Дельта – квадровый комплекс “подрезанных крыльев” (Стратиевская)

Дельта – квадровый комплекс “подрезанных крыльев”

Дельта – квадровый комплекс “подрезанных крыльев” формируется под влиянием четырёх доминирующих в квадре информационных аспектов — эволюционной деловой логики (+ч.л.), эволюционной этики отношений (+б.э.), инволюционной интуиции потенциальных возможностей (-ч.и.) и инволюционной сенсорики ощущений (-б.с.), образующих в совокупности ТРИ ДОМИНИРУЮЩИХ КВАДРОВЫХ ПРИЗНАКА:

Сочетание доминирующих в четвёртой кадре аспектов и признаков задаёт следующие свойства дельта – квадралам:

  • беспредельное совершенствование мастерства, стремление к высочайшему (запредельному) профессионализму (+ч.л.↑);
  • беспредельное расширение допустимых возможностей, стремление к запредельным возможностям (- ч.и.↑);
  • постоянное обновление сфер интересов, обновление и расширение среды обитания (“программы расселения”), устремление в запредельные пространства (-б.с.↑);
  • совершенствование сферы этического взаимодействия, стремление к высочайшей духовности, к запредельной мечте о “мирном и безоблачном счастье для всего человечества” (+б.э.↑).

По совокупности свойств всех доминирующих в дельта – квадре признаков, свойств и аспектов создаются условия для очень высокой конкуренции амбициозных творческих планов, перспективных авторских идей, ценных новаторских проектов.

Заявить себя автором, организатором, спонсором, реализатором или популяризатором такого проекта уже само по себе почётно. Главное — не стоять в стороне от такого важного и перспективного события, а уметь приобщиться к нему, успеть оказать на него своё влияние, оставить на нём отпечаток своего дарования, успеть внести своё вклад и свою лепту в это столь значимое и общественно – полезное дело.

Ажиотаж творческой лихорадки заставляет дельта – квадралов очень придирчиво относиться к духовным и творческим запросам своих соконтактников. В четвёртой квадре тот не достоин внимания и не заслуживает уважения, кто не охвачен жаждой творчества, не стремиться реализовать свой возможностный потенциал, не спешит развивать свои способности и таланты.

О четвёртой квадре невозможно писать в скромных тонах. Четвёртая квадра — это каскад творческих планов, фейерверк экстравагантных идей.

Если в альфа – квадре стыдно быть безответным, в бета – квадре — слабым и беспомощным, в гамма- квадре — ленивым и бездеятельным, то в дельта – квадре стыдно не стремиться к самосовершенствованию, стыдно останавливаться на достигнутом и переставать работать над собой. Если дельта – квадрал говорит соконтактнику: “Тебе есть ещё над чем поработать”, — он искренне считает, что делает доброе дело: завышая планку требований (и ставя себя в положение строго критика, учителя, “творческого наставника), он заставляет его совершенствоваться в своём мастерстве, развивает его способности, его творческий потенциал. С другой стороны, попав под критику и оказавшись в положении вынужденного “ученика”, дельта – квадрал обижается на самозванного учителя и пытается избавиться от его опеки, говоря: “А меня и так всё устраивает в моей работе. Я всем доволен и в советах посторонних не нуждаюсь!” (А сказал бы это в присутствии этика – дельта – квадрала, тотчас бы получил замечание: “Ну зачем ты так разговариваешь с человек? Он же тебе хотел помочь, дал совет, а ты…”).

Раздражение вызывает сам факт такого критического замечания: нашёлся кто – то не в меру инициативный, кто воспользовался возможностью, ситуативным преимуществом и выступил в роли критика: сумел уязвить, сумел навязать своё мнение. А кто его спрашивал? Кто возвёл его в ранг арбитра? По какому праву он здесь выступает?

Дельта квадралы боятся

  • недооценки их творческого и возможностного потенциала,
  • боятся ограничения возможностей их творческого потенциала,
  • боятся “подсечек”, подрезающих “крылья” их творческих замыслов,
  • боятся уничижительной критики ещё не завершённой работы,
  • боятся некомпетентного, сумбурного и хаотичного влияния, оказываемого амбициозными профанами (самозванными арбитрами) на их работу,
  • боятся их дурацких вопросов и примитивных представлений, заставляющих невольно занижать уровень творческой работы, подгоняя её под их убогое мировосприятие,
  • боятся замечаний, напоминающих о том, что в мире существует огромное количество деятельных идиотов, считающих себя в праве низводить возможностный потенциал творческого человека до примитивного уровня их восприятия, а потом, со слов других “авторитетных критиков”, вменять ему в вину именно этот “примитивный” и “грубый” уровень его работ.

Дельта – квадралы

  • боятся противоречивых высказываний, загоняющих их в их творческих изысканиях и работах в тупик,
  • боятся глупости, зависти и невежества этих случайных самозванных критиков, способных походя, бестактной выходкой, одним небрежным словом столкнуть их с достигнутых и заслуженных ими высот (просто потому, что иному человеку нравится быть и чувствовать себя разрушителем).

В дельта – квадре боятся разрушителей всего ценного, доброго, позитивного, бояться тех, кто разрушает из зависти, из- за собственной несостоятельности, или от скуки, от нечего делать, “просто так”, “за здорово живёшь”.

Страх этих разрушений, страх разрушенных надежд и творческих планов, повсеместно подстерегающий творческого человека, повсюду сталкивающегося с завистью и завистниками, страх невозможности реализовать свой творческий потенциал, находясь в окружении завистливых и мстительных людей, развлекающихся и само утверждающихся разрушением чужих творческих планов, подавлением чужих творческих порывов, страх быть сброшенным с вершины достигнутых творческих целей — самое распространённое в дельта – квадре явление.

РАЗРУШЕНИЕ НАДЕЖД, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ АМБИЦИОЗНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, СТРАХ ПРЕПЯТСТВИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ НА ЭТОМ ПУТИ (СТРАХ ОГРАНИЧЕНИЙ ТВОРЧЕСКОГО И ВОЗМОЖНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА) МЫ УСЛОВНО НАЗЫВАЕМ ДЕЛЬТА – КВАДРОВЫМ “КОМПЛЕКСОМ, ПОДРЕЗАННЫХ КРЫЛЬЕВ”.

22. Высокие запросы дельта – квадралов
Стать героем, мастером высочайшего класса в дельта – квадре очень почётно. Но ещё более почётно выйти за пределы допустимых возможностей и стать экстрасенсом-целителем, чудотворцем, провидцем, пророком, святым.

Планка запросов и требований в дельта – квадре повышается постоянно. То, что вчера ещё выходило за рамки возможного, сегодня считается вполне заурядным явлением.

На фоне таких амбициозных запросов высочайший героизм и профессионализм просто меркнет, а достижения представителей всех предыдущих квадр кажутся им чуть ли не смехотворными.

В альфа – квадре они откровенно скучают: там всё начинается и заканчивается разговорами, а о настоящих успехах можно только мечтать.

Про бета – квадру и говорить нечего: там каждый стремится захватить власть, сделать карьеру, вместо того, чтобы стать “выше этого” и устремиться к тем рубежам, которые выше любой мирской власти.

Гамма – квадралы — вообще скучные люди. О чём с ними можно поговорить? У них только и интересов, что дом — работа, работа — дом. И это жизнь?

Иное дело — четвёртая квадра. Вот тут — настоящий простор для творчества! Настоящее раздолье для воображения! Тут, что ни человек, то светило и гений! Тут даже простой бомж — не кто-нибудь, а странствующий философ, кладезь мудрости, бездна талантов.

Вот тут (в дельта – квадре) настоящая жизнь бьёт ключом! Вот тут — общество! Вот тут — свет!

Трудно дельта – квадралам жить среди представителей других квадр, — запросы и требования у них слишком высокие, — трудно им угодить. Труднее всего им приходится в ортогональной и антагонистичной бета – квадре: там на одном самомнении далеко не уедешь. Да и в виртуальную реальность отлететь не позволят, — опустят на землю, оттеснят вниз как “слабака”, подведут под монастырь, как “жертву”.

Среди своих дельта – квадралам тоже бывает нелегко: на фоне высоких, амбициозных идей возникает высокая конкуренция амбициозных проектов и планов, которые бывает достаточно только озвучить, чтобы самоутвердиться. Один озвучил, другой озвучил, — глядишь, оба самоутвердились, зауважали друг друга на полчаса, а дальше ждут, что слова воплотятся в дело, — ждут чуда, которое должно произойти. (Если чуда не происходит, всегда можно подтасовать факт, — сказать, что оно уже где – то произошло и его кто – то видел и даже воспользовался результатом: благодарил за добрый совет и чудотворное лечебное средство.)

Как и другие объективисты – прагматики, дельта – квадралы — мастера блефовать, мистифицировать, набивать себе цену. И лидируют здесь деклатимы, — инфантильные интуиты – этики, защищённые своим снобизмом, убеждённые в своей правоте, в своём высшем предназначении, убеждённые в том, что намерения могут оправдывать средства, лишь бы только намерения были благими.

Если “мистификатор” не догадался позаботиться об антураже — не догадался защитить себя должным образом, окружить таинственным или мистическим ореолом, не догадался продумать режиссуру и технологию своих чудес, значит пора оттеснять, смещать с пьедестала такого “чудотворца”, пора его “заземлять”, спускать на землю, где ему укажут его настоящее место. Пусть работает, землю роет, как все ординарные люди, если больше он ни на что не способен.

А с другой стороны, — как его “заземлить”, если он о себе возомнил невесть что? — влиятельных друзей приобрёл, вещает с телеэкранов, миллионные аудитории собирает, — как его остановить?

А острое слово на что? — вот оно ему крылья – то и подрежет.

