Текст №14

ЗА ГРИБАМИ В ДИВНЫЙ ЛЕС…
Замечено, что детские впечатления – самые яркие. В числе самых тёплых из них для меня – воспоминания, как с мамой, папой и бабушкой бродили с корзинками по летнему или осеннему лесу, выискивая «сладку ягодку» земляничку, или дружно вылезшие из-под соснового ковра маслята, или притаившиеся в прохладном ельнике суровые грузди. Собирали самые разные ягоды, какие только растут в сибирских лесах и все попадавшиеся съедобные грибы. До сих пор я с первого взгляда безошибочно определяю любой местный гриб, хотя вылазки за природными дарами случаются уже редко-редко. «Поисково-лесная жизнь» нашей семьи сошла почти на нет после того, как родители купили дачу. И содержимое подвала с заготовками на зиму стало определяться тем, что произрастало на четырех сотках дачного огорода. На грядках под присмотром урожай стабильнее, да и ходить далеко не надо.

ЭКСТРИМ ПО ПЛАНУ – ТАК БЫВАЕТ?
Что такое экстремальный туризм – это понятно. Это когда надеваешь ветровку, вскидываешь на плечи рюкзак и – топаешь в синие дали. Чтобы тронуть губами мягкое небо, искупаться в нежном запахе берез, раствориться в хрустальной чистоте озер. И понять, вспомнить, что ты – не винтик отлаженного городского механизма, а любимое дитя планеты Земля. И создан не для дивана и телевизора. Создан – для пьянящей красоты нашей хрупкой и сильной планеты. Как гармоничная ее частица.
Выйдя за городскую черту, попадаешь в другое измерение жизни. Где нужно уметь выжить в лесу, оставшись с двумя спичками в коробке, выплыть на хрупком рафте из бурлящего водоворота, подняться, напрягая последние силы, на прекрасную вершину. И при этом замирать от восторга, вдруг ощутив – да вот же он, смысл жизни нашей, здесь он и есть… Недаром все туристы-экстремальщики – или художники, или фотографы, или уж – поэты, хотя бы в душе.
Кто плавал, восходил, улетал – тот знает. А кто не знает, но… хотел бы? Кому смутное чувство неизведанного не дает предаваться пресным радостям на турецком курорте? Того могут взять за руку люди, которые готовы поделиться щедростью сибирской природы и своей души. Есть такие люди в нашем крае. Развивается потихоньку такое странное явление как плановый экстремальный туризм.
Рай для туристов
Каждый слышал расхожее выражение – туристическая мекка. Наверное, его можно применить и к нашему краю. Даже наверняка можно. Самым далёким от байдарок и ледорубов нашим землякам понятно: просторы родной земли такие, что жизни не хватит весь край обойти, проплыть, облазить. Есть что посмотреть, есть, где испробовать себя на прочность и выносливость.
Попробуем разложить по жанрам – куда уже сейчас можно двинуть жаждущую приключений душу.
Горный туризм – это, в первую очередь, Ергаки. И отчасти Столбы – но уже не для туристов, а для всех, кто способен пройти пешком 6 километров. И можно совершить восхождение по силам – от простенького до самого сложного, а можно – просто посмотреть и прикоснуться к чуду природы. Если душа просит горных восхождений, приходите в городской клуб альпинистов, дальше – подскажут и помогут.
Водный туризм – ассоциируется главным образом с речкой Маной, а ведь в крае столько рек и речушек – спокойных и бурных, совсем мелких и величавых. А есть еще Красноярское море, где можно отвести душу, соединяясь со стихией, из которой мы все когда-то вышли.
Дорожный туризм – путешествия на машинах. В условиях нашего края это джипы, внедорожники. Вот уж где раздолье нашему современнику, мечтающему соединить достижения цивилизации и близость к реальным опасностям, которые таит настоящая дикая природа. Фанаты силы и скорости создали свой клуб и приглашают близких по духу людей разделить их увлечение.
Спелеотуризм тоже имеет своих многочисленных поклонников. От пещеры Караульной для новичков в непосредственной близости от города до множества причудливых больших и малых ходов, пещер и пещерок на всей территории края. Если в детстве вы дружили с гномами и видели во сне их сокровища – вам в спелеоклуб. Там вас поймут и направят по правильной подземной дороге.
Самая главная проблема
Она состоит не в том, как обустроить каждый уголок края, чтобы он приносил максимальный доход. Проблема в том, чтобы после этого воздух остался сладким, горы – белыми, реки – прозрачными. Чтобы следов пребывания туристов не было видно даже вооруженным глазом. Говоря современным языком – это экологическая проблема. Конечно, она должна решаться с помощью административных ресурсов – запретов, контроля и тщательной уборки. Но в первую очередь – с помощью нашей совести, которая не даст бросить мусор, сломать дерево, подписать скалу масляной краской, испортить готовую стоянку. Иначе нам придется отдыхать в Турции. А там, друзья, скучно невыразимо.

