Позитивизм – негативизм
Часть 3
14. НЕГАТИВИСТЫ- ЭВОЛЮТОРЫ – ДИНАМИКИ
14-1 – РАЦИОНАЛЬНЫЕ – ЭКСТРАВЕРТЫ – КВЕСТИМЫ
(ЭИЭ, Гамлет, ЛСЭ, Штирлиц)
В первую группу НЕГАТИВИСТОВ – ЭВОЛЮТОРОВ – ДИНАМИКОВ входят РАЦИОНАЛЬНЫЕ – ЭКСТРАВЕРТЫ – КВЕСТИМЫ — ЭИЭ, Гамлет (+ч.э.1) и ЛСЭ, Штирлиц (+ч.л.1) с их “социально – взрывоопасными”(в прямом и переносном смысле) программами.
1.Программный аспект ЭИЭ, Гамлета (+ч.э.1) — аспект эволюционной этики эмоций, включающей в себя:
- накопление опыта эмоциональных отношений,
- накопление опыта идеологической работы, идеологической борьбы,
- программа наращивания эмоциональной, энергетической напряжённости (с последующей её шумной и бурной разрядкой, во многих случаях сокрушительной и разрушительной).
2. Программный аспект ЛСЭ, Штирлица (+ч.л.1) — аспект эволюционной деловой логики: накопление технологического опыта, наращивание технического потенциала.
Как и предыдущая группа РАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКСТРАВЕРТОВ, они максималистичны, энергичны и напористы: уж если “запустили” свою программу, то не успокоятся, пока не получат максимальной отдачи, или сколь – нибудь ощутимого отклика на свой импульс.
Гамлет не успокоится, пока в его окружении не останется ни одного, равнодушного к его эмоциональному воздействию человека.
Штирлиц не успокоится, пока в его окружении не останется ни одного, не способного работать с максимальной отдачей, как чётко налаженный механизм, человека.
Оба они — и Штирлиц, и Гамлет — чрезвычайно придирчивы и требовательны и к себе, и к другим. Каждый из них в своём деле совершенствуется до бесконечности, каждый стремится реализовать свою программу по – максимуму. Гамлет видит свою эволюционную миссию в идейном (идеологическом) совершенствовании общества, Штирлиц — в его техническом (технологическом) развитии и преобразовании.
14-2. ИНТРОВЕРТЫ – ДЕКЛАТИМЫ – ИРРАЦИОНАЛЫ
(СЭИ, Дюма и ИЛИ, Бальзак)
Следующую группу НЕГАТИВИСТОВ – ДИНАМИКОВ представляют ДЕКЛАТИМЫ – ИНТРОВЕРТЫ – ИРРАЦИОНАЛЫ — СЭИ, Дюма и ИЛИ, Бальзак.
Они тоже ЭВОЛЮТОРЫ — в чужое дело не вмешиваются, ничего там не исправляют, а одобряют то, что уже сделано другими (прикапливая новые “ресурсы”, чётко осознавая свои преимущества). Делают они это из соображений личной защиты, защиты окружающей среды (+б.с.), а также из соображений личной и общественной безопасности (+б.и.) — ничего не надо менять: все, что должно измениться, изменится со временем.
В эту группу входят две традиционно “защитные” негативные ЭГО – программы:
1. Программный аспект СЭИ, Дюма (+б.с.1) — аспект эволюционной сенсорики ощущений: освоение и защита окружающей среды.
2. Программный аспект ИЛИ, Бальзака (+б.и.1) — реализация ближайших планов, защита ближайших перспектив.
Со стороны представители этой группы производят впечатление пассивных и расчётливых людей, которые, что называется, “себе на уме”. Главный же их расчёт состоит в том, чтобы не усугублять то, что и без них может быть испорчено.
Их первое правило: “Пришёл, увидел, оценил”. Их первая заповедь: “Не навреди!”. Их принцип: “Не нарушай гармонии, существующей в природе!”
Представители этой группы подолгу в “зоне риска” не задерживаются, разведав обстановку, действуют по обстоятельствам: главное, вовремя заметить опасность и устранить её (или устраниться самим, чем быстрее, тем лучше). По этой причине могут лучше видеть и позитив на фоне негатива, и негатив на фоне ещё большего негатива. Мастера сгущать краски (особенно, Бальзак), но не настолько, чтобы портить себе настроение.
15. НЕГАТИВНЫЕ и ПОЗИТИВНЫЕ “фильтры”
Все вышеперечисленные характеристики можно рассматривать только как “спектр программ”, — “диапазон оттенков”, как “тёпло-холодные цветовые гаммы” или музыкальные — “мажорные” и “минорные”. А “хорошо” они прозвучат или “плохо”, зависит от “музыканта” и от того, кто “заказывает музыку”; от того, кто намечает цели и в чьих руках оказывается “инструмент”.
ПОЗИТИВИСТУ всё видится в более радужном свете, НЕГАТИВИСТУ — в сумрачных тонах.
ПОЗИТИВИСТ “несёт себя” (и внедряемую им ЭГО – программу) как “ подарок”, как самую большую ценность (как бы говоря: “А вот и я! Я — тот, кто вам нужен!”), поэтому легче и быстрее сокращает дистанцию, быстрее и увереннее входит в контакт, ожидая для себя всего самого лучшего. А если он к тому же и убеждённый в своей правоте ДЕКЛАТИМ, и ЭВОЛЮТОР, ориентированный на усовершенствование всего лучшего из уже существующего, его позиция неуязвима и у него есть все основания гордиться собой.
НЕГАТИВИСТ наоборот, — готов к тому, что его встретят в штыки и чаще рассматривает себя как нежеланного гостя, даже там, где его приглашают и рады его приходу. По этой причине НЕГАТИВИСТ, особенно, если это КВЕСТИМ, может перед приходом специально перезвонить и поинтересоваться: “Ну, вы меня ещё ждёте? А то я иду…” НЕГАТИВИСТА – КВЕСТИМА чаще гложет сомнение, а действительно ли ему рады, а не закроют ли перед ним двери? (Гамлет, например, может специально запоздать и посмотреть, как будут реагировать на его опоздание: будут ли его ждать, перезванивать к нему домой, беспокоиться и т.д.).
