Бета – квадровый комплекс — “комплекс шестёрки”
(Термин “шестёрка” или “сатрап” используется в этологии для обозначения младшего пособника доминанта иерархии.
Бета – квадровый комплекс “шестёрки” (или “сатрапа”), как и любой квадровый комплекс складывается из набора четырёх доминирующих в квадре информационных аспектов — эволюционной логики соотношений (+б.л.), эволюционной этики эмоций (+ч.э.), инволюционной волевой сенсорики (-ч.с.) и инволюционной интуиции времени (-б.и.) и, которые в свою очередь образуют ТРИ ДОМИНИРУЮЩИХ КВАДРОВЫХ ПРИЗНАКА.
На ранней ступени цивилизации эпоха второй квадры — это эпоха жестокой и все подавляющей физической си;лы, уважаемой максимально, — эпоха, закладывающая основы надёжной и прочной государственности, в дальнейшем укрепляющая и эффективно развивающая её, создающая авторитарные и теократические государства, могущественные империи, мега – цивилизации.
6. Страхи и опасения, порождаемые бета – квадровым комплексом
По совокупности всех вышеперечисленных свойств квадровых признаков, в бета- квадровом обществе ВОЗНИКАЕТ ЖЕСТОЧАЙШАЯ БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ, ЗА ДОМИНИРУЮЩЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ. Все устремляются наверх, все борются за право личного доминирования. Никто не хочет быть крайним или “отстающим” в этой гонке. Каждый живёт по принципу: “Вытесняй, чтобы не быть вытесненным”, создавая особую напряжённость условий существования в иерархии. Каждый тянет привилегии на себя, каждый выбирает для себя кусок получше (особенно, когда вводится пайковая система). Никому не хочется быть обнесённым пирогом, обелённым льготами и привилегиями.
Никому не хочется быть “оттеснённым от кормушки”, вытесненным с доминирующих позиций, (сброшенным с пьедестала, снятым с должности, согнанным с насиженного места, разжалованным в солдаты, вытесненным в шестёрки, среди которых есть свои “иерархи”).
Бета – квадрал боится, что “пряников сладких не хватит на всех”, а изгнанным в нижние слои достаются “кнуты” вместо пряников — наказание вместо поощрения. В нижних слоях иерархии не выживают, а тем более, — тонкие и одухотворённые натуры, для которых слова “честь” и “достоинство” — это не отвлечённые понятия и не “пустой звук”. Быть вытесненным на дно иерархии — значит распрощаться с мечтой и с душой: душу загубят, мечту заплюют.
- Бета – квадрал боится расстаться со своей честью, достоинством, привилегированным положением в обществе,
- боится быть ввергнутым в нищету и бесправие, боится понижения в статусе,
- быть вытесненным из привилегированных слоёв системы на дно общества,
- боится лишения чинов, званий, привилегий и полномочий,
- боится унизительных расправ и наказаний,
- боится зависимости от чужой злой воли,
- боится неопределённости своего социального статуса и положения,
- боится наветов, клеветы, ложных обвинений,
- боится тайного сговора за его спиной, сплетен, злословия, интриг и предательства, — боится всего того, что помешает ему выживать и восстанавливать свой социальный статус в экстремальных условиях.
Бета – квадралы терпеть не могут нападок на свой преимущественный социальный статус, на свои преимущественные социальные, ранговые позиции, права и привилегии: терпеть не могут, когда оспариваются их ранговые преимущества, терпеть не могут фамильярного отношения к ним окружающих — ни в шутку ни всерьёз, — боятся насмешек, которые могут создать ложное представление об их неспособности постоять за себя.
Бета – квадрал не терпит
- путаницы в субординации и субординированных отношениях,
- отступления от этикета и от протокола,
- неуважения к чинам и авторитетам, — нарочито уничижительного или шутливо – фамильярного отношения к ним.
- ущемления его преимущественных личных прав, амбиций, унижения чести и достоинства.
- нарушения субординации, неповиновения, неуважительного или неподобающего поведения в иерархии, в обществе, в системе.