БИЖУТЕРИЯ
Двадцатый век, оставшийся уже в истории, был богат на революции. Одни – как Великая Октябрьская – потрясли мир, другие – как техническая революция – преобразили его. А некоторые произошли так незаметно, что еще ждут своего осмысления. Как, например, революция в сфере украшений, которая случилась буквально на наших глазах.
Начало царственного шествия бижутерии связывают с именем Коко Шанель. Именно она первая заявила, что стоимость материала в украшениях – ничто. Главное – идея и новизна дизайна.
Теперь бижутерия уже не ассоциируется с дешевыми украшениями для тех, кто не может позволить себе драгоценности. Уже много лет ведущие дизайнеры мира создают уникальные коллекции из стекла, кристаллов, полудрагоценных камней и различных металлов и их сплавов. Те украшения, которые раньше женщина использовала лишь как атрибут вечернего туалета, сейчас украшают ее дома, на работе, на праздниках, то есть, практически постоянно.
Перемена места и роли бижутерии имеет глубокие корни и может быть связано не только с изменением экономического уклада жизни, но и с изменением системы ценностей современного человека, новым представлением его о себе как о личности. Если по традиции, уходящей в глубь веков, ценилась прежде всего стоимость вещи, и поэтому украшения изготавливались из драгоценных металлов и камней и стоили дорого, их в любой момент можно было продать и обратить в деньги, а также передать по наследству для сохранения семейного капитала. Жизнь текла неспешно – украшения, доставшиеся по наследству от бабушки, дамы надевали на балы в течение всей жизни с неизменной гордостью, и сохраняли дочерей и внучек. Ювелирная продукция была вне моды и почти вне времени, как вечная ценность.
Современный мир, с его скоростями и модными тенденциями возвел (или низвел?) такие ювелирные украшения на уровень музейных ценностей. Они по-прежнему стоят очень дорого, но надевать на каждую вечеринку бабушкино колье? Не современно, да и просто опасно – могут и ограбить. Поэтому часто супердорогие вещи хранят в банках, а «в люди» надевают очень точную подделку. Но тогда пропадает смысл в самом существовании оригинала – деньги можно вложить и в другие, более прибыльные предприятия. А в качестве украшений использовать более дешевые, но и значительно более разнообразные изделия из недрагоценных материалов. Таким образом, значительно сократился срок активной жизни украшений и сократилась сфера их применения.
Второй, но не менее важной причиной «бижутерного бума» современности является обостренное внимание к внутренним, личностным качествам человека, его эмоциям и идеям. И как следствие – потребность выразить себя с помощью окружающих предметов – интерьеров, одежды, аксессуаров, украшений. Приобретает всё большее значение стиль, выразительность, идея, заложенная в изделии, а стоимость занимает второе место. С помощью более доступных по цене вещей появляется возможность показать ежедневное изменение настроения, принять сегодня определенный образ, а назавтра – сменить его на другой. И если бабушки имели много нарядов, которые меняли каждый день, и мало драгоценностей, то современная женщина, наоборот, предпочитает иметь немного одежды, зато множество различных аксессуаров.

ТАКОЕ «ЭСКИМО» СТОИТ ПОПРОБОВАТЬ!
Согласитесь, приятно жить в доме, который имеет собственное имя. Нарядное оформление – шоколадного цвета основание и светлый верх – подсказало авторам проекта оригинальное имя «Эскимо».
На живую природу можно смотреть бесконечно. Она завораживает, как и человеческие эмоции, и так же никогда не повторяется в своих проявлениях. Нежное пробуждение весны сменяется летним праздником зелени, затем – золотым спокойствием осени. А сияние зимнего снега, когда пригреет солнышко, вновь уступает место утру года, призывая к жизни разнообразную палитру красок.
Новый дом на улице Гусарова смотрит в лес, сохраняя за спиной город со всеми благами цивилизации. Ветлужанка – обжитой район, который давно облюбовали любители здорового образа жизни. Березовая роща, обнимающая микрорайон, создает удивительно приятный для жизни климат. Здесь нет промышленных предприятий и оживленных магистралей, загрязняющих воздух. Расположенные неподалеку ипподром и лыжный стадион ценят любители спорта, а просто гулять, дышать свежим воздухом и любоваться природой можно буквально с первых шагов от подъезда дома.