НЕГАТИВИСТУ очень важно быть уверенным в том, что его ждут, что его общество желанно, а ПОЗИТИВИСТ просто не допускает мысли, что это может быть иначе. Как видим, у каждого из них — своё специфическое видение и освещение мира — свои цветовые и световые “фильтры”, которые соответственно обрабатывают воспринимаемую информацию и определяют цели и поведение: у каждого как бы своя музыкальная тональность в душе — у одних она мажорная, солнечная, жизнеутверждающая, у других — минорная, задумчивая, грустная. У одних мир более расцвечен яркими красками, а другим он видится в сумрачно – холодных тонах.
— Но ведь это несправедливо! — замечает Читатель. — Получается, одним — “вершки”, а другим — “корешки”? У одних за окном чаще солнышко светит, у других — чаще дождик идёт, у одних в душе круглый год “ весна и лето”, у других — зима и осень…
— Никакой “несправедливости” здесь нет: в природе всё функционально сбалансировано и уравновешено. Поэтому в структуру каждого ТИМа социона входит набор из четырёх ПОЗИТИВНЫХ и четырёх НЕГАТИВНЫХ информационных аспектов, заполняющих восемь функциональных ячеек его модели. Такое соотношение делает психику человека устойчивой и жизнеспособной, позволяет и накапливать позитивный и негативный жизненный опыт, корректировать события в ту или в другую сторону и влиять на окружающую среду, изменяя её к лучшему.
— Тогда для принятия решений в модели каждого человека должно быть чего – нибудь больше — либо позитивизма, либо негативизма…
— А вот это уже зависит от системы приоритетов, от иерархии ценностей, в которой всё решается не количественным (количество одинаковое), а качественным набором информационных программ и их расположением в структуре модели.
Как мы уже говорили, у ПОЗИТИВИСТОВ все аналитические функции (ПФ-1, 3, 5, 7) отслеживают ориентируются на позитив, отслеживают ПОЗИТИВНЫЕ информационные программы (аспекты):
У НЕГАТИВИСТОВ все аналитические функции отслеживают негатив —НЕГАТИВНЫЕ информационные программы (аспекты):
Все вышеперечисленные аспекты заполняют “ячейки” аналитических функций (у ПОЗИТИВИСТОВ они ПОЗИТИВНЫЕ, а у НЕГАТИВИСТОВ — НЕГАТИВНЫЕ).
Творческие функции (ПФ-2, 4, 6, 8), соответственно, наоборот: у НЕГАТИВИСТОВ — ПОЗИТИВНЫЕ (- ч.э.; -б.и.; -ч.л.; -б.с.) или (+ч.и.; +б.л.; +ч.с.; +б.э.), у ПОЗИТИВИСТОВ — НЕГАТИВНЫЕ (+б.с.; +ч.э.; ,+б.и.; +ч.л.). или (-б.л.; -ч.с.; -б.э.; -ч.и.).
Таким образом, попадая на позиции аналитических функции, ПОЗИТИВНЫЕ программы (каждая на своём уровне) отслеживают всё только “хорошее” — то, что можно усовершенствовать (аналитические эволюционные программы), или то, что можно исправить, чтобы сделать ещё лучше(аналитические инволюционные).
Так, например, ЭВОЛЮТОР – ПОЗИТИВИСТ – ИНТРОВЕРТ – СТАТИК — ЭИИ, Достоевский на ментальном уровне отслеживает преимущества этических отношений (+б.э.1) и логических систем (+б.л.3), которые могут быть при определённых условиях усовершенствованы. (Причём, инструментарием для этих усовершенствований в данном случае послужат НЕГАТИВНЫЕ – ИНВОЛЮЦИОННЫЕ – СТАТИЧЕСКИЕ программы. Так например, навязывая человеку модели поведения, предоставляющие необходимые ему этические или логические преимущества, Достоевский будет склонять его к каким – то уступкам, используя как аргумент свою творческую альтернативную интуицию возможностей (-ч.и.2): “Ты ему уступишь, и он тебе уступит!”) или будет воздействовать волевыми методами (-ч.с.2), упрашивая: “Ну уступи ему, ну будь ты умнее, ну я тебя прошу…”)
А на витальном уровне его модели ПОЗИТИВНЫЕ – ИНВОЛЮЦИОННЫЕ аналитические программы отслеживают то, что неплохо было бы исправить.
Например, исправить человеку настроение, — успокоить его, утешить, посочувствовать, отвлечь или развеселить (-ч.э.7); либо предложить ему какую-то альтернативную деловую или техническую помощь (-ч.л.5). И непосредственным реализатором этих программ будут служить ЭВОЛЮЦИОННЫЕ – НЕГАТИВНЫЕ творческие функции, по которым Достоевский будет успокаивать человека, настраивая его на перемены к лучшему по демонстративному своему аспекту интуиции времени (-ч.э.7 >> +б.и.8), или оказывать ему действенную помощь, отстаивая его интересы, защищая его личное, индивидуальное пространство (- ч.л.5 >> +б.с.6).
Для сравнения, посмотрим, что видит родственный ему ТИМ — ИНВОЛЮТОР -НЕГАТИВИСТ – ИНТРОВЕРТ – СТАТИК — ЭСИ, Драйзер по своим аналитическим функциям и что является причиной его постоянной тревоги и настороженности.
Прежде всего по своей негативной и инволюционной ЭГО – программе (-б.э.1) ЭСИ, Драйзер отмечает несовершенство этических отношений, которые явно нуждаются в его коррекции.