В сопротивлении окружающих, в актах неуважения и неподчинении его воле бета – квадрал (преимущественно, сенсорик) усматривает личную для себя опасность — попытку вытеснить его из системы, оттеснить с доминирующих позиций, которую он и подавляет встречной агрессивностью, ответным волевым напором. Агрессивность для него является эффективной формой скорейшего достижения цели (-ч.с.↑; -б.и.↑), возможностью захватить власть в системе1, возглавить её и удержаться на доминирующих позициях, не позволяя себя оттеснить (+б.л.↑; +ч.э.↑).
1 По определению: индивидуальная неоднородность по агрессивности позволяет всем членам сообщества самоорганизовываться в иерархии; наиболее агрессивные захватывают власть и остаются на вершине пирамиды, наименее агрессивные — безответные и покладистые — вытесняются в нижние слои иерархии.
Бета – квадрал не терпит разрушения привычного и удобного для него порядка вещей, не представляет себе существования привычной и удобной ему иерархической системы. В отсутствии таковой стремится создать свою альтернативную иерархию из наспех собранной команды (как это обычно происходит в однородном, бесклассовом обществе, в школах, в интернатах, в казармах, в закрытых учреждениях, в криминальной среде, в мире парий и изгоев.)
СТРАХ БЫТЬ ВЫТЕСНЕННЫМ ИЗ СИСТЕМЫ В НИЖНИЕ СЛОИ ИЕРАРХИИ — мы условно называем “комплексом шестёрки” — человека всецело зависимого от воли своего доминанта, — “второго” человека в системе, который может быть в ней и последним).
7. Система приоритетов бета – квадрала
Четыре аспекта структурируют общество бета – квадры:
8. Участь изгоя в бета – квадре
В силу жестокой и непримиримой борьбы за власть, в бета – квадровом обществе зазорно и опасно быть слабым, — слабый всегда виноват уже тем, что он слаб, всегда и всем он мешает как уязвимое и обременительное (а потому и излишнее) звено в системе. Слабого всегда вытесняют. И слабый всегда неправ уже тем, что позволяет себя вытеснять. У слабого нет сил постоять за себя, нет сил “докричаться до судей”, нет сил отстоять свою честь и доказать свою правоту в споре или с оружием в руках на поединке. И уж конечно, слабый бессилен противостоять коллективной т;равле, коллективному напору и сговору.
Обессилить сильного (“не мытьём, так катаньем”, не силой так настырностью и упорством), сделать его слабым и вытеснить из системы — самый “лёгкий” способ расправиться с конкурентами, — самый “незаметный” и “ненавязчивый”. И “виноватым” будет считаться тот, кто стал слабым, а не тот, кто сделал его таковым.
Участь слабого незавидна в бета – квадровом обществе. Слабый обречён на вымирание, на положение жертвы общественного презрения, обречён на вытеснение из системы на дно общества, — в “отработанный материал”, “в пересортицу”, — в положение парии, изгоя, “шестёрки”. А от такой судьбы никто в бета – квадровом обществе не застрахован и никто для себя такой участи не желает. А потому и задействуют по максимуму самые боеспособные свойства и качества своих психотипов — волю к победе, беспощадность к врагам, настойчивость, целеустремлённость, упорство. В любых условиях нужно уметь жить, выживать, создавать семью, защищать свои льготы, права, интересы, уметь бороться за них, ставить перед собой амбициозные цели и уметь достигать их.
Отработанные веками, закалённые и отточенные в борьбе волевые и бойцовские качества доминирующих здесь психотипов позволяют бета – квадралам быть экологически успешными при любых условиях, — при любой диктатуре, при любой смене власти пробиваться наверх, занимать привилегированное положение в обществе, защищать себя и свои интересы. Тот, кто не умеет или не желает делать этого, попадает в “шестёрки”, в парии, оказывается “сам виноват в своих несчастьях”, жалости и сострадания не вызывает, зато являет собой назидательный пример для окружающих, — являет собой образец того, кем НЕ НАДО быть в авторитарном обществе бета – квадры, чью учесть и чей пример нельзя повторять.