АРХИТЕКТУРА, ШАГНУВШАЯ СКВОЗЬ ВЕКА
Есть дома, о которых говорят – свидетели эпохи, настолько точно они отражают дух и приметы своего времени. А есть другие – словно вырвавшиеся из того момента, в который появились, как будто их создатель, перемещаясь по временной оси, заглянул далеко вперед. Таков стиль проектов Л.А. Ч., известного архитектора, завоевавшего признательность горожан удивительными творениями в камне.
Дом для архитектора
В историческом центре города, на улице, которая сейчас носит имя революционера Марковского, а в начале 20 в. называлась просто Качинская, радует глаз дом, похожий на средневековый замок – четырехэтажный каменный особняк, выполненный в стиле раннего романтического модерна. Легко разместившийся на узком участке, особняк повторяет линией фасада излом улицы. Проезд-арка у восточного угла и крутой шатер над угловым выступом-башней напоминают о нездешней, европейской архитектуре. Не зная истории, можно подумать, что это современное здание. Однако построено оно было во втором десятилетии 20 в. году архитектором Ч. для себя и своей семьи – мамы, дяди, кузины. В мансарде дома располагалась его мастерская художника.
Л.А. родился в крестьянской семье села С., после переезда в город во время учебы в гимназии был дружен с Д.И. К-м, известным художником. По рекомендации В.И. Сурикова учился живописи в Москве и Петербурге, а после возвращения в родной город отдал свои творческие силы на преображение его внешнего облика. Работал он и для края, и других городов Сибири, в частности, большая работа над выставочными павильонами в Омске дала идею египетского стиля краеведческого музея.
Деятельность Ч. как архитектора была настолько успешна, что он смог реализовать давнюю мечту и в 1912 году построить дом, в котором бы воплотились его творческие задумки, намного опережающее своё время. Совпадение интересов проектировщика, заказчика и строителя дало удивительные плоды, и на свет появилось прекрасное архитектурное творение, в котором счастливо сочетаются дух новаторства, индивидуальный подход к деталям и внимательное отношение к истории.
Как материал для строительства дома был использован бут (камень-плитняк), что для того времени стало новшеством, и оказалось экономично и практично. Бут дешев, хорошо сохраняет тепло и достаточно прочен. Это решение привлекло внимание горожан и впоследствии применялось в строительстве.
Передовые достижения инженерно-технической мысли не остались в стороне: по собственным чертежам в Варшаве были изготовлены детали для водопровода и отопления, устроены ванные комнаты, котельная. Мебель также была заказана мастеру по индивидуальным чертежам – теперь ее можно увидеть в краеведческом музее.
Во дворе усадьбы стоял деревянный амбар, с его перестройки в красивейший флигель с мезонином началось строительство. В настоящее время судьба флигеля печальна, после пожара он находится на грани исчезновения, однако сам дом Ч. поддерживается в хорошем состоянии.
«…Застывшая в камне музыка»
По духу и по образованию Л.А. Ч. был художником. Во время учёбы в Москве он общался с незаурядными, талантливыми людьми, в 1904 году участвовал в строительстве и отделке гостиницы «Метрополь», что, несомненно, отразилось на идейно-художественном содержании его последующих работ. Проектная деятельность архитектора удачно совпала с экономическим подъемом Сибири, временем бурного строительства и развития.
Несмотря на то, что Л.А. никогда не был главным архитектором, плоды его творчества значительно преобразили город. Его талант высоко ценил В.И. Суриков, в письме О.В. и П.П. Кончаловским он одобрительно сообщал: «Ч. много интересных домов понастроил в Красноярске, так что вид у него стал другой теперь». В центре города сохранилось около десяти зданий, построенных по проектам Ч. При всём разнообразии их стилей, каждое обращает на себя внимание самобытностью облика и оригинальностью технических решений. Все они не только свидетельствуют о тенденциях капитальной застройки Красноярска начала века, но и несут на себе отпечаток вкусов и художественных склонностей архитектора, который через всю жизнь пронес особую любовь к египетской культуре. Пожалуй, самое яркое и необычное из всего архитектурного наследия Ч. – здание краеведческого музея, напоминающее своим внешним видом о великой египетской цивилизации. Его облик как нельзя лучше подходит для выражения внутренней сути музея, собрав воедино – новаторство, уникальность архитектурного решения (подобного музея нет больше ни в одном городе!) и отсылку к одной из древнейших мировых культур.
История строительства музея оказалось нелегкой. Проект выиграл конкурс, объявленный администрацией, и был преподнесен архитектором в дар родному городу. Строительство началось в 1912 году на пожертвованные горожанами средства. К сожалению, первая мировая война, а затем революция и гражданская война помешали реализовать проект в его изначальном виде – не стал реальностью стеклянный купол над центральным двусветным залом, с галереей, проходящей по периметру этого зала на уровне второго этажа, росписи в интерьере и некоторые другие детали. Однако с наступлением мирного времени музей был достроен, и в 1930 году открыл экспозиции для населения.