А острословов в четвёртой квадре достаточно. Там все РАССУЖДАЮЩИЕ и за словом в карман не полезут. А как РАССУЖДАЮЩИЕ – АРИСТОКРАТЫ – ОБЪЕКТИВИСТЫ дельта – квадралы сумеют постоять за себя и словом и делом: сумеют остаться на высоте, сумеют сохранить за собой (хотя бы ситуативно) доминирующие позиции, сумеют защитить их (хотя бы на короткий миг) по факту своей реальной (хоть и мимолётной, и кратковременной) ситуативной победы над соконтактником.

Если не словом, так делом победит дельта – квадрал (преимущественно, интуит) своего соконтактника или потенциального конкурента, — делом, которое во вред соконтактнику, от его имени, но без его согласия будет совершено, поставит в унизительное или зависимое положение, из которого тот ещё не скоро выйдет, “подставит” его по всем статьям, но при этом добавит “весу”, льгот, преимуществ и привилегий тому, кто его так ловко и хитро провёл. (Совершить “благодеяние” так, чтобы поставить облагодетельствованного человека в безысходно зависимое положение, да ещё самому от этого пользу и выгоду получить, — это конечно нужно суметь исхитриться.)

Зато уж и быть пойманными за руку на неприглядном поступке дельта – квадралы, — а особенно, дельта – интуиты (этики) — очень не любят. Чувствовать себя уязвлёнными и униженными в присутствии посторонних им бывает очень неловко (а особенно, когда они собирались достичь новых высот). Больно им ощущать “надрезы” на своих “крыльях”, которые так и тянут вниз, обвисая беспомощно и бессильно, заставляя их бесславно покидать высшие сферы и уступать место на пьедестале другим.

Дельта – квадралы очень болезненно воспринимают крушение своих надежд и идей, крушение интеллектуальных, духовных и творческих планов.

Тому, кто высоко взлетел, больно падать. Страх этого падения — распространённое проявление комплекса “подрезанных крыльев”. Попытка наработать защиту на этот страх, “полюбив” своё падение (“Лежать в испарине порока и любоваться собственным падением…1“), нравственно деградировать, но при этом быть выше осуждения и презрительных оценок, субъективно настаивая на своём моральном превосходстве, — одна из распространённых мер защиты по квадровому комплексу в дельта – квадре, а открытые сексуальные отношения здесь не считаются чем-то предосудительным, — что может быть плохого в любви? (-ч.и.↑; +б.э.↑).

1 В. Шекспир. “Гамлет, принц Датский”

Дельта – квадрал не терпит:

  • когда оспаривают его право на духовное, нравственное, профессиональное и творческое самосовершенствование и самореализацию;
  • когда оспаривают его нравственное, духовное, интеллектуальное, профессиональное превосходство.

Дельта – квадралу (а особенно, интуиту) бывает больно видеть интеллектуальное, духовное профессиональное, нравственное превосходство других, из – за чего ему хочется унизить их тем больше, чем более реальными успехами и преимуществами для них оно оборачивается.

Зависть к чужим успехам — одно из самых распространённых проявлений дельта – квадрового комплекса “подрезанных крыльев”: чем меньше личных успехов, тем больше амбиций и больше зависти к успехам других (чем – то ведь надо восполнить ощущение личной потери).

Дельта – квадрал не терпит:

  • когда оспаривают его право на всемерную и всестороннюю реализацию его творческих планов, его творческого, возможностного, интеллектуального и духовного потенциала,
  • когда оспаривают его право находить удовольствие в его (пусть даже скромных) творческих успехах, планах и фантазиях,
  • когда запрещают ему ими гордиться, радоваться избавлению от зависти к чужим успехам, радоваться победе над собственной гордыней.

Творчески самореализовываться, искать себя, развивать, совершенствовать дельта – квадралы могут до глубокой старости (если только им не чинят препятствий).

Девиз дельта – квадры: максимум успехов, возможностей и перспектив, —максимум реализации возможного и желаемого.

23. Спонтанный контроль и стремление к доминированию как наработка защитных мер по квадровому комплексу “подрезанных крыльев”
Считая для себя унизительным включаться в процесс жестокой конкурентной борьбы, взаимо подавляющей деловую и творческую активность всех её участников, дельта – квадралы стараются изначально исключить из сферы делового и творческого взаимодействия все те факторы, которые могли бы такие условия сформировать. Поэтому спонтанно в процессе взаимодействия устанавливают с соконтактником отношения соподчинения, позволяющие им корректировать его действия, устанавливая над ними этический (моральный, нравственный, духовный, психологический) и деловой контроль.

В дельта – квадре каждый считает себя вправе контролировать и корректировать поступки и действия окружающих. Всё это делается в рамках частной деловой или этической инициативы, которую ни один из дельта – квадралов не считает нужным уступать.

По факту реального доминирования и спонтанно сложившихся отношений соподчинения2 каждый из дельта – квадралов в процессе взаимодействия становится либо доминантом (самозванным и самовольным), — контролёром, наставником — человеком свободным и независимым от чьей – либо воли, наделившим себя правом исправлять и контролировать действия окружающих, либо зависимым и притесняемым “подконтрольным”, вынужденным подчиняться требованиям “контролёра – наставника”, спонтанно отчитываться и “исповедываться” перед ним (равно как и перед другими, если он повелит) по первому его требованию.

2 В отличие от аристократов – субъективистов бета – квадры, дельта – квадралы как аристократы – объективисты не нуждаются в системных иерархических назначениях на роль доминанта. Сами себе присваивают права доминанта по собственной инициативе и по факту сложившихся обстоятельств: кто успел, тот и захватил власть, кто сумел, тот и перераспределил её в рамках системы (коллектива, бригады, семьи), кто может, тот и удерживает её в этих рамках. Но даже в этом случае дельта – квадрал как объективист не считает себя обязанным подчиняться системным отношениям, исходя из основного принципа объективизма: “человек важнее системы” (“права личности выше прав системы”), связанного с доминированием аспекта деловой, объективной логики в третьей и четвёртой квадрах (квадрах объективистов) и вытеснением аспекта системной логики (логики соотношений) на подчинённые позиции.

“Проявляя заботу” о “подконтрольном”, дельта – квадрал может в любую минуту потребовать отчёта о чем угодно. И не успокоится, пока не получит искреннего и правдивого ответа на все интересующие его вопросы. Не отступит, пока не навяжет свои условия, своё мнение и свои решения подконтрольному по каждому пункту его жизнедеятельности, пока не получит от него полного отчёта обо всех, происходящих с ним и планируемых им событиях, пока не разузнает, о чём думает и что чувствует “подконтрольный”, что творится у него в душе и что у него на уме. (Это и называется настоящим проявлением чуткости в дельта – квадре, — настоящей заботой о ближнем).

В результате возникает довольно гибкая и динамичная иерархия, в которой доминанты меняются довольно часто. Выигрывает всегда тот, кто при любых условиях оставляет за собой приоритетные позиции:

  • тот, кто отслеживает ситуацию с позиций своего личного, пусть даже кратковременного и сию минутного доминирования,
  • тот, кто любую ситуацию выстраивает и контролирует с позиций своих личных (пусть даже самовольно присвоенных) привилегий, прав, преимуществ; кто моделирует все факторы и все условия, влияющие на ситуацию в соответствии со своими личными планами, намерениями, приоритетами и амбициями;
  • тот, кто последнее слово, мнение или действие оставляет за собой, навязывая его “подконтрольному” как некий непреложный абсолют, которому нужно подчиниться (в силу каких – то с кем – то достигнутых договорённостей, от которых теперь отказываться “неудобно”).
  • тот, кто всегда лучше знает, что и как надо делать, когда, кому и что говорить и постоянно этому учит других, не позволяя поучать себя,
  • тот, кто всегда контролирует других, но над собой контроля не признаёт,
  • тот, кто находит недостатки в других, игнорируя или не принимая всерьёз критику в свой адрес…
  • тот, кто гибко приспосабливается к постоянно меняющимся условиям и обстоятельствам, подчиняясь духу времени и требованию насаждаемых идеологий,
  • тот, кто умеет быть конформным, может часто менять свои взгляды, умеет аккуратно и гибко встраиваться в сложившуюся систему отношений,
  • тот, кто может быть и кротким, и амбициозным одновременно, кто может быть и нарочито раскованным в своих действиях и демонстративно зависимым от условий и договорённостей, позволяющих переадресовывать эту реальную или мнимую зависимость другим,
  • тот, кто призывая других к примирению, подчинению, повиновению, к одолжению, к запредельным взаимным уступкам, сам отказывается подчиняться, повиноваться и идти на какие – либо уступки: впадает в панику и обижается чуть ли не до слёз, когда от него самого требуют каких – то уступок,
  • тот, кто притесняя и вытесняя других, при всех условиях сам остаётся “на высоте”, кто удерживает за собой позиции “морального и нравственного превосходства”, оставаясь во мнении общества человеком во всех отношениях непогрешимым — “оплотом морали”, “эталоном нравственности”, “средоточием всех добродетелей”.

Все выше перечисленные условиях заставляют “доминанта” выстраивать довольную сложную и двустандартную позицию в системе отношений, но в иерархическом обществе дельта – квадры она является возможной, естественной и допустимой. А во многих случаях и необходимой, — а иначе, как можно гордиться своей мнимой скромностью, подавлять своим мнимым моральным и нравственным превосходством и при этом осуждать других за грех гордыни?

24. Моральное превосходство как наработка защиты по комплексу “подрезанных крыльев”
Способность склонять к уступкам других, но при этом не уступать самому — великое завоевание дельта – квадралов.

Лозунги: “Подумай о других!”, “Уступи свои права другому!”, “Откажись от своих прав и привилегий в пользу других!” — оказываются той самой ограничивающей чужие права и чужую инициативу мерой, позволяющей самому “контролёру – наставнику” действовать с полным размахом, по максимуму своих сил и своего потенциала, оставаясь свободным от каких бы то ни было возможностных ограничений. Контролируя и подчиняя других, он никому не подчиняется сам, — его творческую инициативу ничто не сковывает, росту его амбиций, полёту фантазии ничего не мешает.