По аналитическому нормативному аспекту (-б.л.3) отмечает несовершенства структурных связей и отношений (то есть, отслеживает “часть” того, что видит ЛИИ, Робеспьер по своей ЭГО – программе: проявления несправедливости и неправомерности — кто – то кого – то чем – то обделил, кто – то на это внимания не обратил, кто – то промолчал, кто – то незаслуженно пострадал и т.д. Драйзер эти моменты тоже отмечает (на нормативном уровне), но выводы переносит на этическое поле, на программный аспект этики отношений: кто – то “плохо поступает”, к кому – то “плохо относится” и т.п.).
На ментальном уровне у Драйзера — НЕГАТИВИЗМ и ИНВОЛЮЦИЯ: отмечаются недостатки и предлагаются недостатки и методы их исправления, а на витальном— НЕГАТИВИЗМ и ЭВОЛЮЦИЯ — завершение незавершённого.
По эволюционному аспекту деловой логики (+ч.л.5) — “восполнение незаполненного”, накопление передовых методик и технологий как следствие творческой неудовлетворённости, присущей ему как КВЕСТИМУ И ОБЪЕКТИВИСТУ. ( Поскольку речь идёт о суггестивной, вечно неудовлетворённой, аналитической функции (ПФ-5), жаждущей информационной подпитки, подкрепления и более чётких ориентиров. Вот такая у него жизнь, у Драйзера: сколько ни есть инструкций — ему всё мало: что – нибудь да непонятно; сколько ни есть методик, а всё недостаточно, — что – нибудь да не заладится; сколь ни накапливай технических средств — а всё не хватает, сколько ни трудись, сколько ни накапливай (денег, методик, технических средств), а состоянием дел он всё равно недоволен. И действиями своими недоволен, и поступками: жалеет и о том, что сделал, и о том, чего не сделал — сложная у него жизнь!).
На уровне ИД: по аспекту этики эмоций (+ч.э.7)— по своей наблюдательной функции — ЭСИ, Драйзер часто испытывает эмоциональную неудовлетворённость, вызванную не востребованностью его эмоций, неспособностью реализовать их в полную силу. Что тоже вполне естественно: такому требовательному к себе и другим человеку трудно найти объект, достойный его любви (а главное, способный соответствовать её масштабам).
ПОЗИТИВНЫМИ, творческими аспектами реализуются его НЕГАТИВНЫЕ, аналитические программы:
НЕГАТИВНАЯ ЭГО – программа этика отношений (-б.э.1) реализуется ПОЗИТИВНОЙ волевой сенсорикой (+ч.с.2): никаких сил Драйзер не пожалеет для исправления несовершенств человеческой натуры — вот сколько ни есть сил, все до последней капли потратит.
НЕГАТИВНАЯ структурная логика (-б.л.3) на уровне СУПЕРЭГО реализуется ПОЗИТИВНОЙ интуицией потенциальных возможностей (+ч.л.4): несовершенства логических систем Драйзер корректирует поиском новых перспективных решений, подбором новых позитивных возможностей по многу раз проверяя правомерность своих наблюдений и обоснованность выводов.
НЕГАТИВНАЯ деловая логика (+ч.л.5) на витальном уровне СУПЕРИД реализуется ПОЗИТИВНОЙ интуицией времени (-б.и.6): недостаток технических средств, деловую и методическую неудовлетворённость ЭСИ компенсирует терпением и ожиданием лучших времён: “терпение и труд всё перетрут”.
НЕГАТИВНАЯ этика эмоций (+ч.э.7) на уровне ИД реализуется ПОЗИТИВНОЙ сенсорикой ощущени;й (-б.с.8) — “сенсорными праздниками”, — ощущением тепла, заботы, уюта, которым он окружает своего партнёра, создавая и в будни праздничное настроение.
Как видим, у НЕГАТИВИСТА совершенно иное мироощущение: его мир не так часто окрашивается в радужные тона (на душе чаще сумрачно, а за окном — чаще пасмурно…). Доверия к людям меньше, предполагаемых разочарований — больше. “Настраиваться на лучшее” — значительней тяжелее: вне зависимости от уровня самооценки (и даже при наличии существенных достижений), “подарком” он себя не считает и окружающий мир не воспринимает как “тарелочку с голубой каёмочкой”, на которой всё легко и красиво подаётся.
Но благодаря тому, что в каждой модели наряду с четырьмя НЕГАТИВНЫМИ функциями существуют и четыре ПОЗИТИВНЫХ, человек может переключаться с сумрачной гаммы на светлую, менять состояния и настроение, влиять на негативное поле позитивными средствами, изменяя его к лучшему. И в этом плане НЕГАТИВИСТ , конечно же, будет считать себя и оптимистом, и жизнелюбом. И будет глубоко возмущён, если ему кто – то скажет, что он слишком мрачно смотрит на мир.
— Какой же из этого можно сделать вывод?
— ПОЗИТИВНЫЕ и НЕГАТИВНЫЕ аспекты можно рассматривать и как “клапаны переключения настроений и ощущений” — переключения состояний и режимов работы психических функций, регулирующих поступление информации на аспектное поле.
Пользуясь этими “фильтрами” и “клапанами” человек не только защищается от “вредного”, травмирующего его психику информационного потока, но и воспринимает окружающий его мир в своём естественном режиме, в своей естественной системе оценок и предпочтений.
16. Негативизм и позитивизм как программы сужения и расширения информационного поля
Как мы уже говорили, у НЕГАТИВИСТА лучше развиты экологические защитные программы (вне зависимости от наличия в модели аспекта эволюционной сенсорики ощущений (+б.с.) — программы освоения и защиты окружающей среды).
Но исходно – эволюционный НЕГАТИВИСТ социона — Дюма (основатель НЕГАТИВНО – ЭВОЛЮЦИОННОГО кольца социального контроля), является носителем и “учредителем” этой программы. Равно как и “учредителем” многих других свойств, присущих НЕГАТИВИСТАМ, в частности — способности защищать своё индивидуальное пространство (и интересы его обитателей), прикрывая их и ограждая от вредных посторонних влияний и проникновений. Это же свойство вместе с другим сенсорным аспектом — волевой сенсорики (-ч.с.) может потом перейти и к другим ПОЗИТИВИСТАМ – ЭВОЛЮТОРАМ — деклатимам: Достоевскому или, например, к Максиму— создателю самых прочных, закрытых и самодостаточных систем.
