его влиянием на индивидуальное подсознательное.
В соответствии с взглядами К.Г. Юнга [3] коллективное подсознательное включает в себя определённые образцы филогенетического опыта общества. Содержательными выразителями коллективного подсознательного выступают архетипы – психические структуры, которые выполняют программирующую роль при формировании как групповой так и индивидуальной психики.
За Юнгом, наибольшее влияние на формирование психических особенностей, которые отображают тенденции мужского и женского поведения, имеют архетипы Анима и Анимус. Анима является проекцией женских особенностей психики, которые отвечают за чувственную направленность (Эрос) индивида. В свою очередь, Анимус – архетип, который отвечает за мужскую модель поведения, более связанную с функцией мышления (Логос).
Поскольку любой индивид, независимо от половой принадлежности, имеет андрогинную природу, то есть наличие психофизических свойств как маскулинной, так и фемининной природы, то проявления архетипа Анима находят у мужнин, и, соответственно, Анимус – у женщин. Указанные проявления привносят в способ мышления и поведение представителей обоих полов элементы компенсаторного механизма, следствием которого являются разные нюансы жизненных сценариев, с положительными и отрицательными проявлениями на психофизическом и социально-психологическом уровнях.
В повседневной жизни мужчины с доминирующим влиянием архетипа Анима на индивидуальное бессознательное проявляют в способах своего мышления и поведении выраженные признаки фемининности – аффективность, уступчивость, эротичность, интровертированность, социальная пассивность.
В свою очередь, женщины, в структуре психики которых Анимус играет достаточно значимую роль, проявляют маскулинные тенденции – рациональность мышления и поведения, экспансивность, прагматичность, экстравертированность, активное участие в общественной жизни и распределении социальных ролей.
Указанные архетипические влияния отражаются на уровне коллективного бессознательного в больших социальных сообществах, к которых принадлежат этносы и нации. В украинском этносе женщина традиционно играла доминирующую роль в семьи. Мужчины компенсировали свою семейную второстепенность в сфере производства, экономики, политики.
Трансформационные процессы, начиная с событий 1917 года и новый этап развития Украины в статусе независимого государства (90-е годы), положили начало усилению социализации женского населения и его активизации в разных общественных сферах, то есть относительное усиление фактора “мужественности”.
Маскулинизации украинских женщин оказывают содействие навязываемые ей стереотипы североамериканского образа жизни – маскулинного по своей ориентации: реклама делового стиля, жесткие музыкальные ритмы, кино и видеопродукция с пропагандой насилия и конкуренции. Вместе с тем, в украинском социуме отрабатывают компенсаторные механизмы, которые усиливают фемининные признаки у представителей мужского пола.
В то время, как социализированные женщины занимаются решением насущных бытовых и социальных проблем, значительная часть “сильного” пола направляет свои усилия на общение, развлечения и поиски не очень отягощающей работы. Вследствие этого наблюдается перераспределение человеческих ресурсов из производственной сферы в сферу услуг, торговли, шоу-бизнеса, посредничества.
В целом, указанные тенденции свидетельствуют о том, что украинский социум можно условно отнести к странам с преимущественно фемининной культурой, с ориентацией на социальное благополучие в отличие от стран с маскулинной культурой, ориентированных на высокую производительность и качественные технологии.
Авторы – Валентина Мегедь и Анатолий Овчаров
Литература
- Донченко О.А. Соцієтальна психика. – К.: Наукова думка. – 1994. – 207 с.
- G. Hofstede. Cultures and Organizations. – Harper Collins Publishers. McGrow-Hill International (UK) Limited 1991, 279 p.
- К.Г. Юнг Избранное. Минск: Поппури.- 1998. – С.173-178.
- К.Г. Юнг Психологические типы. Спб: Ювента, М.: Прогресс-Юниверс. – 1995. – С. 617.