В дельта – квадре небеса свободны для всех, и доступны для всех (по идее!) — каждый имеет право на свободу творческого самовыражения. Каждый имеет право беспредельно развивать свои таланты с тем, чтобы реализовать их в грандиозных проектах и принести пользу обществу, продвинув его далеко вперёд.

При таком обилии творческих “взлётов”, при таком (пусть даже мнимом, условном) поощрении активной творческой деятельности (“Творите, взлетайте, но только другим не мешайте!”), в “небесах”, — в поле творческих и деловых инициатив дельта – квадры — становится так же тесно, как и на бренной и суетной земле гамма – квадры и всех предыдущих квадр.

Поэтому в “воздушном пространстве” смелых творческих изысканий и амбициозных дерзаний дельта – квадры следует быть особенно вежливым и осторожным, чтобы при столкновении не свалить соконтактника вниз, чтобы не причинить ему этим непоправимый ущерб — таковы правила! И о них говорят повсеместно. Нарушающих эти правила в команду не принимают, из дела вытесняют, поучают и перевоспитывают на каждом шагу, “ломают” по – чёрному, а отчаявшись перевоспитать, стараются обходить за версту.

Сами дельта – квадралы, в стремлении захватить инициативу и выйти на доминирующие позиции, тоже обходят эти правила стороной. Иногда даже по ролевой их не соблюдают — агрессивно реагируют на малейшее сопротивление их мнению, их воле, желанию, действиям, планам, инициативам. (И это понятно, и допустимо: в соответствии с их естественным (аристократическим) стремлением к доминированию, необходимость агрессивно навязывать свою волю (“неоднородность по агрессивности”) позволяет им самоорганизовываться в иерархии и устанавливать вертикальные связи в системе.)

Другой вариант — утверждение морального превосходства и доминирование через накопление этических преимуществ (+б.э.↑). Проявляется в стремлении к поверхностному, мнимому миротворчеству, из – за которого дельта – квадрала (особенно, инфантильные интуиты) часто сами попадают в положение жертвы, наталкиваясь на глухое сопротивление и непонимание их позитивной этической инициативы.

Навязывая соконтактнику “игру в поддавки” и рассчитывая на его ответную уступку (хотя бы из вежливости), они чувствуют себя обиженными и разочарованными, сталкиваясь с его хамским или потребительским отношением к их щедрым и искренним предложениям любви, дружбы, взаимопомощи… Их мечты о взаимовыгодном, приятном и непринуждённом взаимодействии разбиваются в прах — мир оказывается не готов к таким чистым и возвышенным отношениям. Возникает ощущение сгущающейся тесноты и путаницы одновременно, — ощущение жестокого и злобного противоборства, при котором все друг друга толкают, отпихивают, сбрасывают с заоблачных высот, беспощадно подрезая друг другу крылья; отказываются друг друга понимать даже тогда, когда пытаются объясниться. Возникает желание “наказать”, отринуть от себя всю эту раздражающую и разочаровывающую реальность, а это так не вяжется с постулируемыми ими этическими принципами, из которых кротость и всепрощение — наиглавнейшие.

Зато потом, уже после боя, есть возможность “помахать кулаками”. Можно вспомнить о своих утраченных преимуществах и постараться их восстановить. Можно провести с соконтактником (особенно, если это близкий человек или постоянный партнёр) “воспитательную работу”. Можно с ним серьёзно поговорить, осудить его поведение, напомнить, где и в чём он был неправ и “научить на будущее”. Тот, кто первым найдёт, к чему придраться, — первым захватит эту инициативу: первым выскажет свою обиду, первым войдёт в роль наставника, проведёт “разбор полётов” и оставит последнее слово за собой, тот станет “контролёром” и выбьется в доминанты в сложившихся отношениях. Навяжет соконтактнику роль “виноватого”, оттеснит его на подчинённые позиции и будет контролировать его поведение при каждом удобном случае, напоминая ему о его прошлой (реальной или вымышленной) вине — “не то сказал”, “не так посмотрел”, “обидел человека вызывающим тоном, дерзкой интонацией”… (возможностей безграничное множество).

В дальнейшем этот, пока ещё случайный, “доминант” будет уже постоянно бороться за право контролировать действия своего “подопечного”. Будет следить за его поведением, за сложившимися связями и отношениями, будет ему выговаривать, назидать, наставлять. Завышая требования, будет добиваться от него новых уступок. Произвольно меняя свою систему оценок и отношений к тем или иным его поступкам, будет манипулировать своим “подконтрольным”, вытесняя его на всё более унизительные подчинённые позиции. Будет ставить его во всё более зависимое положение, которое впоследствии будет за ним закреплено посредством сложившихся традиций и ритуалов. “Подчинённый” будет обязан с определённой периодичностью отчитываться о своих поступках, выслушивать новые критические замечания, получать новые “предписания” и неукоснительно их выполнять, о чём опять же потом будет отчитываться.

Любая попытка что – либо изменить в сложившихся отношениях может глубоко разочаровать и обидеть “наставника”: получается, он впустую потратил своё время; его надежды “перевоспитать человека” не оправдались, его труды не принесли результатов. За каждое новое разочарование, за разрушенные иллюзии и нанесённые в связи с этим обиды отвечать опять же придётся “подконтрольному”: вне зависимости от результатов, воспитательное воздействие на него будет оказано с ещё большей, многократной увеличенной силой.

А всякий расход сил требует компенсации. В результате “контролёр” (рассчитывающий на окупаемость всех понесённых затрат в настоящем и в будущем) тоже оказывается жертвой своего воспитательного проекта — жертвой того самого “лохотрона”, в который он втянул своего “подопечного”. Хорошо ещё, если тот, столкнувшись с реальными плодами его труда и осознав себя беспомощным и нежизнеспособным “зомби” — марионеткой в чужих руках, жертвой чужих амбиций и чужой злобной воли, — не воздаст “должное” своему “контролёру”, отблагодарив его полной мерой за всё “хорошее”, — за множество вынужденных и непоправимых уступок, поставивших его в положении парии, за растраченные впустую здоровье и силы, за безысходность его унизительного положения, за череду упущений, не оставляющую ни надежд, ни шансов на будущее, за всю его искалеченную и рабски зависимую прошлую и настоящую жизнь, которая жизнью по существу не является.

Привычная убеждённость в своей правоте не позволяет “наставнику” признавать свои ошибки. Столкнувшись с реальными доказательствами своей вины, он, даже если и поиграет в “обиженного”, “виноватым” себя не посчитает. Ложно – многозначительный пафос дельта – интуитов, характерный для них снобизм — распространённое проявление дельта – квадрового комплекса “подрезанных крыльев”. И часто выражается в стремлении отрешиться от реалий окружающей их действительности и воспарить в самомнении, в недосягаемом для других субъективном идеализме, в стремлении быть выше объективных критериев и оценок, оставаясь недоступным для сравнения с другими в своём замкнутом и самодостаточном мирке собственной завышенной самооценки.

25. Расширение поля возможностей как наработка защиты по квадровому комплексу “подрезанных крыльев”
Стремление создавать ситуацию, провоцирующую насилие, и культивировать в ней роль жертвы, вызывая сострадание окружающих, — тоже можно рассматривать как проявление комплекса “подрезанных крыльев”: не позволили человеку почувств;овать себя свободным и раскрепощённым в общественном месте, пресекли его невинные шалости, расстроили, огорчили, разочаровали, спутали план развлечений, — что это, как не ограничение его личной свободы, его личных прав и возможностей (-ч.и.↑)?

А “пошалить” дельта – квадралы любят, — они тоже люди, хоть и ангелоподобные, — предпочитающие не видеть и не иметь недостатков.

Особенно любят шалить дельта – интуиты (не зря их, как и альфа – интуитов, и называют инфантильными). Через “безобидные шалости” раздвигаются границы допустимых возможностей. Игнорируя недозволенное, можно (по умолчанию) расширить границы дозволенного, нормативного поведения, которое “в шутку” — “прикола ради”— сливаясь размытыми гранями с ненормативными действиями, может кого-то “слегка” шокировать, слегка обидеть или изрядно смутить.

Но там, где на карту поставлен эксперимент (да ещё расширяющий границы дозволенного), любое зло можно представить как благо. В любом случае, ограничение частной инициативы болезненно воспринимается дельта – квадралом: кому приятно быть пойманным за руку, да ещё по такому пустяковому поводу, как невинная шалость, прикольная шутка, жестокий розыгрыш, глумливая пародия или насмешка, — что может быть безобидней?

В защиту комплекса “подрезанных крыльев” работает и популярный в дельта – квадре лозунг “Мы рождены, чтоб сказку сделать былью”, относящийся к расширению поля возможностей и исследованию пределов (и запредельных сфер) возможностного потенциала человека, преимущественно, за чужой счёт. (Следствие прагматизма, связанного с доминированием аспектов деловой логики (+ч.л.↑) и интуиции альтернативных потенциальных возможностей (-ч.и.↑) и квадровыми признаками аристократизма, объективизма и рассудительности).

Интерес к этому вопросу проявляется и в литературном творчестве дельта – квадралов. Так, например, — человек в сфере запредельных возможностей, увлечённый фантастически смелыми экспериментами — тема известных произведений М.А. Булгакова (ЛСЭ, Штирлиц) “Собачье сердце” и “Роковые яйца”.)

Втянуть человека в соревнование, взять его “на слабо”, увлечь экстравагантной идеей, а затем использовать, как подопытного кролика в опасном эксперименте можно здесь без особых проблем — было бы желание!. Добровольных “Икаров”, желающих долететь до самого солнца, в дельта – квадре находят достаточно быстро (а нет, так в других квадрах можно поискать). К тому же и “командирский приказ, материнский наказ” им отдают тоном, не терпящим возражений. А как же иначе? — уж, если рисковать, так по – крупному, уж если расширять границы допустимых возможностей, так с размахом, с большим преимуществом перед остальными.