НЕГАТИВИЗМ в этой связи, может быть представлен как программа сужения (или ограждения) информационного поля. Поскольку в основе этого признака лежит характерная “закрытость негативиста” и его стремление оградить себя от неприятностей, которые с одной стороны “запускаются” ИНТРОВЕРТОМ – ЭВОЛЮТОРОМ – СЭИ, Дюма (+б.с.1) и передаются им по ЭВОЛЮЦИОННОМУ – ДИНАМИЧЕСКОМУ кольцу социального контроля, с другой — ЭКСТРАВЕРТОМ – ИНВОЛЮТОРОМ ИЭЭ, Гексли (-ч.и.1) и передаются по ИНВОЛЮЦИОННОМУ -СТАТИЧЕСКОМУ кольцу. Обратим внимание, что оба основателя НЕГАТИВНЫХ колец — ДЕКЛАТИМЫ: оба проводят идею защиты индивидуального, жизненного пространства от вредных влияний окружающей среды (+б.с.) и ограждения от её опасностей и неприятностей (-ч.и.).
ПОЗИТИВИЗМ в свою очередь может быть представлен как программа расширения информационного поля. Поскольку в основе этого признака лежит характерная “открытость” КВЕСТИМА – ПОЗИТИВИСТА, которая “запускается” ИСХОДНО – ЭВОЛЮЦИОННЫМ ПОЗИТИВИСТОМ — ИЛЭ, Дон – Кихотом в ЭВОЛЮЦИОННОМ – СТАТИЧЕСКОМ – ПОЗИТИВНОМ кольце и СЛИ, Габеном — в ИНВОЛЮЦИОННОМ – ДИНАМИЧЕСКОМ. Обратим внимание, что оба основателя этой программы — КВЕСТИМЫ: оба проводят идею расширения, рассредоточения психологического пространства через расширение поля потенциальных возможностей (+ч.и.1) и через поиск альтернативных пространственных соотношений (-б.с.).
17. Влияние отношений социального контроля на позитивные и негативные программы
— И всё- таки жаль, что у одних в аналитический ракурс попадает всё только негативное, а у других — только позитивное, — скажет Читатель. — Существуют ведь и какие – то “полутона”…
— На самом деле, разделение ракурса на НЕГАТИВНЫЙ и ПОЗИТИВНЫЙ не является жёстко разграниченным и безусловным. В природе нет абсолютно ПОЗИТИВНЫХ, оптимистичных программ, уже хотя бы потому, что они проявляются на фоне НЕГАТИВНЫХ, с ними соседствуют и находятся в их окружении. И, следовательно, даже на самую “светлую” и “безоблачную” программу иногда всё же набегают облачка. Так, например, ИЭИ, Есенин, находясь в расслабленном, умиротворённом состоянии (когда, казалось бы, ничто грозы не предвещает) может без всякой видимой причины резко изменить настроение и устроить скандал собеседнику — со слезами и истериками, (просто потому, что ему стало скучно или он заметил в его голосе угрожающие или язвительные интонации). Причём, переход может быть настолько резким и неожиданным, сопровождаться такими всплесками гнева, что собеседник этим может быть совершенно ошеломлён. И неудивительно, если после такой встряски, он постарается загладить вину: начнёт ублажать Есенина, лебезить и заискивать перед ним до тех пор, пока тот не сменит гнев на милость. ( Даже если нет никакой оплошности со стороны собеседника, Есенин её найдёт или придумает, для того, чтобы лишний раз его приструнить, либо чтобы не расслаблялся и не забывал, кто здесь “за главного”. Не случайно Есенин является одним из лучших “лицедеев” в соционе: какое хочет себе лицо, такое и “делает”; чувствами людей как хочет, так и манипулирует. И это — характерное проявление его НЕГАТИВНОЙ, творческой этики эмоций (+ч.э.2), которой он может пользоваться ещё более изобретательно и изощрённо, чем Гамлет.).
— А что же его светлая и оптимистичная ЭГО – программа? Она здесь не при чём?
— А не надо “омрачать” его ЭГО – программу! И нельзя портить ему как ПОЗИТИВИСТУ праздник — он за это сурово “карает”, пользуясь своими НЕГАТИВНЫМИ реализационными функциями (ПФ-2, 4, 6, 8.).
А кроме того, любая пусть даже самая “мирная” и “благожелательная” ЭГО – программа (ПФ-1), развиваясь в том или ином направлении, должна решать огромное количество задач, из которых далеко не все могут быть решены мирно, компромиссно и ко всеобщему удовольствию. В каких – то точках и ей приходится развиваться в сторону защиты, обороны, накопления преимуществ (возможно в ущерб кому – то), давая для этого различные “поручения” своим ближайшим, “прикрывающим” её творческим функциям (ПФ-2 и ПФ-4). А они, в свою очередь, “работают” в НЕГАТИВНОМ режиме и могут задать ПОЗИТИВНОЙ ЭГО – программе НЕГАТИВНОЕ аналитическое направление — так, что она из “ благодушной” и “доброй” вдруг становится “ нетерпимой” и “злой”, настраивается на возможные неприятности и начинает против них “вооружаться”. Таким образом, “абсолютно безоблачным” небо ни над одной информационной программой (или аспектом) не бывает — ни одна ЭГО – программа не бывает ни “безгранично – доброй”, ни “беспросветно – плохой”, подтверждая закон диалектики о единстве и борьбе противоположностей — и “свет” и “тень” в этом мире приходится совмещать. А в каком соотношении — сколько должно быть “света”, а сколько “теней” — это уже другой вопрос.
