Беспечность – предусмотрительность (Стратиевская) – Часть 5

Беспечность – предусмотрительность

Часть V

27. Передача социального опыта в ИТО ревизии и последовательность сменяемости групп в кольцах социального прогресса.
В кольцах социального прогресса (и эволюционных, и инволюционных)передача социального опыта происходит в определённой последовательности сменяемости выше описанных групп (см. рис. 1.)

“ПРОЖЕКТЁРЫ” (БЕСПЕЧНЫЕ РАССУЖДАЮЩИЕ) — ИЛЭ, Дон – Кихот, СЭИ, Дюма, ИЭЭ, Гексли, СЛИ, Габен — передают социальный опыт “ЭНТУЗИАСТАМ” (БЕСПЕЧНЫМ РЕШИТЕЛЬНЫМ) — ЭИЭ, Гамлету, ЛСИ, Максиму, ЛИЭ, Джеку, ЭСИ, Драйзеру.

“ЭНТУЗИАСТЫ” передают социальный опыт “ФАТАЛИСТАМ” (ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫМ РЕШИТЕЛЬНЫМ) — СЛЭ, Жукову, ИЭИ, Есенину, СЭЭ, Цезарю, ИЛИ, Бальзаку.

“ФАТАЛИСТЫ” — ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫМ РАССУЖДАЮЩИМ (“ПЕРЕСТРАХОВЩИКАМ”) —ЭСЭ, Гюго, ЛИИ, Робеспьеру, ЛСЭ, Штирлицу, ЭИИ, Достоевскому, которые в свою очередь передают социальный опыт БЕСПЕЧНЫМ РАССУЖДАЮЩИМ (“ПРОЖЕКТЁРАМ”).

Рис.1.

28.Последовательность сменяемости групп в ментальном кольце информационной модели
Последовательность сменяемости групп в кольцах социального прогресса совпадает с последовательностью сменяемости аспектов, программирующих эти группы в ментальном кольце информационной модели.

В качестве примера рассмотрим модели ТИМов, составляющих статическое, инволюционное кольцо социальной ревизии: 1.ИЭЭ, Гексли (“ПРОЖЕКТЁР”), → 2. ЭСИ, Драйзер (“ЭНТУЗИАСТ”) → 3.СЛЭ, Жуков (“ФАТАЛИСТ”), → 4.ЛИИ, Робеспьер (“ПЕРЕСТРАХОВЩИК”).

1.ИЭЭ, Гексли.
Программная функция: интуиция потенциальных возможностей (-ч.и.1) — программный “ПРОЖЕКТЁР” (уж если что – то задумает, так будет носиться этой идеей, пока не реализует её.).

Творческая функция: аспект этики отношений (+б.э.2) — творческий “ПЕРЕСТРАХОВЩИК” (найдёт исполнителя для реализации своего проекта, себя под удар не подставит; чем опасней идея, тем строже будет контролировать исполнителя).

Нормативная функция: волевая сенсорика (-ч.с.3) — нормативный “ФАТАЛИСТ” (сам себя программирует на успех, заставляет себя поверить в свои силы и возможности; формула его успеха: “Поверь в себя, в свои силы, и у тебя всё получится”.)

Мобилизационная функция: логика соотношений (+б.л.4) — проблемный “ЭНТУЗИАСТ” (легко увлекается, воодушевляясь заманчивой, новой идеей и так же быстро к ней охладевает, теряет интерес.)

2. ЭСИ, Драйзер.
Программная функция: аспект этики отношений (-б.э.1) — программный “ЭНТУЗИАСТ” (увлечённо ищет цель в жизни, включается в каждое полезное и интересное начинание, позволяющее ему успешно себя реализовать).

Творческая функция: аспект волевой сенсорики (+ч.с.2) — творческий “ФАТАЛИСТ” (творческий подход к осознанию своей избранности (“Почему я? Почему мне выпало на долю это реализовать”), мобилизация сил при столкновении с препятствиями).

Нормативная функция: аспект логики соотношений (-б.л.3) — нормативный “ПЕРЕСТРАХОВЩИК” в реализации смелых идей старается не подвергать излишнему риску ни себя, ни своих товарищей, предпочитает действовать умеренно, вдумчиво, взвешенно, в рамках закона, инструкций и правил).