Потому- то так и упорствуют дельта – квадралы, реализуя свои амбициозные планы, что отступать от своих намерений не считают возможным. Потому так настойчиво навязывают их своим “исполнителям”, втягивая добровольных энтузиастов в водоворот событий, в ситуации, из которых без потерь и ущерба выйти практически невозможно (а иначе, какой же это будет эксперимент?). Потому и забрасывают их “на орбиту” своих творческих и исследовательских изысканий, и удерживают там против их воли (не заканчивать же эксперимент раньше времени!), что кому-то же рисковать всё же надо. Кем-то и чем-то им всё же приходится жертвовать, а особенно тогда, когда хочется заявить о себе, хочется прославиться и стать популярным. Стать востребованным и проявить себя и свой творческий потенциал в чём – то новом, неизведанном, но полезным для общества и интересном. И в этом тоже просматривается влияние квадрового комплекса “подрезанных крыльев”, который запрещает дельта – квадралам отказываться от своей мечты, от намеченных планов и целей, заставляя их реализовывать любой ценой.

Проверка запредельных способностей человека — запредельной выносливости и работоспособности, запредельной уступчивости, покорности и доброты, попытка преображения убогого и примитивного существа в высоко духовную личность — крайне престижны и популярны в дельта – квадре. (Особенно, если позволяют достичь выдающихся результатов: кому не хочется почувствовать себя чудотворцем, кудесником, Пигмалионом?)

Одна беда, поиск новых чудес иногда развращает потенциального “чудотворца”, особенно если его честолюбию нет предела, напрочь отсутствует совесть, и моральные устои не слишком крепки.

Так например, в стремлении заявить о себе как о выдающемся народном целителе, одна милейшая дама (ИЭЭ, Гексли), врач-лаборант с огромным стажем работы, испытывала целебные свойства сырого картофеля на своих детях и внуках, навязывая им его в качестве универсальной альтернативы всем существующим лекарственным средствам. Используя сырой картофель как эффективное ранозаживляющее средство, она запрещала детям смазывать открытую ранку йодом и вместо этого заставляла их прикладывать тампон с тёртым, сырым картофелем. Много раз она испытывала на своих домочадцах это “целебное” средство, и результат всегда был один и тот же: начиналось нагноение, ребёнок страдал, а она уговаривала его ещё немного потерпеть: “Боль скоро пройдёт, и ты почувствуешь себя хорошо!”. И только когда подскакивала температура, и воспаление принимало угрожающую форму, она отправляла их в поликлинику, разрешая им прооперироваться. (С высокой температурой они сами ходили на приём к дежурному хирургу, высиживали очередь, а потом сами объяснялись с врачом.) На протяжении многих лет она ставила такие опыты попеременно на своих детях и внуках, которые долгое время жили с ней бок о бок, находились под её постоянным влиянием, под её неусыпным медицинским контролем, доверяли ей безгранично и слушались её во всём, несмотря на то, что её советы каждый раз доводили их до беды. Игнорируя реальные, фактические результаты такой “терапии”, она бодро рапортовала о своих мнимых успехах своим приятельницам, рассказывала им о чудодейственных свойствах сырого картофеля и убеждала их практиковать это средство, ссылаясь на то, что “вот её внуку картофельные примочки помогли”. Расширяя круг новых знакомых, она заявляла о себе как об успешном народном целителе и продолжала использовать своих домочадцев как резерв для новых экспериментов.

В стремлении прославиться и приобрести популярность дельта – квадралы могут зайти очень далеко. С “издержками”, возникающими в процессе “исследовательской работы”, в дельта- квадре не слишком считаются — спокойно истощают пределы терпения своих “испытуемых”, но зато уже и делают вывод: “человек в принципе способен на многое”. А там уже можно перевести игру и на новый уровень, втянуть человека в новый “лохотрон”, заставляя его идти на всё больший риск, всё большие траты и жертвы — интересно же узнать границы его возможностей!

Зато потом, как приятно бывает рассказывать об успехах своим друзьям! Как приятно и выгодно бывает похвастать ими!

А какие открываются горизонты! Можно завязать новые, полезные связи, завести выгодные знакомства, расширить круг своих друзей. Можно найти новых “подопытных кроликов”, втянуть их в новые эксперименты и новые соревнования. Можно их взять на слабо. Можно стимулировать своими успехами их честолюбие. Можно выгодно использовать результаты экспериментов в своих будущих разработках и целях. Можно выгодно блефовать ими, рассказывать о них своим новым, влиятельным друзьям, набиваясь к ним в лечащие врачи, тренеры, духовные наставники, консультанты, целители, руководители…

А там, глядишь, — уже и доходы потекли рекой, и светлое будущее (хотя бы в форме личного, материального благополучия) приблизилось на две-три ступеньки. И можно бодро рапортовать о своих достижениях, трубить о них на каждом шагу и беспредельно повышать ставки, набивая себе цену. И никто не посмеет “подрезать крылья” такому успешному и влиятельному человеку, — никто не рискнёт ему возразить, опротестовать его мнение, разоблачить его как профана, оттеснить от очередного проекта, вытеснить его с его “звёздного небосклона”. От всего этого он ограждён своим влиянием, авторитетом, нарастающей популярностью, — мощными наработками защитных мер по квадровому комплексу “подрезанных крыльев”…

26. Демонстрация успехов на “ярмарке тщеславия” как наработка защиты по квадровому комплексу “подрезанных крыльев”
Быть неприметным — не лучший способ реализовать себя в дельта – квадре.

В свете сложившейся здесь высокой конкуренции деловых и возможностных инициатив (+ч.л.↑ , -ч.и.↑ ), каждый стремится проявить свою творческую индивидуальность самым ярким и запоминающимся образом. Каждый спешит экстраординарно заявить о себе, старается оказаться в центре общественного внимания, изыскивая возможность продемонстрировать свои способности и таланты.

Минута славы в дельта – квадре дорогого стоит! Но с затратами здесь не считаются. Главное, — чтоб достижение не осталось недооценённым, чтобы таланты не зарывали в землю. Поэтому всё сколь – нибудь мало – мальски значительное (или стоящее) здесь выставляется напоказ. “Попасть на витрину”, стать знаменитостью, образцом успешности — что может быть престижней?

Завоевать признание и популярность в обществе, закрепить своё влияние на творческом и политическом Олимпе, удерживать его как можно дольше, научиться словом и делом влиять на души и умы человечества, направляя его к счастливому и светлому будущему — наиболее престижные задачи и цели в дельта – квадре.

Высокая самооценка, весомость личных взглядов и убеждений — качества необходимые для того, чтоб уверенней удерживаться на гребне славы, на должном высоком уровне в общем потоке амбициозных устремлений в поле активной творческой деятельности дельта – квадры. Из- за чего каждый её представитель на общем фоне старается заявить о себе наиболее выгодным образом, произвести наиболее выигрышное впечатление и зарекомендовать себя с наилучшей стороны, стараясь предстать именно тем человеком, на которого можно полагаться в трудную минуту, которому можно доверять, на которого можно “ставить”, рассчитывая на лёгкий и быстрый успех.

Ажиотаж вокруг успешности часто приводит к тому, что многие начинания в дельта – квадре приобретают вид “больших гонок”, “престижных скачек” — “престижного аукциона” на “ярмарке тщеславия”, на которой каждый из её участников вне зависимости от личных успехов и достижений предстаёт этаким “ценным лотом”, оценивает окружающих его людей с позиций личного превосходства и видит их в отражении собственных успехов и совершенств.

Борьба амбиций и честолюбий — привычное явление на “ярмарке тщеславия”. Напыщенность, снобизм — здесь ходовой товар и характерная черта завсегдатаев. Престиж — универсальное мерило всех ценностей.

Престижный брак, престижная работа, престижный круг знакомств — вот то, что помогает здесь “подняться в цене” и ощутить свою причастность к миру избранных. Главное — не позволить себе “подрезать крылья”, не разувериться в собственных силах и возможностях. Поставить перед собой цель, — пусть даже зыбкую и эфемерную и следовать ей, как своей путеводной звезде, устремляясь к новым горизонтам успешности.

Вознёсся человек на пьедестал, и к нему уже не подступиться. Чем больше успехов и достижений, тем больше уверенности в себе, тем прочнее ощущение защищённости. И в первую очередь, — по квадровому комплексу: попробуй – ка подрежь крылья тому, кто так высоко взлетел! Он сам кого хочешь “подрежет” — подавит апломбом и авторитетом.

Одна беда, — кумиры слишком часто меняются на “ярмарке тщеславия”. В “открытые двери” аристократического общества дельта – квадры — общества переменчивых вкусов и интересов, — то и дело врываются новые веяния, входят новые “знаменитости”, оттесняя своих предшественников — тех, кто уже отработал свой номер на этой сцене и теперь вынужден покинуть этот радостный мир и вернуться к прежним своим серым, безрадостным будням.

Вернуться из зеркально – хрустального мира надуманной, мнимой реальности в грубый и заземлённый мир окружающей их действительности — то же, что упасть с небес на землю — та же боль от падения, тот же шок от обид и разочарований, отрезвление и пробуждение от волшебного сна. Нежелание опускаться до приземлённой и грубой реальности, стремление “быть выше этого”, желание снова возвыситься “над всем этим”, “взлететь” и вернуть упущенное любой ценой, заставляет их снова и снова возвращаться в прежнее поле возможностей, в общество “открытых дверей”, к своим прежним фанатам, рассчитывая на их интерес и поддержку.

В обществе равных возможностей (в социалистическом обществе), где все уровни устремлений были усреднены, каждый старался реализовать свои цели максимально приемлемым, конформным образом, стараясь не обидеть других. Из – за чего поведение на “ярмарке тщеславия” носило более интровертный характер (доминировал ТИМ СЛИ, Габен) — каждый разыгрывал из себя роль этакого “ларца с сюрпризом” — представлялся человеком загадочным и непредсказуемым одновременно — оставался “загадкой” в самом себе и для самого себя.

