Текст №08

О своей жизненной позиции

Моя жизненная позиция – своеобразное соединение фатализма и активной жизненной позиции. Чем-то она перекликается с библейским – Бог знает твою жизнь от рождения до смерти, знает твое предназначение, но, в то же время, свою жизнь ты творишь сам. Только в моем случае в роли Бога выступает судьба. Или, точнее сказать, надсистема. Все, что происходит в моей жизни, имеет определенное назначение, формирует меня именно такой, какой я нужна надсистеме в соответствии с ее задачами относительно меня, и за рамки этих задач я вырваться не смогу, но, в то же время, в моей власти варьировать в пределах собственных возможностей, если можно так выразиться. Чтобы я реализовала себя, мне нужно развиваться, что-то делать, но это должно быть не бездумно, необходима определенная способность плыть по течению, отпускать ситуацию, и смотреть, куда меня вынесет. Как бы отдаваться на волю судьбе, которая знает, что мне на самом деле нужно. Именно в таком случае получается заглянуть в себя и понять свои истинные желания и устремления, и действовать не нахрапом, пытаясь получить все и сразу, а разумно выжидая и действуя только в нужный момент. Это проявляется как некий пофигизм, лень, внезапно возникший интерес к другим вещам, различные обстоятельства и т.д., то есть вещи, мешающие действовать по намеченному плану. Когда что-то такое возникает, я задумываюсь о том, что, возможно, иду не по тому пути или же еще не пришло время действовать. Тогда я останавливаюсь. Я знаю, что в итоге жизнь меня выводит к тому, что мне нужно, и если я следую по своему пути, то она мне начинает активно помогать, создавая обстоятельства (или помогая мне формировать такие обстоятельства), которые наиболее оптимальны для реализации моих желаний.

Личный стиль жизни, привычки

По жизни я домосед, хотя внутри меня борются два противоположных стремления: к уюту и комфорту, и к приключениям, яркой и насыщенной впечатлениями жизни.
Смотрю на людей, которые живут полной жизнью, не боятся рисковать и получать удовольствие, и восхищаюсь, самой хотелось бы этого, но всегда пересиливают рациональность и любовь к комфорту, а также малое количество энергии. Иногда восхищаюсь смелыми и красивыми поступками других, пусть и не всегда рациональными, но понимаю, что сама бы так никогда не поступила. У других есть мастерское умение выкручиваться из любых передряг, а у меня есть умение в них не попадать.

Зато любовь ко всему яркому и сказочному, если можно так выразиться, у меня реализуется в мечтах и творчестве. Я не могу своей деятельностью охватить весь мир, но могу его охватить в своих творческих фантазиях, в которых есть место приключениям, и в которых судьба каждого героя неповторима и насыщена, нет места серости и пустоте. Склонность к фантазированию всегда меня спасала в жизни, это тот мир, в котором всегда интересно.
А еще, несмотря на всю мою привязанность к комфорту, я никогда не скучаю. Есть люди, которым скучно быть наедине с собой и нужна какая-то активная деятельность, я же без этого, по большому счету, могу обойтись.
Есть море интересных дел, которыми хотелось бы заниматься, но на все меня не хватает. В детстве – и шитье для кукол, и сочинение рассказов, и рисование, и любимые книжки, и оформление кукольных домиков, и игры различные, обычно я за день сменяла все эти виды деятельности, и всегда были мысли: “А можно еще вот это сделать, и это, и это”, интересные занятия виделись огромным морем, которому нет конца. Еще больший простор открылся, когда я выросла, а особенно, когда у меня появился интернет.

Что-то интересное есть абсолютно во всем, поэтому мне не было бы скучно, пожалуй, даже если бы меня заперли в одиночной камере тюрьмы. Не было бы предела творческой фантазии.
Общечеловеческие ценности, мировоззрение

К общечеловеческим ценностям, то есть ценностям, свойственным всем народам, можно причислить те ценности, которые обеспечивают выживаемость вида, как бы тривиально это ни звучало.
Все, что в мире создано человеком, создано из желания жить, причем, жить комфортно и интересно. У всех ли народов основной ценностью является человеческая жизнь? Да, у всех, но всегда есть оговорки, так называемые исключения из общего правила, которые можно обобщить так: если жизнь конкретного человека угрожает жизни других людей или даже целой общественной системе (то есть, препятствует выживанию вида), то ее ценность нивелируется. Также в число общечеловеческих ценностей входят труд (в широком понимании), художественное творчество и отношения.
Мировоззрение человека формируется под влиянием многих факторов:
– его собственной личности – потенциала, темперамента, каких-то качеств, заложенных природой, интеллектуального уровня и т.д.;
– культурной среды, воспитания;
– природных условий (хотя, во многом, культура народа уже как бы включает это в себя, потому что формируется под влиянием природных условий).