Не будем забывать и об уже известных нам отношениях социального контроля, которые могут заставить человека развиваться его ЭГО – программу в противоестественном для неё направлении. Так ПОЗИТИВИСТА его социальный контролёр может заставить преждевременно обороняться, готовиться к войне (ссоре, склоке) — то есть настраиваться на НЕГАТИВНЫЙ лад. А НЕГАТИВИСТА могут заставить преждевременно снять оборону, доказывая ему, что никакой опасности не существует. Иногда наоборот: в отношениях контроля ещё более усиливают (“прикрывают”), заставляя работать на оборону (делаю ещё более плотными) “закрытые” негативные программы и “открывают” то, что и так недостаточно плотно “прикрыто”, защищено.
Так, например, контролёр – Гамлет любыми путями попытается проникнуть “в душу” подконтрольному Бальзаку, стремясь “ вывернуть её на изнанку” и посмотреть, “ что у него там внутри”. И чем больше Бальзак напускает на себя демонстративной безучастности и “тумана”, тем с большим рвением Гамлет к нему пробивается. В результате Бальзак “закрывается” ещё больше.
В НЕГАТИВНОМ – ИНВОЛЮЦИОННОМ кольце каждый из контролёров на свой лад корректирует подконтрольного, заставляя его быть ещё более осторожным, более осмотрительным и защищать окружающую среду (и в первую очередь от самого подконтрольного — поскольку каждому контролёру его подконтрольный кажется самым большим “социальным злом”). И к этому, по сути, сводится этическая ревизия Драйзером СЛЭ, Жукова. Как Жуков ни ступи, всё будет перед Драйзером виноват: то притеснил кого – то, то с кем – то неделикатно обошёлся… В конечном итоге Драйзер пытается заместить НЕГАТИВНУЮ волевую сенсорику Жукова своей ПОЗИТИВНОЙ (-ч.с.1↓, +ч.с.2^).
Самого Драйзера схожим образом ревизует ИЭЭ, Гексли ( придираясь к нему на каждом шагу, “перестраивая” и “перекраивая” на свой лад его НЕГАТИВНУЮ этическую ЭГО – программу (-б.э.1) —“приоткрывая” её, “обезоруживая”, вынуждая работать её не в НЕГАТИВНОМ, а в ПОЗИТИВНОМ ключе — в соответствии с его ПОЗИТИВНОЙ, творческой этикой отношений (+б.э.2), — не в инволюционном ракурсе, а в эволюционном (- б.э.1↓, +б.э.2↑)..
СЛЭ, Жукову, в свою очередь, “социальным злом” кажется ЛИИ, Робеспьер (особенно, когда “не по делу” выступает с правозащитными мерами или с критикой существующей власти). Жуков также пытается изменить НЕГАТИВНОЕ -ИНВОЛЮЦИОННОЕ направление программного аспекта Робеспьера на ПОЗИТИВНОЕ – ЭВОЛЮЦИОННОЕ со всеми последующими преобразованиями: пытается перестроить его “демократическую” логику соотношений в “иерархическую” (- б.л.1↓, +б.л.2↑). — заставляет его уважать силу и власть.
А сам ЛИИ, Робеспьер пытается удержать под контролем взбалмошного повесу и остряка ИЭЭ, Гексли, в котором он усматривает корень всех бед и причину будущих катастроф, а потому пытается “перекроить” его программную интуицию потенциальных возможностей с НЕГАТИВНОЙ на ПОЗИТИВНУЮ (- ч.и.1↓, +ч.и.2↑), а мобилизационную логику соотношений (т.н.с.) — с иерархической на демократичную (+ б.л.4↓, -б.л.1↑) — чтобы был “как все”, не задавался и не шёл “вразрез”.
В ПОЗИТИВНОМ -ЭВОЛЮЦИОННОМ кольце каждый из контролёров старается перенаправить в “правильное” русло то, что, как ему кажется, развивается в “неправильном” направлении.
Так например, ИЛЭ, Дон -Кихот пытается перенаправить логику соотношений своего подревизного ЛСИ, Максима из ПОЗИТИВНОГО СЕНСОРНОГО направления в НЕГАТИВНОЕ ИНТУИТИВНОЕ, заваливая его всякого рода головоломками и требуя решать их нетривиальным способом.
ЛСИ, Максим пытается перенаправить неиссякаемую энергию своего подконтрольного СЭЭ, Цезаря из этического русла — в логическое, заставляя его “уважать иерархию” и перекраивая из ДЕМОКРАТА в АРИСТОКРАТЫ. Цезарь, в свою очередь, “теснит” своего подревизного — ЭИИ, Достоевского: сбивает с него аристократический апломб и отводит ем;у скромную роль “серой мышки”. Достоевский неотвязно преследует Дон- Кихота, угнетая своей ИНВОЛЮЦИОННОЙ НЕГАТИВНОЙ творческой интуицией потенциальных возможностей его ПОЗИТИВНУЮ ЭГО – программу (+ ч.и.1↓, -ч.и.2↑), навязывает его ЭГО -программе худшую альтернативу из всех возможных , вменяет ему в вину то одно, то другое; играет на его стремлении “творить добро” и берёт на себя роль “наставника” в этом благом деле.
— И какая же цель преследуется во всём этом?
— Контролёр старается что – то изменить в мировосприятии подконтрольного, навязывает ему своё мировоззрение, свою систему ценностей. Но при этом невольно смещает ракурсы обзора подконтрольного, заставляет его аналитические функции отслеживать совершенно другую область, другую плоскость аспектного поля; навязывает ему непривычный ракурс обзора, заставляет его увидеть “обратную сторону Луны”. Он как бы говорит: до сих пор ты видел только то, что у тебя перед глазами, а теперь посмотри на то, что у тебя за спиной или сбоку…
— То есть — “переносит глаза на затылок”? Но это ведь так неудобно…
—…И прежде всего потому, что каждая аналитическая позиция запрограммирована на определённый ракурс мировосприятия и на определённые параметры восприятия.