В обществе скромных интеллигентов 60- х годов, физиков – лириков, завоёвывающих признание в своём узком кругу, амбициозность и непредсказуемость подавлялись, считаясь признаком дурного тона. Многозначительность, углублённость в собственный духовный мир входила в моду на “ярмарке тщеславия” интеллектуальной элиты, из – за чего все её представители напоминали собой собрание древне – египетских экспонатов, ведущих своё начало от Большого Сфинкса. Загадочность взгляда, устремлённого в бесконечность, многозначительная загадочность улыбки, отрешённость и замкнутость в собственном мире, далёком от этой реальности, делали их похожими на него. Собираясь в компании каждый из них либо “загадочно” молчал, либо говорил о своём, увлекаясь и вовлекаясь всё больше в заоблачный мир своих фантазий и далёких от реализации творческих планов и интересов — в мир, из которого их никто не вытеснит и не подрежет им крылья в полёте.

Впечатляющие эпизоды “ярмарки тщеславия” этого типа представлены в некоторых фильмах советского кинематографа. Так, например, в фильме (о молодёжи 60-х) “Июльский дождь”, режиссёра Марлена Хуциева, собирается компания молодых людей на вечеринку и каждый самоутверждается по – своему, стараясь произвести выгодное впечатление на других. Каждый говорит о своих увлечениях и интересах. Кто – то разгадывает кроссворды, кто – то испытывает на новых знакомых психологические тесты. Кто – то пытается блеснуть эрудицией, кто – то обсуждает производственные вопросы, кто – то рассуждает на отвлечённые темы. При этом никто никого не слушает, каждый смотрит куда – то в даль, в пространство отрешённым или скучающим взглядом. Ощущение полной разобщённости — единственное, что их всех объединяет. Впечатление такое, что они все уже изрядно надоели друг другу…

Стремление уйти в другой мир, в другую реальность (-б.с.↑), в сферу альтернативных потенциальных возможностей (-ч.и.↑) и невостребованных (пока ещё) творческих инициатив — характерное проявление комплекса “подрезанных крыльев” в дельта – квадре: мудрая “птица – Феникс” пока ещё не возродилась из пепла и не воскресла для новой жизни, или пока ещё спит, но она сохраняет свой творческий потенциал — и это главное!

Яркий пример такой “ярмарки тщеславия” даёт режиссёр Кира Муратова (ИЭЭ, Гексли) в своём фильме “Увлечения” (фильм о творческой молодёжи эпохи застоя): все персонажи заняты только собой, встречаются, общаются, взаимодействуют только для того, чтобы поговорить о себе, о своих увлечениях. Каждый старается сделать свой монолог интересным, каждый проявляет глубокие познания в своей области. При этом, опять же, никого не слушает, никого не видит и не замечает. Все производят впечатление лунатиков, которые смотрят куда – то в пустоту невидящими глазами и говорят без умолку о себе или для себя, о том, что только им интересно.

Стиль жизни, направленный на сохранение творческого потенциала, — своего рода создание “оранжереи талантов”, вызревающих в тепличных условиях уютного, домашнего мира в ожидании лучших времён, — характерное проявление квадрового комплекса “подрезанных крыльев”. Часто выступает в форме организации семейного досуга, включающего в себя демонстрацию плодов творчества на местной, семейной “ярмарке тщеславия”. (Яркий пример отношения к этому миру представителей других квадр представлен в известном фильме “Дневной поезд”. В котором главный герой (ИЛИ, Бальзак, персонаж Валентина Гафта) после нескольких часов общения со своими прежними, институтскими друзьями (дельта – квадралами), оценив их достижения на личном, трудовом и общественном фронте, просмотрев все их “показательные выступления” семейной художественной самодеятельности, пресытившись их рассказами об их творческих успехах, увлечениях и изобретениях, начинает ощущать себя рядом с ними бездарным и безнадёжным неудачником; взрывается раздражением и порывает с ними все отношения.

А чем плохи традиции семейных, домашних концертов, столь популярные ещё в недавние времена? — спрашивает Читатель — А как же домашние клубы авторской песни, открывшие миру великих бардов и авторов – исполнителей? А домашние диспуты, поэтические вечера, “клубы интересных встреч”?..

— Всё это было бы великолепно, если бы только не комплексы (квадровые и индивидуальные), не напряжение, которое неизбежно возникает между зрителями и исполнителями, даже если исполнители высоко профессиональны и очень хороши. Чего, например, стоит традиция подготовки “подрастающих кадров”, при которой дети становятся жертвами снобизма своих родителей, заложниками их амбиций? Ребёнка против воли, вопреки его просьбам, слезам, уговорам принудительно обучают музыке специально для этой цели. Натаскивают на ситуацию домашних концертов, говоря: “Вот представь, что ты вырастешь, придёшь в гости, тебе напомнят, что ты в детстве учился в музыкальной школе, попросят выйти к роялю и что – нибудь сыграть. А ты не сможешь и попадёшь в неловкое положение. Так вот, чтобы этого не случилось, иди и занимайся музыкой!” Сами родители при этом ставят более амбициозные цели, но ребёнка натаскивают на уровень ниже посредственного, ориентируя его на мелочные честолюбивые цели: достаточной выйти, сыграть, обратить на себя внимание и уже этим выделиться среди других. Ребёнок поначалу отчаянно сопротивляется, возражает, спорит с родителями, обещает никому не рассказывать, что когда – то учился в музыкальной школе. Потом подчиняется и ещё несколько лет продолжает обучение. Набирается опыта, выступая на домашних концертах и в школьной самодеятельности. Потом учится играть на гитаре, — на тот случай, если в гостях не будет рояля. Потом, подготовив себе репертуар, уже только с гитарой и ходит в гости — на тот случай, если попросят сыграть и спеть. Потом у него уже входит в привычку на каждой вечеринке петь и играть на заказ, устраивая бесплатный концерт по заявкам, работать по принципу “Чего изволите-с?” , как если бы он отрабатывал своё присутствие на этом застолье. И вот тогда он уже точно попадает в неловкую и унизительную ситуацию, а главное, — зависимую от той программы, на которую его “подсадили” ещё в раннем в детстве, когда учили приходить в гости, будучи готовым продемонстрировать свои способности и таланты.

И что это, как не подготовка ценного “лота” для “ярмарки тщеславия”?

27. Позиция “кладоискателя” или “талант находить таланты” как наработка защитных мер по комплексу “подрезанных крыльев”
Представителей других квадр иногда смущает неоправданная (как им кажется) восторженность дельта – квадралов при первом знакомстве с ними. Смущает их интерес к увлечениям, талантам и способностям каждого нового знакомого. Но в то же время обижает и быстрая потеря интереса к ещё недавнему объекту их внимания в том случае, если его увлечения оказываются тривиальны, а таланты — скромны. Раздражает частая смена кумиров у дельта – квадралов, их частое переключение с одного объекта на другой (иногда гораздо менее интересный). Раздражает понижение качественного ценза в оценке талантов и увлечений каждого нового “фаворита дня”, раздражает их доверчивость к его саморекламе, неразборчивость в качестве его способностей, завышение их творческого потенциала. (Человек заляпал краской два – три холста, а они уже пьянеют от восторга: “Поглядите – ка, да он настоящий художник!”.) Раздражает противоречивость поведения таких “кладоискателей”, раздражает их “слепота” и безучастность к реальным успехам их близких людей, нуждающихся в их помощи и поддержке.

Раздражает стремление обделить “своих” (близких, друзей, знакомых, родственников) в угоду “чужим”. Кто – то из близких людей может из кожи вон лезть, совершая чудеса творческого самопожертвования, стараясь угодить им и их “бесконечно взыскательному вкусу” (особенно, когда они постоянно повышают планку требований). А какой – то случайный человек, появившийся на их горизонте, объявит себя будущим великим поэтом и целиком завладеет их вниманием, заставит о себе говорить в самых восторженных тонах, рекомендовать широкому кругу новых знакомых, что они тут же и поспешать сделать, не скупясь на хвалебные отзывы и комплименты. Доходит до того, что каждого нового знакомого допрашивают на предмет его увлечений. Чуть только он возник на пороге, первый вопрос (тут же, при нём): “Чем этот человек интересен?” — не дай Бог проглядеть новое дарование!

Лидирует в этом виде коллекционирования ИЭЭ, Гексли. Зато и за качество своих “экспонатов” он имеет право не отвечать. Если публика будет разочарована, — не беда! — в другой раз найдётся кто – нибудь поинтересней. (А для собирателя “экспонатов” таким образом найдётся повод лишний раз напомнить о себе, заявить как о первооткрывателе новых талантов — при желании и из посредственности можно интересного человека сделать, было б только к чему руки приложить. При желании можно и стекляшку представить как брильянт, лишь бы только нашлись желающие на это купиться!).

Собирать первые урожаи трудов их самодеятельного творчества тоже по части ИЭЭ, Гексли. А как же не похвастаться: “Эти стихи мой друг сочинил!”, “Этот пейзаж моя приятельница нарисовала!”. А дальше уже действует схема: “Скажи мне, кто твой друг…”

Прослыть другом творческих людей, быть в курсе открытия их талантов, — что может быть лучше для человека, мечтающего о расш;ирении новых творческих горизонтов, о достижении новых творческих высот? И кто бы не хотел на крыльях славы своих подопечных первым подняться к этим новым высотам и удержаться там дольше всех?

Идея постоянного творческого самосовершенствования каждого, пусть даже посредственного в своём творческом потенциале человека, приближает позитивные устремления дельта – квадры к фантастическим проектам альфа – квадры, делая их осуществимыми на её новом эволюционном витке.

(Как например, нашли отражение в СССР принятые первые, послереволюционные годы утопические идеи Томаса Мора (ЛИИ, Робеспьер) о некоем высоко духовном обществе тотального творческого самосовершенствования, при котором каждый человек ежедневно после основной неквалифицированной, грубой, физической работы будет иметь право заниматься высоко интеллектуальным, высоко духовным, творческим трудом: писать стихи, сочинять музыку, играть на арфе и т.д. Представлялось ему это так: девять часов он простоял у станка, отрабатывая производственную норму, а пришёл домой, взял арфу в руки и стал петь песни собственного сочинения, — куда как хорошо!