В бета – квадре опасно оказываться “виноватым”. “Виноватый” расплачивается за всё и за всех — берёт на себя вину за все несчастья, постигшие его соплеменников. Ему предъявляют максимум обвинений, из всех какие только можно предъявить (какими бы абсурдными они ни казались) с тем, чтобы потом по совокупности “преступлений” осудить его сразу за всё, с максимальной строгостью “чтоб другим неповадно было”. “Виноватый” оказывается в положении “козла отпущения” в полном смысле этого слова: если есть у кого – то грехи на душе или проступки на совести, все без смущения сваливают их на него, во всех злодеяниях обвиняют, — сегодня он “герой дня”, и занимать его место у позорного столба никто не желает. Оправдываться ему тоже не позволяют — а то ещё, чего доброго, свалит свою вину на других или укажет их в числе сообщников. Так пусть лучше уж помолчит под тяжестью обвинений, — другим ещё жить, а ему всё равно пропадать: “семь бед — один ответ”, — так не всё ли равно, за какую вину он будет расплачиваться? Он виноват уже тем, что “попался”, оказался “лохом” и “слабаком”, уступил натиску и не сумел отвести от себя подозрение, не смог защитить себя.
В положение “виноватых” чаще всего попадают уступчивые (по психологическому признаку) бета – квадралы и представители других квадр, от растерянности принимающие на себя обвинения, рассчитывая потом оправдаться. Но вот этой возможности им уже не предоставляют упрямые (при психологическому признаку) и последовательные (рациональные) бета – квадралы: “Первое слово дороже второго! Надо быть последовательным до конца! Если что – то знаешь, значит уже причастен. Если пойман, значит виновен! Если не сумел постоять за себя, значит сам виноват: проявил себя “слабаком”! Вот теперь и расплачивайся за всех!”
В бета -квадре — квадре решительных очень важно:
- вовремя за себя постоять (-б.и.↑)
- активно и решительно за себя постоять (-ч.с.↑)
- вовремя, оперативно и решительно захватить доминирующие позиции (+б.л.↑, +ч.э.↑), — “кто не успел, тот опоздал” и может быть вытеснен из системы в парии, “назначен” “виноватым за всё”.
В бета – квадре очень трудно чувствовать себя неуязвимым и защищённым. В бета – квадре быть бывает достаточно одной ошибки, чтобы пропасть. Бывает достаточно один раз споткнуться, чтобы упасть (и уже не подняться). Бывает достаточно одного дисциплинарного замечания, чтобы попасть в чёрный список, стать кандидатом на выбывание, быть уволенным “по сокращению штатов”, согласно “воле и решению коллектива”: “Мы тут посовещались между собой и решили, что сократить надо тебя — ты часто опаздываешь, тебе далеко ездить на работу, мы решили, что так будет удобней для всех …” — и это в лучшем случае. В худшем случае, человек пройдёт через все круги ада и все ступени унижения из – за того, что попался кому – то на заметку (“на карандаш”) и внесён в “чёрные списки” “злостных нарушителей” правил системы. (Правила и уставы в бета – квадровом обществе сами по себе могут быть изуверскими. Достаточно вспомнить о жестоких формах административного наказания за пятнадцатиминутное опоздание на работу, грозящее тюремным заключением сроком до трёх лет, повсеместно практиковавшимся в сталинский период в СССР).
“Селекции”, “чистки”, “отсевы”, вытеснения слабейшего по принципу “падающего толкни” повсеместно проводятся на всех уровнях иерархии. В элитарных слоях борьба за доминирующее место в системе разгорается наиболее ожесточённая. И “виноватый” (провинившийся) в этой системе отношений — очень важный и нужный человек: погибая сам, он “спасает” других, помогая им удержаться в системе.
Участи “парии” для себя никто не желает, но можно вытянуть эту долю по жребию. А для того, чтоб “добро не пропадало”, чтобы человек не с пустыми руками уходил в никуда, эту долю ещё и утяжеляют: “Тебе всё равно уже пропадать, вот и бери на; себя ещё и этот грех, и ещё тот”.