Мобилизационная функция: интуиция потенциальных возможностей (+ч.и.4) — проблемный “ПРОЖЕКТЁР” (оторванные от реальности, идущие вразрез со здравым смыслом и с его принципами поддерживает крайне неохотно, ими не воодушевляется и реализует только под жесточайшим нажимом, в крайне безвыходной ситуации. Будучи предоставлен сам себе, в любую минуту может “выйти из игры”, отказаться от участия в проекте, или приостановить его реализацию, восстановив против него всю бригаду. (В любой авантюре “ЭНТУЗИАСТ” (“ПЕДАНТ” или “МОРАЛИСТ”) оказывается “слабым звеном”, которое распадается и разваливает всю работу, чуть только “ПРОЖЕКТЁР” ослабляет давление или контроль. (Вступает в силу обратная ревизия или обратный соцзаказ, и “ЭНТУЗИАСТ”, строго спрашивая с “ПРОЖЕКТЁРА” за все просчёты и недоработки проекта, предъявляет ему высокий счёт за провал мероприятия, за собственные не сбывшиеся надежды, разрушенные иллюзии, потраченное даром время и силы.)

3. СЛЭ, Жуков.
Программная функция: аспект волевой сенсорики (-ч.с.1) — программный “ФАТАЛИСТ” (верит в свою способность преодолевать и сокрушать любые препятствия, добиваться желаемого, брать любые высоты.)

Творческая функция: аспект логик соотношений (+б.л.2) — творческий “ЭНТУЗИАСТ” (неутомимый в работе, в борьбе, в достижении поставленной цели).

Нормативная функция: интуиция потенциальных возможностей (-ч.и.3) — нормативный, ролевой “ПРОЖЕКТЁР”. (Может воодушевлять иллюзорными перспективами и целями, стимулировать несбыточными посулами, обещать “золотые горы” (“земли крестьянам, станки рабочим”) разыгрывать роль бесшабашного (“безбашенного”) фантазёра и мечтателя, пытается увлечь потенциальных сподвижников своими грандиозными планами. Но сам к авантюрным проектам относится настороженно, подключается к ним избирательно, и только тогда, когда уверен в успехе, в победе, в возможности лично возглавить этот проект и извлечь из него максимальную выгоду.)

Мобилизационная функция: аспект этики отношений (+б.э.4) — проблемный “ПЕРЕСТРАХОВЩИК”.(В соблюдении мер предосторожности бывает беспрецедентно коварен и жесток. Стремясь оградить себя от неприятностей в настоящем и в будущем, нейтрализует своего потенциального противника или конкурента, предупреждает его ответные меры, разрушает его планы возмездия, применяя тактику “выжженной земли”, уничтожает всё рядом с ним и вокруг него, не оставляя ему шансов на выживание.)

4.ЛИИ, Робеспьер.
Программная функция: аспект логики соотношений (-б.л.1) — программный “ПЕРЕСТРАХОВЩИК”, способный внедрёнными им системными ограничениями (разработанными им правилами и запретами) предельно сковать внушающую ему опасение инициативу потенциального конкурента, обвинить его в отступлении от правил и вытеснить из системы (к полному своему удовольствию, будущему спокойствию и безраздельному управлению системой).

Творческая функция: аспект интуиции потенциальных возможностей (+ч.и.2)— творческий “ПРОЖЕКТЁР” (для расширения своих полномочий, для получения неограниченных прав и возможностей способен идти на политические авантюры: разрабатывать утопические социальные проекты, организовывать политические заговоры и убийства, совершать государственные и политические перевороты, социальные революции.)

Нормативная, ролевая функция: аспект этики отношений (-б.э.3) — нормативный (ролевой) “ЭНТУЗИАСТ” (подключаясь к чужому проекту, может разыгрывать роль чрезвычайно активного и деятельного человека, но в действительности к этому проекту будет относиться очень настороженно, меру личной активности и правовой ответственности будет строго нормировать, своё участие будет рассматривать как промежуточный этап на пути продвижения к цели.

Мобилизационная функция: аспект волевой сенсорики (+ч.с.4) — проблемный “ФАТАЛИСТ” (переоценивая свою роль в значимом для него деле, может с особой жестокостью уничтожать конкурентов и считать это своим высшим предназначением, —именовать себя “карающей дланью Всевышнего” (как, это сделал Оливер Кромвель, ЛИИ), объявлять себя “совестью мира”, “всевидящим оком революции”, или её “карающим мечом”, устанавливать жесточайший диктат и контроль над своими политическими противниками, — свойственно представителям этого ТИМа, равно как и осознавать свою миссию, которую возлагают на него все эти “звания”.