Благодаря этой тенденции советские люди могли скрашивать свой быт и своё унылое существование, занимаясь в кружках художественной самодеятельности, что само по себе тоже было очень неплохо, хотя и представляло собой некий вид духовной и интеллектуальной “спячки”, позволяющей мириться с чудовищными реалиями окружающего мира и смотреть на них сквозь “розовые очки”.)

28. “Жизнь в розовом свете” как наработка защиты по комплексу “подрезанных крыльев”
Сожаление об утраченных надеждах и разрушенных иллюзиях, недовольство окружающим миром, нежелание воспринимать его во всей его грубой и жестокой реальности, страхи и опасения по поводу неспособности изменить этот мир к лучшему становятся “изнанкой” — негативным, побочным эффектом доминирующих в квадре аспектов (+ч.л., +б.э., -ч.и., -б.с.) и создают предпосылки для двустандартного отношения к жизни. Формируют идеологические концепции, позволяющие уйти из этой грубой реальности в альтернативный заоблачный мир (доминанта признаков аристократизма и рассудительности) и одновременно удерживают человека в реальном мире опасением быть вытесненным из него по объективным причинам (доминанта признака объективизма). Эти же факторы создают тенденции, позволяющие дельта – квадралам (интуитам) влиять на условия формирования отношений в этом мире с тем, чтобы предельно усовершенствовать их, вывести на высокий уровень чистоты и красоты, посредством чего предполагается сблизить этот реальный мир с миром желаемым (и воображаемым) и сделать его удобным для существования людей самой тонкой духовной организации.

Неспособность достичь этой цели простыми и доступными средствами в обозримо короткие сроки приводит в отчаяние этиков – интуитов (инфантильных интуитов) дельта – квадры, заставляя их прибегать к поиску новых альтернативных (чаще всего, иллюзорных) условий существования, при которых (по их мнению) реальный мир мало чем будет отличаться от воображаемого.

Стремление подобрать те условия, при которых можно будет смело предаваться мечтам, не задумываясь о реальном вытеснении из этого мира — также является проявлением комплекса “подрезанных крыльев”. (Ведь это так больно, — выпадать из воображаемой действительности в реальную! Кому хочется ощущать себя птицей, подстреленной в полёте?)

Стремление оградить себя от разочарований, стремление уйти от грубой реальности, потребность мечтать о воздушных замках и воспарять к ним на мыльных пузырях в стремлении подменить реальную действительность воображаемой порождает такое явление как субъективный идеализм этиков дельта – квадралов, идущий вразрез с квадровым признаком объективизма. В стремлении примирить это противоречие, дельта – квадрал (преимущественно, этик) формирует у себя двойственное отношение к объективной реальности — организует для себя и для других “жизнь в розовом свете”. (Для себя — добровольно, для других — принудительно.)

Решается эта проблема иногда очень простым и бесхитростным способом: негатив выводится за скобки, негативные явления (или даже сами рассказы о них) исключаются из сферы человеческого общения в расчёте на то, что позитивные традиции, соблюдаемые как ритуал и возведённые в рамки закона, когда – нибудь полностью вытеснят негативные явления (и порождаемые им пороки), и люди о них просто забудут. Негативные явления исчезнут, уйдут в прошлое как атавизм и реальная действительность ничем не будет отличаться от виртуальной. А там, глядишь, не придётся и розовые очки надевать, — мир станет добрей и для негативных явлений в нём просто не останется места. А до тех пор надо попросту от них отказываться, — не говорить, не упоминать о них, не интересоваться ими и организовывать общественные отношения таким образом, чтобы негатив был изначально из них исключён как явление опасное само по себе.

Как, например, можно построить отношения, исключающие жадность и зависть? — очень просто!

В Канаде, где интегральным ТИМом является ТИМ ЭИИ, Достоевский, деликатное отношение проявляется повсеместно (народ исключительно доброжелательный и деликатный). Но без перегибов здесь конечно не обходится. Особо трепетное отношение здесь проявляют к наиболее обидчивым. Обида на почве зависти здесь принимается в расчёт в первую очередь. По этой причине здесь принято устраивать дружеские или корпоративные вечеринки с порционным распределением угощения (“вечеринка в стиле ЭИИ”). Считается, что этот метод гарантирует деликатные и гуманные отношения, исключающие зависть и взаимные обиды по поводу того, что кто-то другой съел больше, а кому-то досталось меньше. Отсюда и правило: в гости нельзя приходить со своей снедью — нарушается количественное равновесие угощений, да и хозяйка может обидеться, считая что её кулинарные таланты недооценивают. Когда устраивают вечеринку в складчину, продумывают всё до мелочей. Просчитывают количество приглашённых и количество порций, распределяют обязанности и покупки из такого расчёта, чтобы каждый потратил примерно одинаковое количество денег. (Чтоб никому не было ни обидно, ни накладно). Про корпоративные вечеринки и говорить нечего, — там всё строго рассчитано и распределено. Угощение может быть самым скромным. При желании можно обойтись одним куском пиццы и одной банкой колы на каждого, лишь бы только не было недовольных.

И не то важно, что при таких условиях корпоративная вечеринка больше напоминает праздник в сиротском приюте. (Этого никто и не замечает. К этому уже привыкли). Главное, — чтобы всё по справедливости было, чтобы гармония отношений была достигнута. Поведение гостей на вечеринке строго контролируется. А как же иначе? — стоит только недоглядеть, и тут же начнутся претензии и упрёки: “Всем полагалось взять по два куска пиццы, а он взял четыре и кому-то опять не досталось.”

Чтобы этого избежать, — чтобы исключить даже возможность такого явления, разработали новый тип корпоративных вечеринок (опять же в стиле ЭИИ), при котором каждому служащему перед началом мероприятия выдают по комплекту разноцветных билетиков. С этим комплектом он идёт в “пищеблок” (иначе не назовёшь) и по каждому билетику получает соответствующую порцию угощения. Меняться билетиками запрещено, чтобы ни у кого не сложилось впечатление, будто кто-то взял лишнюю порцию и обделил другого.

Вот такая система. До ужаса примитивная и сама по себе очень порочная, несмотря на все попытки организаторов сделать её чрезвычайно этичной. Обратный (развращающий) результат достигается в связи с тем, что такая организация праздников работает на обеспечение моральной поддержки завистливых людей и создаёт для них максимально благоприятные, щадящие условия. (Не колет им глаза лишний кусок в чужом рту, — и это главное! Соответственно, такой порок как зависть при этих условиях не изживается, — для него тоже создаются щадящие условия.).

Такая система в принципе неэтична не только потому, что здесь совершается насилие над личностью (какой уж тут праздник, если каждый кусок считают!), но и потому, что этические проблемы здесь “решаются” (условно говоря) посредством логических манипуляций. Аспект этики отношений Достоевского (+б.э.1 /-ч.и.2), предполагающий равно хорошее отношение ко всем, здесь подменяется аспектом логики соотношений — логикой справедливого распределения Робеспьера (-б.э.1 /+ч.и.2), уступая ей доминирующие позиции, заставляя её умиротворять ситуацию, заставляя её работать вместо себя. При такой подмене этического аспекта логическим каждый человек ощущает себя и под давлением (в насильственно навязанных условиях), и под надзором — осознаёт себя тем, кому не доверяют, что унизительно уже само по себе.

В результате все (в глубине души) оказываются обиженными недоверием и по большому счёту праздника не ощущают. До гармонии отношений при таких условиях тоже далеко. Какая уж тут гармония, если каждый находится под наблюдением! А значит и этических проблем этот метод тоже не решает. Или решает, но только “мнимо” — по мнимому, субъективному убеждению самих организаторов, которые считают, что поступают правильно: “людей надо воспитывать!”. И тогда уже возникает вопрос: а сколько ещё времени их нужно будет воспитывать? Когда можно будет начинать им доверять?

Ведь когда – нибудь всё же придётся ослабить контроль и снять розовые очки! И что мы увидим, когда снимем?

Если собственных душевных сил не хватает на то, чтобы преодолеть в себе зависть, жадность и недоверие к другим, то о каких прерогативах эволюционной этики отношений — о каком нравственном самосовершенствовании, о каких нравственных достижениях в будущем здесь может идти речь? Если человек избавлен от необходимости отвечать за свои поступки перед самим собой, то и собственный моральный стержень у него при таких условиях не выковывается: никаких моральных усилий для нравственного самосовершенствования он не прикладывает, вместо внутреннего морального стержня использует внешний моральный диктат как подпорку. А если создаются условия, исключающие борьбу с искушением собственными силами, то и позитивного развития этических свойств не происходит — совесть, любовь к ближнему, чувство ответственности, чувство долга перед товарищами здесь не задействованы и не востребованы, а значит со временем необходимость в них вообще может отпасть.

Получается, мы идём совсем не в том направлении, увеличивая нагрузку на инволюционную (квестимную, распределительную) логику соотношений и заставляя её трудиться вместо деклатимной, эволюционной этики отношений. (Которая может спать спокойно: до светлого будущего ей ещё очень далеко.) Судя по той изнеженности и рафинированности, которую ей задают в её крайне амбициозном и идеалистическом варианте, она может быть востребована только там — среди ангелоподобных людей. А до тех пор может мирно отдыхать, обложенная со всех сторон ватой, в ожидании лучших времён, которые никогда не наступят, если не заставлять душу (аспект этики отношений) трудиться, — если не заставлять человека преодолевать собственные искушения и бороться с ними своими силами.

И ещё один вопрос возникает: если так трудно организовать безупречные (исключающие психологический дискомфорт) этические отношения в рамках такого скромного мероприятия как дружеская или корпоративная вечеринка, то что уже говорить об этическом контроле над глобальными эволюционными процессами и преобразованиями, который и является прерогативой эволюционной (стратегической, широкомасштабной) этики отношений? И откуда они возьмутся эти глобальные этические преобразования и процессы (из которых многие являются стихийными и неуправляемыми) с их вселенским этическим контролем, если даже минимального напряжения, минимальной закалки душевных сил здесь стараются избегать, чтобы не усложнять жизнь ни себе, ни другим?