Количество необходимых для “отсева” людей в бета – квадровом обществе часто определяется директивно, в соответствии с “заданным планом”. Так было и во времена инквизиции, когда для выполнения плана по сожжению “инакомыслящих” предъявлялись обвинения в ереси малолетним детям, ещё не умеющим разговаривать. И никакие доводы разума теократических иерархов не смущали: “Что за беда, если погибнет неповинный ребёнок? Невинное дитя и попадёт на небо невинным!”. Другая версия — тоже знаменитое высказывание одного из прелатов церкви: “Зачем нам различать праведных от неправедных? Казните всех подряд! Господь сам распознает своих!” (О христианском милосердии, о заповеди “не убий!” они на тот момент забывали.)
В период тотальных репрессий и “чисток” само общество становится преступной, бесчеловечной иерархией. Из защитников интересов членов сообщества оно превращается в “империю зла”, обслуживающую свой репрессивный (и регрессивный) аппарат общественной системы. Так было и во времена сталинских репрессий, когда под “высшую меру” (под расстрел) подводили двенадцатилетних детей. Это же происходит и в наше время, в странах с теократическим и авторитарным режимом.)
В бета – квадровом обществе человек не может не ощущать себя потенциальной жертвой, потенциальным изгоем, “кандидатом на выбывание”. Даже если он сам об этом забудет, ему напомнят об этом добрые и хорошие люди из числа бета – квадралов — искренние доброжелатели и друзья. Отведут в сторонку и скажут: “Что это за пререкания ты позволил себе с лектором на политзанятиях? Ты что, — забыл, кто ты и кто он?”. И можно быть абсолютно уверенным, что это предостережение они делают из лучших дружеских побуждений: не забывай, где живёшь, — в каком обществе, в какое время, в какую эпоху.
Страх вытеснения в нижние слои иерархии не позволяет бета – квадралам быть чрезмерно уступчивыми, уязвимыми, не позволяет чрезмерно расслабиться и выйти из состояния боеготовности, не позволяет им забывать о необходимости защищать себя, отражая направленный на них удар на “слабое звено” — на наиболее уязвимый, а потому и “лишний” — “опасный” и “обременительный” элемент системы, от которого считают целесообразным заблаговременно избавляться. Сбрасывают его вниз, как балласт, отправляют на “отстойное дно”, загрузив ложными и истинными обвинениями, завалив своими и чужими грехами, пропуская через него всю грязь, застоявшуюся на дне, весь “мусор”, накопившийся в недрах системы.
9.Наработка предупредительных мер по квадровым признакам
Страх вытеснения в нижние слои иерархии (квадровый комплекс “шестёрки”) стимулирует наработку мер предосторожности по доминирующим квадровым признакам, в соответствии с которыми:
- по признаку СУБЪЕКТИВИЗМА: бета – квадрал боится быть субъективно обвинённым — “признанным виноватым” по частному мнению, клевете, навету или наговору в реальных или инкриминируемых ему преступлениях или проступках;
- по признаку АРИСТОКРАТИЗМА боится быть не просто вытесненным из системы, а именно низложенным, низвергнутым в пропасть, в пучину бед и отчаяния, в бездну страдания и унижений (поэтому бета – квадрал и старается так оперативно и жёстко пресекать любые, даже малейшие проявления неуважения по отношению к нему со стороны окружающих);
- по признаку РЕШИТЕЛЬНОСТИ бета – квадрал боится крайней и непоправимой жестокости ожидаемого наказания.
Склонность решительного действовать оперативно, незамедлительным, быть “крутым” и скорым на расправу (“коль рубить, так уж с плеча”), допускает все возможные и крайне жестокие меры наказания для осуждённого. В бета – квадровом обществе он уже одним остракизмом (изгнанием из общины) не отделается. Наказания, признанные суровыми в альфа – квадре, здесь считаются чрезмерно мягкими. В закрытом и самодостаточном обществе бета – квадры “врагов системы” в изгнание не отпускают (“слишком большой подарок для них!”), а расправляются с ними тут же, на месте, решительно и жестоко в назидание остальным. Потому, что слишком многое поставлено на карту. А именно, — социальное и политическое благополучие системы, её боеспособность и жизнестойкость, её единство и её сплочённость, — гарантии нынешнего её существования и будущего развития.