Неудивительно, поэтому, что самое удобное совмещение аналитических и творческих ракурсов бывает в отношениях дуальности (когда партнёры полностью дополняют друг друга), а одно из самых болезненных — в отношениях социального контроля (когда из один партнёров управляет другим, как марионеткой).
— Но человек — не “марионетка” и не “флейта”, чтобы играть на его “клапанах”!.. Зачем вообще нужны контролёры?
— Затем, что в жизни, кроме спокойных и благополучных периодов, бывают ещё и экстремальные ситуации, когда человеку действительно бывает необходима встряска, необходимо заставить его оперативно, решительно действовать, мобилизовать свои силы, вовремя оглянуться, чтобы знать, ЧТО у него за спиной, а главное — КТО…
У человека (как и у многих животных) существует защитная генетическая программа, “запрещающая” ему поворачиваться спиною к врагам, запрещающая подставлять спину под удар, предписывающая “прикрывать” тылы, уметь “чувствовать” врага спиной. На этот случай и нужны “глаза на затылке”, нужна защита от неприятностей. В том числе и от того милого, благожелательного человека, который “из лучших побуждений” берёт на себя функции его контролёра, без устали его перевоспитывает, не даёт ни житья, ни покою. Но, как говорится: “На то и щука в реке, чтобы карась не дремал”.
В соционе всем достаётся поровну — каждому в своё время и в свой черёд. И у ПОЗИТИВИСТОВ не круглый год “масленица”, и у НЕГАТИВИСТОВ — не беспросветный мрак на душе. Каждый приобретает свой опыт и передаёт его другим. Пусть, не самым приятным, но зато самым эффективным и действенным способом. На этот случай и существуют контролёры и кольца социального контроля, из которых два — НЕГАТИВНЫЕ, а два — ПОЗИТИВНЫЕ.
18. Эволюционные и экологические истоки признака ПОЗИТИВИЗМА и НЕГАТИВИЗМА
— Всё переменно и непостоянно в этом мире: вслед за печалью приходит радость, вслед за мраком ночи — рассвет… Так может в основе этого признака лежит естественная для человека смена дня и ночи? Света и тьмы? — выдвигает предположение Читатель (просто потому, что такой вывод напрашивается сам собой).
— Человек, как и все приматы — “дневное животное”. Ночь, темнота, во все времена были сопряжены для него со страхом, опасностями. А восходу солнца, наступлению утра он радовался, —”пел”, встречал новый день. (По этой причине в Древнем Египте обезьяна считалась священным животным: было подмечено, что один из распространённых в Египте видов обезьян шумом и криками (“пением”) встречает восход солнца — “приветствует появление бога Амона – Ра”. (Других животных, встречающих восход солнца “пением” египтяне в ту пору не знали). Эту традицию — петь гимны восходящему солнцу — включили в свой утренний ритуал и египетские жрецы.
С появлением огня, разнообразившего личную и общественную жизнь человека, тьма “отодвинулась”, уступила место свету. Активного времени, посвящённого работе и творчеству, в жизни человека стало больше. Но зато и время отдыха приходилось с ним чаще чередовать. Приходилось и днём “уходить в тень”, чтобы создать благоприятные условия для сна и отдыха и набраться сил для будущей тяжёлой работы. А для этого необходимо было поостеречься, подумать о возможной опасности — защитить себя от укуса змеи, скорпиона, быть готовым к внезапному нападению крупного хищника (который днём не всегда дремал), То есть, организация досуга и отдыха была сопряжена с тревогой и риском, и сон наших далёких биологических и доисторических предков — где – нибудь в джунглях или под открытым небом — тоже был далеко не всегда безмятежным. (Вспомнить хотя бы эпизод из фильма Мела Гибсона “Апокалипсис”: пока воины одного племени мирно спят, наслаждаясь покоем и отдыхом, воины другого племени их окружают, собираясь напасть и захватить в плен.)
Постоянная смена настроений и состояний — тревоги и успокоения, напряжения и расслабления возможно и стала причиной такого “шахматного”, “свето – теневого” чередования позитивных и негативных аспектов в модели. И если, к примеру, по другим признакам аспекты и блоки могут располагаться рядом (экстравертные и интровертные аспекты в могут быть расположены рядом как, например: ПФ-4 и ПФ-5), то для признака ПОЗИТИВИЗМА и НЕГАТИВИЗМА это исключено: чередование “света” и “сумрака” происходит попеременно, так же как чередование дня и ночи.
— Но ведь ночью тоже кто-то работает, живёт активно.
— Работать по ночам могут все. Признак НЕГАТИВИЗМА открыл такую возможность как для ПОЗИТИВИСТОВ, у которых негативные аспекты — творческие, так и для НЕГАТИВИСТОВ, у которых творческие аспекты — позитивные. И те, и другие с наступлением ночи могут ощущать прилив творческих сил, вдохновения. У ДЕКЛАТИМА возникает желание повеселиться, пообщаться с друзьями, бурно провести время (“А что дома сидеть? Время – то детское!”). У КВЕСТИМА возникает желание уединиться для работы, для творчества. (И не только в ночные часы, но и в холодные, пасмурные времена года, как, например, у А.С. Пушкина (СЭЭ, Цезарь — КВЕСТИМ – ПОЗИТИВИСТ) осенние месяцы были самыми творческими и продуктивными в году.)
От регулярной смены часов дневной работы и ночного отдыха НЕГАТИВИСТ тоже может устать (творческие функции у него позитивные) — ему захочется сбить режим, повеселиться и пошуметь ночью или испытать прилив вдохновения и творческих сил. И тогда уже светлое время суток (например, белые ночи”) им начинает мешать: сбивает с привычного рабочего режима, с делового или творческого настроя. И уже хочется отдохнуть, расслабиться или развлечься, а тут, как назло накатывает желание заняться работой, завершить дневные дела.