При таких условиях о борьбе с негативными явлениями говорить вообще не приходится. Проще вообще о них забыть, закрыть на них глаза и не напоминать о них ни себе и другим, что и предпочитают делать защитники “здорового образа жизни в розовом свете”, накладывая огромное количество запретов и ограничений на мысли, чувства, слова и дела окружающих.

О недостатках здесь запрещено говорить в первую очередь. (Не себе они это запрещают, а другим, — тем, кто, по их мнению, переходит границы дозволенной критики.) И в этом тоже проявляется квадровый комплекс “подрезанных крыльев”: зачем разочаровывать человека описанием негативных свойств личности? — пусть думает, что живёт среди ангелов. Пусть думает о людях только хорошее. А если узнает об их недостатках, он может в них разувериться. Может использовать их недостатки в своекорыстных целях и станет таким, каким его видеть бы не хотелось. Поэтому лучше позволить ему обманываться и обольщаться, позволить смотреть на мир сквозь розовые очки — и даже активно навязать такой взгляд на жизнь, чем допустить, чтобы он, разочаровавшись во всём, полетел камнем вниз, в пучину пороков и страстей, реализуя самую мрачную, теневую сторону своей души.

Обидевшись на весь свет, разочаровавшись в друзьях и партнёрах, дельта – интуит может и сам, “сложив крылья” полететь вниз, в бездну отчаяния. Но винить в этом он будет не себя, а общество, которое его разочаровало и мир, который не оправдал его ожиданий.

29. “Ложь во спасение” как наработка защитных мер по комплексу “подрезанных крыльев”
Ложь во спасение иллюзий, надежд, самообольщений, творческих и жизненных планов — распространённое явление в дельта – квадре (преимущественно, среди дельта – интуитов), проявление комплекса “подрезанных крыльев” и наработка защитных мер по нему, производное программы тотального осчастливливания посредством “жизни в розовом свете”. Исходит всё из того же страха разочарования реалиями обыденного мира, совмещённым со страхом вытеснения из уютного и комфортного, идеалистического мирка в беспощадно жестокий мир окружающей грубой реальности.

А ведь стоит только приукрасить реальность впечатляющими, вымышленными событиями, приблизив желаемое к действительному, прибавить к этому личную убеждённость в своей правоте и мотивировать все эти действия благими намерениями, и вот уже вся это серая нестерпимо будничная реальность заиграет яркими краскам, заблещет светлыми перспективами. Воображаемая реальность органично сольётся с действительной, плод игры воображения станет плодом художественного творчества, и ничего предосудительного в этом нет. Тот, кто по неопытности или наивности не сумеет отличить реальное от воображаемого, будет “сам виноват” в своих заблуждениях, — сам станет жертвой своего или чужого обмана. В любом случае сам “сочинитель” себя “виноватым” не посчитает. Его дело — раздвинуть границы одной реальности, чтобы обогатить её с помощью другой. И если ради того, чтобы стать успешным придётся исказить факты, очернить или приукрасить прогнозы или подтасовать перспективные планы, в этом тоже (по его мнению) “нет ничего плохого”, особенно, если это поможет человеку многого добиться в жизни, позволит выбрать свой путь, поверить в себя, в собственные силы. Его не обеспокоит и то, что при этом ложь всё равно остаётся ложью, — в его интерпретации она оказывается удобным инструментом для моделирования новых и более перспективных отношений, становится универсальным средством психологических манипуляций, которые будут тем больше оправдываться благими намерениями, чем больше возможностей откроются в рамках этой новой, “мнимой” реальности, необходимой ему для достижения личных амбициозных планов и целей.

Пример:
Молодая женщина (ИЭЭ, Гексли, медсестра по образованию) развелась с некогда любимым мужем (СЛЭ, Жуковым) — человеком простым, добрым, без вредных привычек, но психологически несовместимым и “не пришедшимся ко двору” — выходцем из “неблагородной семьи” рыночных торговцев, человеком “серым” и “заурядным”, без высоких устремлений и благородных, возвышенных целей (что и “проявилось”, когда он бросил учёбу в институте и пошёл работать на рынок, чтобы с избытком обеспечить свою семью. Все эти обстоятельства (включая и неблагоприятные ИТО) послужили поводом для того, чтобы вскоре развестись с ним, выписать и выселить его из квартиры, лишить родительских прав (ребёнка усыновил последующий муж, ЛСИ, Максим), вычеркнуть из жизни и из памяти. Второе замужество хоть и было престижным, оказалось очень непродолжительным (к счастью для всех) и ребёнок (ИЭИ, Есенин), чуть только подрос, не смог получить достоверных сведений о своём отце, многое в семейной хронике оставалось для него загадочным и непонятным. Мать, чтобы успокоить ребёнка, сочинила легенду о лётчике – испытателе, погибшем на учебных полётах. Закончив школу, мальчик решил пойти по стопам своего героя – отца, но поступать в лётную школу он, напоровшись на отчаянное сопротивление родственников, не рискнул. Поступил в высшее военно – инженерное училище, с отличием его закончил, сделал блестящую военную карьеру, завёл семью и детей. Дослужился до подполковника, когда ему кто – то из дальних родственников открыл глаза на семейную тайну, — рассказал, что его отец жив – здоров, живёт неподалёку, в этом же городе и работает на ближайшем рынке в мастерской по ремонту обуви.
Сын был потрясён этим известием. Простить матери этот поступок он так и не смог.

30. Игры, в которые играют люди в стремлении обеспечить себе защиту по квадровому комплексу “подрезанных крыльев”

30/1. “Игра в песочные пирожки” (по Эрику Берну) — проявляется в стремлении унизить человека в целях самоутверждения, — с тем, чтобы возвыситься самому через осуждение его мнимо – реальной “низости”.

Вариантов здесь находится множество: можно методом просьб и приказов заставить его “унизиться”, навязав ему неприятное поручение. Можно заставить его выполнить грязную или унизительную работу, заставить совершить унизительный или нелицеприятный поступок. И всё это делается с тем, чтобы впоследствии, через это его унижение возвыситься самому — чтобы потом, когда факт его унижения будет очевиден, сказать ему: “Фу, как ты низко пал!” — и именно тогда, когда он чуть ли не носом роет землю, выполняя прихоти и капризы того, кто унизив его, так презрительно за это унижение его осуждает4.

4 Само название “игра в песочные пирожки” Эрик Берн — американский психиатр и психоаналитик — взял из романа Чарльза Диккенса “Большие надежды”, приводя в качестве примера эпизод, в котором своенравная, капризная девочка просит мальчика сделать ей из песка пирожки, а потом унижает его, говоря: “Фу, какие у тебя грязные руки! И сам ты весь грязный!”. Психологический разбор этого эпизода Э. Берн приводит в книге “Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений” (1966).

В предыдущей истории в “песочные пирожки” сыграла со своим первым мужем амбициозная медсестра – Гексли, — та, что развелась с ним из-за того, что он, бросив учёбу в институте, пошёл работать на рынок, чтобы материально обеспечить семью и удовлетворить (в первую очередь) её собственные материальные запросы. Как только муж приналёг на решение этой проблемы, она тут же упрекнула его в том, что он мало уделяет внимания семье. Когда он стал заниматься и семьёй, и работой, стала корить за отставание в учёбе. Когда он забрал документы из института, стала упрекать в том, что он не развивается духовно и интеллектуально. Когда он раздражался, отчаявшись её разубедить, осуждала его за вспыльчивость и попрекала “рыночной роднёй”, с которой он в конечном счёте и воссоединился…

  • Стремление завоёвывать превосходство любой ценой, захватывая психологически выгодную позицию, удобное для себя удобное поле возможностей, удобную систему приоритетов,
  • стремление возвыситься над соконтактником любыми средствами, используя для этого самые примитивные и ошеломляюще наивные способы,
  • стремление унизить его, чтобы не быть униженным самому,
  • стремление взять на слабо и втянуть в опасное и изнурительное соревнование с тем, чтобы потом унизить его с позиций морального и социального превосходства,
  • надменное высокомерие, — древний как мир “лохотрон”, позволяющий завышать планку требований и расширять поле личного доминирования беспредельным психологическим террором,

— всё это очень распространённые формы психологической защиты по квадровому признаку “подрезанных крыльев”, которые часто принимают “безобидный вид” по детски – наивной, но очень подлой (глубоко фрустрирует) и лицемерной игры в “песочные пирожки”.

30/2. “Игра в лису и виноград” (по Эрику Берну).
Стремление охладить творческий энтузиазм, “опустить ниже плинтуса” критическим замечанием — распространённая мера подавления встречной творческой инициативы в дельта – квадре, где конкурс творческих проектов и идей чрезвычайно высок. В связи с чем положение складывается по меньшей мере странное: с одной стороны все друг другом восхищаются, с другой — друг друга критикуют и уязвляют. Побеждает тот, кто и критику, и комплименты воспринимает индеферентно, болельщиков держит на расстоянии, влиянию самовольных “наставников” не поддаётся.

И помогает ему в этом “ИГРА В ЛИСУ И ВИНОГРАД” — характерная позиция “человека нетребовательного к себе”, не желающего рисковать оптимумом в стремлении достичь максимума. Как форма психологической защиты по комплексу “подрезанных крыльев” она проявляется

  • в стремлении жить по оптимуму своих сил и возможностей, не перекрывая для себя перспектив социального и профессионального роста;
  • в стремлении достичь поставленной цели посильными средствами и умеренными темпами, не позволяя никому взять себя “на слабо”, втянуть в рискованное соревнование, чреватое потерей всех накопленных преимуществ, наработок, ресурсов и достижений — позиция “тише едешь, дальше будешь”;
  • в стремление поддерживать высокий уровень самооценки, присваивая себе мнимые достижения.