Профессия

Профессия – специализация человека на каком-то виде деятельности, в большинстве случаев подтвержденная соответствующим документом, свидетельствующем о том. что человек владеет необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Изначально профессий не существовало и человек самостоятельно выполнял различные виды работ, необходимые для его выживания, а с развитием производства специализация на том или ином виде деятельности становится все более узкой, требующей знаний различных нюансов данной работы. Идеальный вариант – когда человек выбирает профессию в соответствии со своими способностями, склонностями, предпочтениями, характером, запросами и т.д., однако не всегда это оказывается возможным. Степень востребованности тех или иных профессий на рынке труда часто заставляет человека идти не тем путем, которым ему хотелось бы. Тут и невозможность полноценной реализации в желаемом деле, и подмена интереса к делу интересом к деньгам (когда доминанта денежного интереса становится абсолютной и человек в погоне за деньгами жертвует реализацией своего потенциала и личностным ростом), и невозможность найти себя, свое место в мире, разобраться в своих способностях и интересах.

Количество существующих профессий постоянно меняется, меняются и рамки каждой профессии, включая в себя новые знания, умения и навыки, и исключая те, которые потеряли актуальность.
По моим личным наблюдениям, в “высокотехнологических” профессиях, а также профессиях, требующих научного поиска, происходит все большее сужение специализации, а в так называемых рабочих и “офисных” профессиях – расширение. Так, к примеру, раньше была профессия “секретарь”, достаточно узкоспециализированная, включающая только три основных направления деятельности – машинный набор, ведение документации и телефонные переговоры, сейчас же в частных фирмах соответствующая должность заменена новой, более обширной – “офис-менеджер”, с более широким кругом обязанностей и более высокими требованиями к квалификации. Вообще сейчас происходит интеллектуализация труда.

На мой взгляд, нужно было бы пересматривать существующую систему образования в соответствии с требованиями времени. Я бы предложила следующее:
1) сделать рабочие и офисные профессии более универсальными, охватывающими широкий спектр видов деятельности. Такая мысль у меня возникла после того, как я решила проанализировать, почему люди не идут в ПТУ, а также на некоторые “узкие” вузовские специальности. Объяснение весьма прагматическое – люди предпочитают выбирать профессию более широкого профиля, чтобы было больше возможностей при трудоустройстве. При этом человек вполне способен на охват широкого круга знаний, умений и навыков, поскольку отсутствует необходимость вникать в какие-то специфические нюансы, в которые вникают специалисты по различного рода научно-техническим разработкам.
Существующее у нас образование рассчитано на:

– “тупарей”, грубо говоря. Это о ПТУ-ном образовании, когда человека обучали работе на 2-3 модификациях одного станка и всё, по окончании учебы он мог работать ТОЛЬКО на таких станках. Сейчас, когда все стремительно меняется, с такой профессией есть большой шанс остаться вообще без работы. Кроме того, и общий уровень обучаемости повысился, средний человек способен к восприятию более сложной информации, чем его предшественник;
– будущих научных сотрудников – это наше высшее образование. Из человека, поступившего в ВУЗ, готовят ученого, а не человека, который будет заниматься практической деятельностью. В итоге выпускник знает массу не нужной ему информации научного характера, но не может справиться с элементарной производственной задачей.

Я бы предложила, во-первых, сделать низкоквалифицированные профессии более универсальными, т.е., к примеру, строительный рабочий – он и каменщик, и бетонщик, и кровельщик, и плиточник и т.д., специалист по внешности – он и парикмахер, и маникюрщик/педикюрщик, и визажист. Во-вторых, некоторые “вузовские” и “ПТУ-шные” профессии я бы объединила, чтобы выпускник мог работать впоследствии в любом звене данного производства, т.е., знал, к примеру, и работу начальника литейного цеха (обладал соответствующими знаниями), и работу литейщика (обладал соответствующими навыками).

2) выделить в отдельный “уровень” науку и разработку высоких технологий. Т.е., было бы базовое высшее образование, достаточное для выполнения определенных профессиональных обязанностей, типовых задач, и дополнительное обучение для тех, у кого есть научный интерес. Это обучение могло бы идти и не каким-то отдельным курсом, а в рамках базового высшего образования, но факультативами, отдельной работой с научным руководителем, а также в составе исследовательских групп и т.д.

Личностные качества

Эта тема меня заинтересовала тем, что по ней мне ну совершенно нечего написать ))) “Голяк”, что называется. Я могу оценить свой потенциал развития, какие-то свои профессиональные качества, хотя и с учетом возможности неверной оценки себя, но вот что считать личностыми качествами? Типа, я такая добрая, хорошая и вообще зайчик? А в этом – плохая, и т.д.? Ну а разве можно все так все однозначно выделить? Если человек проявляет какое-то качество, то это не значит, что он такой всегда, что это его неотъемлемое свойство, которое будет проявляться постоянно. У каждого человека есть очень большой по диапазону потенциал – как в позитиве, так и в негативе, и он склонен чаще актуализировать какую-то “точку” на этой линейке диапазона, однако не стоит исключать возможности того, что в другие периоды жизни и при других обстоятельствах будут актуализироваться другие “точки”.
В общем, это и все, что я могу сказать по вопросу )))

Оставьте комментарий