“Тот, кто высоко, вихрям всем подвержен и, падая, он вдребезги разбит2” — этот момент здесь тоже учитывается: бета – квадралы боятся заноситься сверх меры, боятся “садиться не в свои сани”, боятся претендовать не на своё место (“всяк сверчок знай свой шесток”), боятся вызывать зависть и недовольство других.
2 В. Шекспир. “Ричард III”.
Разумные и осторожные бета – квадралы стараются не наживать себе врагов. Или, по крайней мере, стараются держать их в узде или под контролем, в поле зрения (на “мушке”), чтобы иметь возможность их своевременно нейтрализовать. Выбрав удобный момент, выводят их из игры — сбрасывают как “шестёрок”, делают “крайними” в рискованной и опасной игре, подводят их под “монастырь”, под гнев толпы, позволяя всем и каждому винить их во всех бедах.
В древние, архаичные времена на таких вот “крайних” списывали и высшие несчастья, постигшие общество, — сваливали на них вину за все природные катаклизмы, обвиняли их в том, что они “прогневили богов”, после чего и отправляли к “богам” на расправу, что производило неизгладимое впечатление на остальных членов сообщества. Коль скоро боги должны были принять эту жертву, вся церемония обставлялась так изощрённо и так торжественно, что сама по себе уже была ожидаемым и желанным зрелищем. Общество желало и требовало их, “подсаживаясь” на эти зрелища, как на наркотик. Эффектно и театрально обставляло их, — так, чтобы зрители могли насытить свою месть и ненависть к “врагам системы” и получить эстетическое удовольствие от вида постигшей их кары.
Позднее, в Древнем Риме, все эти зрелища совмещались с театральным действием. Для главных участников этих “спектаклей” шили театральные костюмы, распределяли роли, изготавливали пышный, богато разукрашенный “реквизит”. Для пущей экзотики и царственные животные — львы и тигры — участвовали в этих спектаклях, исполняя роль палачей. Развращённое этими зрелищами общество мало того, что постоянно жаждало новых, эффектно обставленных развлечений, оно ещё и следило за тем, чтобы число жертв на арене не уменьшалось, чтобы поток осужденных — “идущих на смерть” — не оскудевал. При этом каждый готов был оправдать смерть других исторической или социальной необходимостью.
Точно так же, в недавние сталинские времена подавляющее большинство “сознательных граждан” оправдывало массовые репрессии, ссылаясь на поговорку: “лес рубят, щепки летят”. Никто не хотел быть такой “щепкой” или отщепенцем. Общество было консолидировано и активно сотрудничало с властями, помогая им выслеживать “виноватых”. Доносчиков (“секретных сотрудников”) всех возрастов вербовали из всех слоёв населения — из детей, пенсионеров, студентов, не говоря уже о служащих и рабочих. Первоклассников, едва научившихся писать, заставляли составлять “чёрные” списки, куда вносили “непослушных” и “озорных” детей — тех, кто очертя голову, носится, как угорелый, на переменах вместо того, чтобы чинно и мирно ходить по кругу вдоль стеночки.(А как же иначе? — пусть знают, для чего их обучили грамоте!). В те времена только доносчики и чувствовали себя в безопасности, только они и могли говорить всё, что думали, провоцируя на откровенность других. Каждый из них жил по принципу “умри ты сегодня, а я — завтра”. И этот принцип тоже подпитывался “комплексом шестёрки” — страхом быть вытесненным в низшие иерархии системы — в парии, в изгои общества.)
В суровые времена, когда можно было пропасть ни за грош, “комплекс шестёрки” не только заставлял бета – квадралов быть особенно осторожными и осмотрительными, в своих мнениях и действиях (±ч.л.↓), но и позволял выживать в трудных условиях, учил дорожить тем немногим, что им удавалось завоевать в жестокой борьбе за существование, за привилегированное место в системе.