Но в основных своих формах “игра в лису и виноград” сводится к стремлению жить в мире собственных иллюзий и самообольщений, убеждая всех (и себя в том числе) в скромности своих намерений — в том, что “мог бы достичь гораздо большего, если бы захотел, но не хочу потому что…
…”не люблю бежать наперегонки в общей толпе”,
…”не люблю навязанных извне условий существования, обстоятельств, задач, целей и планов”,
…”не люблю зависеть от ажиотажа болельщиков и от мнения критиков” и т.д.

Позиция: “подрезай, чтоб тебя не подрезали” является одной из разновидностей игры в “лису и виноград” и имеет широкое распространение в аристократической дельта – квадре, где для того, чтобы завоевать превосходство иногда бывает достаточно разыгрывать роль человека, удовлетворённого собственными успехами, но чрезвычайно требовательного к другим. (Вплоть до того, что соконтактнику иногда не дают слово сказать — перебивают его, передёргивают, подсекают и подрезают на каждом шагу, постоянно искажая смысл его слов и придираясь то к сути, то к форме его высказываний.)

Требовательность к другим в дельта – квадре иногда принимает удобную форму “благожелательного наставничества” и мотивируется ограниченностью возможностей самого “наставника”, который от себя лично (по реальным или надуманным причинам) требовать желаемого не может или не хочет, а от других требует “из лучших побуждений”, стремясь развивать их творческий потенциал самым эффективным образом и направлять на амбициозные цели (ко всеобщей пользе и удовольствию). Предполагается, что бурным ростом своих успехов они должны КОМПЕНСИРОВАТЬ и ОПРАВДАТЬ его собственные, весьма умеренные достижения. При этом самому “наставнику” важно наперекор всему оставаться на собственных “умеренных” позициях — не требовать от себя большего и оставаться самим собой.

Основная причина такой умеренности кроется и в осознании ординарности собственных способностей и успехов, и в осознании того, что с таким слабым и скромным подспорьем в состязание не вступают, без причины сверх меры не “высовываются”, но и “опускать себя ниже плинтуса” не позволяют, под критику (правую и неправую, спонтанную или планомерную) не подставляются: “Пусть всё идёт, как идёт, а там будет, что будет — нам чужого не надо, отбирать призы у других мы не будем, зато и под обсуждение не попадём.”

В результате выстраивается позиция “убеждённой посредственности”, под которую можно подвести любую базу и любую мотивацию: можно ссылаться и на скромные запросы и возможности, которые уже “поздно” развивать (или просто “не очень – то хотелось”).

Популярен бывает и жертвенный вариант этой позиции: “Хотелось бы за другого —”одарённого”— порадоваться, а не за себя. От себя чего уж требовать? Всё давно устоялось, пусть идёт, как идёт, свои чередом, своим порядком.”

Позиция “показной скромности”, “умеренности желаний”, осознания возможностных самоограничений — распространённая в дельта – квадре позиция альтернативной эко – ниши, которую удобно занимать в условиях жестокой конкуренции амбициозных творческих планов, происходящей вокруг. Позицию “показной скромности” удобно нарабатывать в качестве защитной меры по комплексу “подрезанных крыльев”: тот, кто не взмывает высоко вверх, расправив крылья, а тихо прячется в своём укрытии, имеет меньше шансов оказаться подстреленным, что само по себе уже хорошо: он тихо выбывает из игры, предоставляя рисковать другим. А то, что при таких условиях “крылья” очень скоро становятся излишним и обременительным приспособлением — тоже не беда: человек, как и его биологические предки, должен уметь осваивать и пограничные стихии.

Позицию “убеждённой посредственности” — человека нетребовательного к себе, но чрезвычайно взыскательного к другим — в дельта – квадре преимущественно занимает СЛИ, Габен. Габен не переносит критики. Она бьёт его и по самолюбию, и по самооценке, заставляет отказываться от амбициозных планов из опасения быть вытесненным из них, из опасения быть осмеянным, уничтоженным, сброшенным с пьедестала, униженным в собственных глазах (и в глазах всех тех, кто в него верил) личными и профессиональными неудачами. Критика — а особенно, глупая, нелепая, непрофессиональная — “бьёт” его по квадровому комплексу “подрезанных крыльев”, заставляя сомневаться в собственных способностях, силах, возможностях. А преодолеть эти сомнения ему (как болезненно – мнительному интроверту – квестиму- аристократу, да ещё внушаемому по аспекту интуиции потенциальных возможностей: +ч.и.5) бывает всегда очень трудно.

“Игра в лису и виноград” как демонстративный отказ штурмовать трудно доступные вершины мастерства, помогает ему “удержаться в полёте” на удобном ему уровне умеренного расхода творческих сил, посильной (посредственной) реализации творческих планов.

Габен очень боится критики потенциальных возможностей (его творческих устремлений, свершений и планов), при которой он не сможет быть успешным в своей дуальной диаде: Гексли презирает несостоявшихся, безнадёжных “неудачников”, но своих “любимчиков” и “фаворитов дня” часто подбадривает позитивными прогнозами по аспекту интуиции потенциальных возможностей, заставляя их “поверить в себя”. Габену эта подпитка по его суггестивной функции крайне важна, но получить он её сможет только если будет хотя бы нормативно удачлив. Поэтому ему приходится и “подрезать крылья” соперникам, и “подрезать” критиков, и оппонентов в споре, и уметь пускать пыль в глаза, завышая и реальную, и мнимую самооценку, ссылаясь на нежелание гоняться за миражами, отказываясь от реальных и достижимых целей. И во всём этом (в том случае, когда он попадает на честолюбивых и глупых “болельщиков”, упрямо и грубо навязывающих ему чуждые задачи и цели) ему очень помогает “игра в лису и виноград”, благодаря которой он может так же настойчиво и упрямо защищать свои скромные и умеренные позиции.

В отношении себя таких защитных мер (умеренности и осторожности) придерживаются многие дельта – квадралы, за исключением ЛСЭ, Штирлица, для которого азарт увлечения амбициозными творческими планами, стремление к совершенству, к высокому качеству работы, к расширению границы возможного бывает превыше всего (+ч.л.↑) и часто является смыслом всей его жизни. Хотя и его можно “сломить” и отвлечь от амбициозных целей призывами “умерить гордыню”, не выделяться и не высовываться из общей массы, чтобы не вызывать зависть других (доводы ЭИИ, Достоевского).

31. Чего боятся дельта – квадралы?
Дельта – квадралы боятся стрессов, фрустраций, обид и разочарований. Боятся преобладания негатива в обществе. Боятся апокалиптических явлений, боятся “конца света”. Боятся, что недостатки в людях станут преобладать и вытеснят их достоинства, а несовершенства этого мира размножатся и вытеснят его достижения, тьма заслонит собой свет, и жить в этом мире станет холодно и неуютно, позитивные процессы развития общества приостановятся и светлое будущее никогда не наступит. А им так хочется его приблизить!

В каком – то смысле общество дельта – квадры (в свете всех его достижений) можно представить себе как будущее всего человечества после того, как оно изживёт в себе квадровые комплексы из этой и всех предыдущих ей квадр — изживёт в себе зависть к чужим успехам, желание оттеснить, унизить или уничтожить успешного конкурента, свойственное этой квадре и всем предыдущим квадрам и проявляющееся в различных формах квадровых комплексов, когда

  • кто – то кому – то затыкает рот, не позволяя высказаться,
  • кто – то из зависти подсиживает начальника или сослуживца, подставляя его под неприятности,
  • кто – то из зависти перекрывает конкуренту доступ к успешной личной, творческой и профессиональной самореализации, набиваясь в компаньоны, соавторы, связывая обязательствами, сковывая ограничениями по рукам и ногам.
  • А кто – то острым словцом, антирекламой разрушает успешную творческую карьеру потенциального конкурента, подрезая ему крылья на самом взлёте.

 

— И в связи с этим возникает вопрос, — спрашивает Читатель, — можно ли изжить в себе квадровые комплексы, оставляя только преимущества доминирующих в квадре аспектов?

— С возрастом, в период высокой творческой активности, по мере накопления реальных успехов нарабатывается реальная (а не дутая, мнимая) высокая самооценка и удерживается на достаточно высоком уровне до тех пор, пока человек развивает свой творческий потенциал, не переставая работать над собой.

При высоком уровне профессиональной самореализации о квадровом комплексе вообще до поры до времени можно забыть.

Вне соотношения с другими, подавляющими своей успешностью (или своими амбициями) соконтактниками, сам по себе этот комплекс не является особенно травматичным, — не локализуется в одной точке, как т.н.с., но по ней “бьёт”, как только приходит время сравнивать себя с другими.

Можно объявить себя “человеком без комплексов” — это просто. Ещё проще — объявить о своём отказе от зависти и того же потребовать от других — организовать “общество людей, свободных от зависти” и “прийти в светлое будущее раньше других”. Но это будет мнимое решение проблемы, которое опять же будет сводиться ко всё тем же проявлениям квадрового комплекса “подрезанных крыльев”, к защитным мерам по этому комплексу, вызванным страхом невозможности реализовать свой творческий потенциал: “Я не хватаю звёзд с неба, потому что не хочу, но может быть преуспею в чём – нибудь другом”. Но и это — не что иное как самообман, попытка перехитрить свою тягу к творчеству — “игра в лису и виноград”.

Пока будет существовать сравнение и соотношение, — а оно проходит по всем информационным аспектам модели и в первую очередь, по аспекту логики соотношений, — будет существовать и соревнование, и продвижение вперёд к новым успехам и новым рубежам. А вместе с этим будет существовать и зависть отстающих, комплексующих по поводу своих неудач.

А в остальном квадровый комплекс может быть даже полезен ещё и потому, что помогает бороться за выживание, за существование, за успешную самореализацию в социуме, в соционе и в квадре. Сегодня кто-то чувствует себя связанным по рукам и ногам, а завтра он не то что верёвки, — цепи рвать будет!

Без упущений нет доминирования (кто-то теряет, а кто-то находит). Без квадровых комплексов не будет и квадровых преимуществ. Света без тени не бывает.

Автор – Вера Стратиевская

Источник