ДИЗАЙНЕР В МИРЕ ЦВЕТОВ –
профессия для любителей прекрасного
Трудно представить себе что-то более мимолетное, чем цветок. Срок его жизни – час, день, максимум – неделя. Между тем искусству цветочного дизайна насчитывается не одна сотня лет. А висячие сады Семирамиды считаются одним из семи чудес цвета. И верно, разве это не чудо – цветок? И разве не чудо, что есть такая возможность – посвятить свою жизнь цветам? Приходя на работу, не перебирать бумажки и не жонглировать числами – а творить прекрасное своими руками, создавать живую сказку, которая принесет радость людям. Профессия, о которой веду речь, – флористика. На сибирской земле – ещё молодая.
Что такое флористика? Кто такой флорист?
Флористика – это дизайн цветов. Соответственно, флорист – человек, занимающийся дизайном цветов. Это понятие довольно широкое. Оно включает в себя работу с горшечными растениями, составление букетов, композиций и аранжировок, украшение помещений и отчасти даже ландшафтный дизайн. Хотя ландшафтный дизайнер – это уже другая специальность, смежная с флористикой.
Трудно представить себе какую-то сферу нашей жизни, где нельзя было бы найти применение флористике. Цветы присутствуют в жизни каждого человека начиная с момента его рождения – букет первой учительнице, выпускной бал, свадьба, рождение детей, семейные торжества, юбилеи… Украсить цветами можно буквально каждый шаг и каждый уголок жизни.

ДЕТИ НЕБЕС
Что же, пришло время сделать то, ради чего, собственно говоря, и заводилось это место (аккаунт в живом журнале). А именно – выкладывать сюда мои впечатления о прочитанном/увиденном. Сегодня о просмотренном – части анюткиного наследия, заботливо припасенного и привезенного мне на НГ из Москвы. Ценю и целую Текст №14
Итак, 8 марта по традиции было отмечено мной созерцанием в блаженном одиночестве некоторого количества кинематографических опусов. Впрочем, несколько креветок всё же разделили со мной удовольствие. Они слились в экстазе с авокадо, помидоркой, белым луком и лимонным соком. Нам было хорошо.
Так вот. Фильм производства, если я правильно поняла, наших иранских братьев, под названием “Дети небес”. На первый взгляд – обычная мелодрама о детях из бедной семьи, брате и сестре, делящих на двоих одну пару стареньких кед. Ухватить какую-либо идею, кроме тривиальной мысли о том, как несправедливо бывает общественное устройство, мне не удалось. Тема настолько заезженная, что кажется уже невозможным сказать что-то свежее. Несмотря на это, фильм на удивление сильный. Это еще раз подтверждает старую истину о том, что настоящему художнику не важна тема сообщения как материал, если он знает – ЧТО и КАК сказать. Можно и старые туфли показать так, что зритель заплачет.
Важно КАК это сделано. Создатель фильма, пользуясь тем, что внимание отвлечено на внешние раздражители, влазит незаметным образом в твое эмоциональное пространство и захватывает полностью управление им. Ты живешь и дышишь уже в пространстве фильма, как будто подсоединившись к маленьким героям невидимым каналом. И главная идея фильма, конечно, – вот этот опыт эмпатии, мощного сопереживания. Проникновения. Нет мелких проблем. Нет возраста, кроме личностной зрелости. Девятилетний мальчишка может быть более сильным и ответственным, нежели его престарелый отец.
Средства, используемые при этом, абсолютно ненавязчивы. Никаких бурных эмоций и театральных сцен с монологами. Мы просто становимся глазами героев фильма и их чувствами. Я постоянно ловила себя на том, что дыхание сбивается – в зависимости от того, что происходило на экране с героями. Признаюсь, без слез не обошлось.
Где-то там, во глубине иранских руд, живут Художники с большой буквы.

Оставьте комментарий