Вариант методики проведения апрельского эксперимента
Что касается общефилософских подходов к соционике и готовящейся акции, мне кажется, что необходимо сформировать минимальный перечень принципов, которыми будут руководствоваться участники и организаторы. К ним можно отнести: социон всё-таки делится на 16 типов, которые , в принципе, выяснимы; признаются по крайней мере 4 основные шкалы и модель “А”. Принятие данных принципов считать обязательным и подтверждающим устремление человека способствовать развитию соционики.
Предлагаю в процессе проведения конференции учесть следующие пожелания (по пунктам, см. статью В.Л.Павлова):
- Как подбирать типируемых. Типируемые не должны быть знакомы с соционикой (в конце концов, большинство людей вокруг нас – нормальные и не следует усложнять себе жизнь, приглашая “актёров”). Желательно, чтобы типируемый не знал лично ни кого из типировщиков (хотя бы потому что в противном случае участники окажутся в неравных условиях).
- Как типировать. Типировать одного человека можно только один раз (это гуманно). Типирование должно проводиться группой из 5-6 человек, знающих друг друга примерно на одинаковом уровне (во избежание “кланов”), в отдельном помещении. На типирование отводить по одному часу. Перед этим давать минут по пять на согласование регламента: как распределить этот час между индивидуальным, коллективным типированием и нахождением консенсуса. Каждый типировщик имеет право вести или не вести записи, однако если он их ведёт – обязан сдать. Можно попросить (обязать) писать первое впечатление, чтобы оценить объём типирования “с первого взгляда”. Необходимо поставить наблюдателя от оргкомитета. Участники сами решают, приходить ли им к консенсусу. Если на конференции предполагается наличие зала с трибуной, каждое типирование должно освещаться с этой трибуны. Выступать должны самый ярый или убедительный, по мнению наблюдателя, сторонник рабочей (или итоговой) версии и её самый активный противник. Выступление должно длиться 5-10 минут. Содержание – демографические данные “жертвы”, наиболее яркие (типные) вопросы и ответы, предмет разногласия, аргумент, ставший решающим. Это будут своеобразные “сводки с фронтов”. Наблюдатель:
- регистрирует все, по его мнению, спекуляции и прочие выходки участников;
- имеет право прекращать типирование на любой его стадии (“наезды” на типируемого и друг друга, несогласованный регламент и т.д.);
- следит за соблюдением регламента;
- может выступить с трибуны после двух участников.
- А типировщики – кто? По-моему, общее количество типировщиков-экспертов не должно превышать 30. Такая цифра, с одной стороны, позволяет всем приехавшим делегациям выставить своих представителей, с другой, – позволит избежать хаоса. Участников выбирать как бы “по партийным спискам”. Каждая делегация привозит список из 5-10 фамилий. Распределение мест внутри списка – не наше дело. Затем собираются все заявки и проводится отсечение. Квота каждой делегации рассчитывается из следующих параметров(взвешенных): время организованного существования соционики на родине приехавших, количество постоянных членов (работников, посетителей) клуба, количественный состав делегации. Все предложенные параметры являются спорными, поэтому рейтинг должен давать каждой делегации перевес не более 1-2 человек и обеспечивать представительство каждой делегации. Вначале каждого дня проводится жеребьёвка: кто, когда и с кем типирует. После каждых двух “сеансов одновременного типирования” – выступления участников и наблюдателей. Всего за день можно провести около 3 таких блоков. На каждого типировщика заводится личная карта. Содержание: когда, кого, первое впечатлние, рабочая версия, результат типирования, поведение (отметки наблюдателя).
- Методика. Методика – дело типировщика. Скорее всего, каждый из этих 30 экспертов получит возможность выступить, так что в любом случае, его методика станет известной.
- “Для прокурора”. Фиксировать:
- свою фамилию, дату, место и время типирования;
- первое впечатление, рабочая версия, итоговая версия(если договорились);
- аргументы (по желанию). В этой роли могут выступать ответы типируемого, его внешность , субъективные ощущения и т.д.;
- причина несогласия с другими вериями и пр.
- Что бы я попытался узнать. Я бы попытался узнать: каков процент типирований, завершившихся согласием; каков процент правильных (одинаковых) версий в успешных типированиях; показатели каждого типировщика (школы), а именно: процент совпадения рабочих версий с коллективными, количество “несогласованных” типирований и т.д.; количество верных типирований “с первого взгляда” и зависимость между первым впечатлением и рабочей версией; общая структура методического аппарата и т.д. В любом случае, каждое типирование и каждый участник должны быть соответствующим образом отражены документально.
- Критерии успешности. Ранее было предложено – 5-6 участников за каждым столом. Критерий сходимости предлагаю а) для успешных типирований – в среднем 4 человека предложили одинаковую (итоговую) версию; б) для “несговорчивых” – в среднем 3 человека предложили одинаковую версию. Среднее высчитывать так: складывать количество одинаковых версий по всем типированиям данного вида (успешных или нет), а затем делить на суммарное количество участников турниров данного вида.
- Правильность. А и не надо правильности! Просто есть система показателей – процент успешных типирований и т.д. Но в принципе, правильными можно считать версии, к которым пришли в ходе результативного типирования. Мнение большинства в остальных турнирах – называть вероятной версией и также использовать при обработке. Кстати, можно фиксировать как первое впечатление, так и запоздалую реакцию (на случай, если у кого-то появится мысль “Да! А всё-таки мы сегодня типировали Дюму!” После типирования каждому выдавать карточку с датой, временем типирования, фамилией типируемого и росписью наблюдателя. Участник имеет право до конца рабочего дня написать (или не написать) свою фамилию и указать (или не указать) свои мысли по этому поводу. Такие карточки также должны обрабатываться и учитываться.
- Наблюдатели. Можно приглашать наблюдателями психологов, менеджеров по кадрам, бизнесменов, прессу. Желательно, чтобы они были организованными (знали, что хотят от них, и что могут получить они). Им необходимо предоставить доступ в любую точку конференции в любое время.
(c) 1998г. Т.Ю. Салуха. Статья опубликована в номере 12 (15) 1998 газеты “Соционические чтения”.