И в результате выходит, что и ПОЗИТИВИСТАМ, и НЕГАТИВИСТАМ по жёсткому, раз установленному режиму продолжительное время жить трудно. Хочется сбить это жёсткое чередование работы и отдыха и ввести свой свободный режим, свою линию поведения, хотя бы потому, что вдохновение не приходит по заказу. И муза не является по первому зову (как посетительница в режимное учреждение с определёнными часами работы). И значит, каждому приходится выбирать между размеренным существованием “хорошо налаженного механизма” и жизнью человека, свободного для творческих устремлений. И в этом нам тоже помогает гибкое (хоть и разграниченное в модели) чередование позитивных и негативных аспектов.
19. Коллективная реализация ПОЗИТИВНЫХ и НЕГАТИВНЫХ аспектов на вербальных и лаборных блоках модели
Чередование ПОЗИТИВНЫХ и НЕГАТИВНЫХ аспектов (“света” и “тени”) относится не только к сфере индивидуальной деятельности человека. Одновременно с этим существует привязка и к коллективной реализации этих аспектов на вербальных и лаборных блоках модели, как то:
- ориентация на доминирующее в социуме (общее, коллективное) настроение, мироощущение — ПОЗИТИВНОЕ или НЕГАТИВНОЕ;
- ориентация на коллективное отношение к тем или иным социальным и политическим силам, взглядам, убеждениям, событиям — ПОЗИТИВНОЕ (благоприятное) или НЕГАТИВНОЕ (враждебное)
- ориентация на бытующие в обществе ПОЗИТИВНЫЕ и НЕГАТИВНЫЕ традиции, обычаи, уклады, которым мы должны подчиняться (в той или иной степени), чтобы не возбуждать недовольства окружающих (“в чужой монастырь со своим уставом не ходят”);
- ориентация на социальное поведение, на доминирующие в обществе модели социального поведения и социальные роли — ПОЗИТИВНЫЕ и НЕГАТИВНЫЕ;
- ориентация на традиционные (социальные и религиозные) праздники — радостные или печальные, которые в каждом конкретном случае тоже могут корректировать наши планы (работы и отдыха), наше настроение и мироощущение.
Чередование ПОЗИТИВНЫХ и НЕГАТИВНЫХ аспектов на уровнях коллективной реализации, разумеется, не такое свободное и гибкое, как на уровне их индивидуальной реализации: приходится подстраивать и соотносить своё индивидуальное мироощущение и настроение с коллективным. В результате получается колоссальная коррекция индивидуального общественным и колоссальная зависимость индивидуального от общественного, возникает необходимость подгонять свой индивидуальный НЕГАТИВ (свои индивидуальные вкусы, привычки настроения, планы (идущие вразрез с общим праздничным настроением) под общественный, обще принятый ПОЗИТИВ: “Все празднуют этот праздник, и я тоже праздную, хоть и не люблю его”, “все бодрствуют в новогоднюю ночь, и я вместе со всеми, хотя у меня завтра рабочий день” — подстройка индивидуальной реализации ПОЗИТИВНЫХ и НЕГАТИВНЫХ аспектов под коллективную.
Трудно подстраиваться под коллективную реализацию этих аспектов ОБЪЕКТИВИСТАМ, — представителям третьей и четвёртой квадр поскольку аспекты этики эмоций в этих квадрах являются вытесненной, не приоритетной ценностью (±ч.э.↓), а аспекты деловой логики, логики поступка — доминирующей, приоритетной ценностью (±ч.л.↑). Общественный контроль над выражением ПОЗИТИВНЫХ или НЕГАТИВНЫХ эмоций, политических или идеологических убеждений, настроений и действий, контроль над запретом на работу в “святые” праздники (в прежние времена и в наше время в определённых странах) — всё это, при их квадровых комплексах, доминирующих и вытесненных ценностях, даётся им нелегко. (Достаточно вспомнить, как в советские времена выгоняли на праздничную демонстрацию, влепляя выговор с занесением в личное дело за отсутствие на них, как за прогул рабочего дня. И тем не менее, многие предпочитали выговор давке в общем столпотворении с бумажными цветами и флагами.)
Ещё хуже — проверка соблюдения запрета на работу в “святые” праздники — популярная и массовая в некоторых странах Дальнего Зарубежья: когда соседи вламываются в чужую квартиру, барабаня в дверь (потому, что пользоваться звонком, как и электричеством —”нельзя”), и проверяют, чем занимается человек у себя в квартире, в свой выходной день, — не смотрит ли он телевизор, не сидит ли за компьютером, не разговаривает ли по телефону, потому что сегодня “святой” праздник и заниматься делами нельзя — “грех”! Потом ещё будут корить за нарушение праздника, с соседями эту тему обсуждать, пальцем показывать. И не успокоятся, пока не выживут из дома, из своего района, не изгонят из своего окружения (из системы, из общины, из коллектива). ПОЗИТИВИЗМ праздника обернётся НЕГАТИВИЗМОМ и причинит неприятности тому, кто его “нарушил”, — кто не в состоянии терпеть коллективную праздность, даже если она продолжается всего один день (хотя бывает и больше). Для деятельного ОБЪЕКТИВИСТА всё это уже само по себе — трагедия. Поэтому многие предпочитают в такие дни находить единственно правильное решение: закрыть ставни и спать — отсыпаться на неделю вперёд, устраивать себе “тихий час” длиною в сутки, хотя при этом ощущение потерянного рабочего времени не пропадает, раздражение накапливается и даёт выход в чём-нибудь другом, — обрушивается на тех же соседей, что слишком часто приходят с проверкой, подступают с упрёками и претензиями.
Если доступ к активным, рабочим часам перекрыт, приходится превращать день в ночь, ПОЗИТИВ — в НЕГАТИВ. Праздник при этом уже не в радость, так ведь и радоваться через силу не каждый может.