На приглушение страхов по “комплексу шестёрки” работают все, доминирующие в бета – квадре аспекты:
- и конформная, автократическая логика соотношений (+б.л.) — ЭГО – программа ЛСИ, Максима, постулирующая принцип: “Чья власть на дворе, тот и прав”, способная ужиться с любой властью и в любой автократической структуре найти для себя удобную эко-нишу в привилегированных слоях иерархии;
- и тяжеловесно – напористая волевая сенсорика бета – квадры (-ч.с.) заставляющая подчинять и подчиняться — ЭГО – программа СЛИ, Жукова, способная придавить грузом вины невиновного человека, способная подавить оппонента авторитарной весомостью своего субъективного мнения, оставляя последнее слово всегда за собой).
Не уступают им в натиске и их дуалы: и яростно атакующий оппонента с позиций упрямой и авторитарной этики эмоций (+ч.э.1) ЭИЭ, Гамлет — трибун и красноречивый оратор, непревзойдённый общественный обличитель, равного которому нет и не будет во всём соционе — вот уж кто умеет увлечь публику пафосом своих пылких речей, вот уже кто никогда и никому в споре спуску не даст: защищается яростно и агрессивно, бывает чрезвычайно убедителен и при минимальном количестве “козырей”, и даже в отсутствие таковых. Вот уж кто до последнего будет отстаивать свою точку зрения, но виноватым себя не посчитает. Защищаясь, всегда нападает (как это свойственно решительному и упрямому стратегу). Не находя аргументов, часто переходит на личности, передёргивает, переносит вину на чужую голову, стремясь подальше отвести от себя подозрения. (В споре решительных субъективистов, как на войне, — для победы все средства хороши).
Не отстаёт от него по творческой этике эмоций (+ч.э.2) и предусмотрительный, осторожный Есенин (и даже опережает его по программной интуиции времени: -б.и.). Как предусмотрительный тактик, задолго до начала спора продумывает систему “подвохов”, “мин” и “ловушек”, способных обезоружить или нейтрализовать оппонента. Во время спора отмалчивается, если на него не нападают, — старается быть незаметным. Следуя своей интуитивной программе, может в нужный момент незаметно подвести оппонента к “ловушке”, может сразить его вопиющей абсурдностью контраргумента, переводя защиту в нападение. Как тактик, он великолепно работает в обороне, и в споре часто кажется неуязвимым, при том что все его, такие убийственно сокрушительные контраргументы при ближайшем рассмотрении выглядят “сотканными из ничего” — из “миража”, из эмоциональной “пены”, из вздорных доводов, из “мыльных пузырей”.
Закалённый в баталиях бета – квадрал никому не позволит себя не то что вытеснить из системы, но даже оттеснить на её периферию. Все бета – квадралы надёжно защищены (и вооружены до зубов) набором доминирующих в квадре и в их моделях психологических признаков и аспектов.
Когда они “на коне” — в своей среде, в своей стихии, — к ним не подступиться. Но часто позволяют себя победить при помощи сделки. Там, где с ними пытаются “договориться”, убеждают признать за собой хотя бы часть вины с тем, чтобы выговорить для себя (или своих близких) лёгкую участь или облегчённое наказание, они сдаются. Чуть только дело касается сделки, преимущества, присущие им по признаку субъективизма, теряются и доминирующая в их квадре логика соотношений вытесняется прагматичной деловой логикой последующей гамма – квадры (± ч.л.↑, ± б.л.↓ ) — квадры решительных демократов – объективистов, вытесняющих бета – квадралов с доминирующих позиций посредством новых “торговых отношений”.
Стремясь спасти и сохранить большее, ценой утраты меньшего, бета – квадралы соглашаются на предложенные им условия (по логике соотношений) и теряют всё, потому что попадают уже в другую систему отношений, в другую реальность, в другую эпоху в другие обстоятельства — попадают в прагматичный мир выгоды и расчёта решительных и деловых объективистов ГАММА – КВАДРЫ.