20. Совмещение позитивного и негативного информационных полей в дуальной диаде
В дуальной диаде родственные ПОЗИТИВНЫЕ и НЕГАТИВНЫЕ аспекты партнёров взаимно дополняются и мировосприятие каждого из них (НЕГАТИВНОЕ или ПОЗИТИВНОЕ) и уравновешивается (хотя бы частично), и расширяется.
ПОЗИТИВНЫЕ аналитические функции дуала – ПОЗИТИВИСТА объединяются с НЕГАТИВНЫМИ аналитическими функциями дуала- НЕГАТИВИСТА и расширяют аналитическое поле обоих партнёров, дополняя его до единого и более гармоничного целого. ПОЗИТИВНЫЕ творческие функции дуала- НЕГАТИВИСТА совмещаются с НЕГАТИВНЫМИ творческими функциями дуала – ПОЗИТИВИСТА и помогают скоординировать программу действий, выработать наиболее оптимальные её решения.
Не говоря уже о том, что каждый из дуалов при таком совмещении может не только значительно расширить своё (и партнёра) информационное поле, он ещё и приходит на выручку своему дуалу: он может подкорректировать что – то в его мироощущении, “открыть” какие – то “запертые” в его мире “двери”, построить какие – то новые координаты в его системе представлений, расцветить его мир новыми красками, подкорректировать его “цветовую картинку”: “приглушить” ослепительно – яркие цвета, а нестерпимо – сумрачные — “оживить” и тем самым приободрить, успокоить своего дуала, создать ему хорошее настроение.
Так, например, если Драйзер по НЕГАТИВНОЙ наблюдательной (аналитической) функции этике эмоций (+ч.э.7) впадёт в глубокое уныние, из которого (у Драйзера) только один выход — через слёзы в истерику, то его дуал – Джек, подключаясь к настроению Драйзера по своей ПОЗИТИВНОЙ (аналитической) нормативной этике эмоций (-ч.э.3), начинает балагурить, дурачиться и этим исправляет настроение своему дуалу без всяких слёз и истерик (на то и дана ему ролевая, инволюционная этика эмоций (-ч.э.3) —“корректор настроений”). И здесь уже важно, какие “картины мира” сложились у дуалов, в какие образы укладывается система представлений — “карта мира” — каждого из них, какой у каждого из них “образ карты”. Если для данного, конкретного Драйзера мир — это “птичий двор”, в котором он — “гадкий утёнок” и все его “клюют”, а у его партнёра “мир — это спортивное поле, где все друг с другом соревнуются”, то при таком соотношении ПОЗИТИВНЫЙ эмоциональный импульс Джека может до Драйзера и не долететь, поскольку будет слишком поверхностным и нормативным (некогда себя растрачивать на утешения, когда кругом все только и думают, как бы перехватить у тебя мяч).
В сплочённой дуальной паре, когда партнёры объединены общими интересами и одной целью и уже знают “образ мира” друг друга, подача импульсов (ПОЗИТИВНЫХ и НЕГАТИВНЫХ) — уже совершенно другая, более “прицельная”, — тут уже можно и “понянчится” с партнёром. Хотя тоже, конечно, в разумных пределах: слишком долго “выправлять фильтры” друг другу партнёры не будут — есть дела поважнее. Поэтому, если у дуалов в “образе мира” наблюдаются серьёзные “уровневые” различия по признаку ПОЗИТИВИЗМА — НЕГАТИВИЗМА и серьёзные несостыковки мироощущений (он — сверх – оптимист, а она — гипер- пессимист, не вылезающий из депрессии), их дуализация может “забуксовать” сразу же, на первом такте (у Джека с Драйзером — на аспекте этики эмоций).
Если дуалам удаётся скоординировать цели, дуализация может перейти на другой уровень отношений (в другую фазу). Но если пара не объединена общими целями, то и растрачивать себя на “координацию фильтров” нецелесообразно: “Да хоть залейся слезами, на один- то вечер я и повеселее тебя подружку найду!” — подумает Джек о не слишком улыбчивом Драйзере. А то, что “подружка на один вечер” может для Джека стать “проклятием на всю жизнь” — это уже другая проблема — НЕГАТИВНАЯ, и её хорошо видит Драйзер, который знает цену мрачному мироощущению своего партнёра и знает, зачем повышает планку этических требований. Но этого, в свою очередь, не знает Джек. И при слишком большом различии в мировосприятии — не узнает. НЕГАТИВИСТ видит свою “сторону Луны” и всегда знает то, чего не знает ПОЗИТИВИСТ, и наоборот.
Признак ПОЗИТИВИЗМА— НЕГАТИВИЗМА — это очень важная подстройка в дуальной паре. Его можно рассматривать и как программу координации мироощущения партнёров, и как программу координации планов и целей, которая вырабатывается в каждой конкретной ситуации и на каждом этапе их взаимодействия.
Вывод:
ПОЗИТИВИЗМ — НЕГАТИВИЗМ — два разных полюса и источника информационного и энергетического метаболизма, каждый из которых создаёт свой творческий и аналитический инструментарий, регулирующий процессы информационного и энергетического взаимообмена.
ПОЗИТИВИЗМ ВООДУШЕВЛЯЕТ, АКТИВИЗИРУЕТ. НЕГАТИВИЗМ — УГНЕТАЕТ, РАСХОЛАЖИВАЕТ.
Ориентация на ПОЗИТИВИЗМ — залог успеха и жизнестойкости в борьбе за существование.
Экологическая сущность ПОЗИТИВИЗМА и НЕГАТИВИЗМА:
как показывает история развития жизни и цивилизации на Земле, ориентация на ПОЗИТИВИЗМ — свойство всего живого. (Или, как говорили латиняне: “Пока дышу, надеюсь”— всё, что живёт и дышит, ориентируется на позитив.) Но при этом НЕГАТИВИЗМ остаётся обратной стороной ПОЗИТИВИЗМА — ценой, которую приходится платить за безопасность.
Автор – Вера Стратиевская