В качестве примера рассмотрим модели ТИМов, составляющих статическое, инволюционное кольцо социальной ревизии: 1.ИЭЭ, Гексли (“ПРОЖЕКТЁР”), → 2. ЭСИ, Драйзер (“ЭНТУЗИАСТ”) → 3.СЛЭ, Жуков (“ФАТАЛИСТ”), → 4.ЛИИ, Робеспьер (“ПЕРЕСТРАХОВЩИК”).

1.ИЭЭ, Гексли.
Программная функция: интуиция потенциальных возможностей (-ч.и.1) — программный “ПРОЖЕКТЁР” (уж если что – то задумает, так будет носиться этой идеей, пока не реализует её.).

Творческая функция: аспект этики отношений (+б.э.2) — творческий “ПЕРЕСТРАХОВЩИК” (найдёт исполнителя для реализации своего проекта, себя под удар не подставит; чем опасней идея, тем строже будет контролировать исполнителя).

Нормативная функция: волевая сенсорика (-ч.с.3) — нормативный “ФАТАЛИСТ” (сам себя программирует на успех, заставляет себя поверить в свои силы и возможности; формула его успеха: “Поверь в себя, в свои силы, и у тебя всё получится”.)

Мобилизационная функция: логика соотношений (+б.л.4) — проблемный “ЭНТУЗИАСТ” (легко увлекается, воодушевляясь заманчивой, новой идеей и так же быстро к ней охладевает, теряет интерес.)

2. ЭСИ, Драйзер.
Программная функция: аспект этики отношений (-б.э.1) — программный “ЭНТУЗИАСТ” (увлечённо ищет цель в жизни, включается в каждое полезное и интересное начинание, позволяющее ему успешно себя реализовать).

Творческая функция: аспект волевой сенсорики (+ч.с.2) — творческий “ФАТАЛИСТ” (творческий подход к осознанию своей избранности (“Почему я? Почему мне выпало на долю это реализовать”), мобилизация сил при столкновении с препятствиями).

Нормативная функция: аспект логики соотношений (-б.л.3) — нормативный “ПЕРЕСТРАХОВЩИК” в реализации смелых идей старается не подвергать излишнему риску ни себя, ни своих товарищей, предпочитает действовать умеренно, вдумчиво, взвешенно, в рамках закона, инструкций и правил).

Мобилизационная функция: интуиция потенциальных возможностей (+ч.и.4) — проблемный “ПРОЖЕКТЁР” (оторванные от реальности, идущие вразрез со здравым смыслом и с его принципами поддерживает крайне неохотно, ими не воодушевляется и реализует только под жесточайшим нажимом, в крайне безвыходной ситуации. Будучи предоставлен сам себе, в любую минуту может “выйти из игры”, отказаться от участия в проекте, или приостановить его реализацию, восстановив против него всю бригаду. (В любой авантюре “ЭНТУЗИАСТ” (“ПЕДАНТ” или “МОРАЛИСТ”) оказывается “слабым звеном”, которое распадается и разваливает всю работу, чуть только “ПРОЖЕКТЁР” ослабляет давление или контроль. (Вступает в силу обратная ревизия или обратный соцзаказ, и “ЭНТУЗИАСТ”, строго спрашивая с “ПРОЖЕКТЁРА” за все просчёты и недоработки проекта, предъявляет ему высокий счёт за провал мероприятия, за собственные не сбывшиеся надежды, разрушенные иллюзии, потраченное даром время и силы.)

3. СЛЭ, Жуков.
Программная функция: аспект волевой сенсорики (-ч.с.1) — программный “ФАТАЛИСТ” (верит в свою способность преодолевать и сокрушать любые препятствия, добиваться желаемого, брать любые высоты.)

Творческая функция: аспект логик соотношений (+б.л.2) — творческий “ЭНТУЗИАСТ” (неутомимый в работе, в борьбе, в достижении поставленной цели).

Нормативная функция: интуиция потенциальных возможностей (-ч.и.3) — нормативный, ролевой “ПРОЖЕКТЁР”. (Может воодушевлять иллюзорными перспективами и целями, стимулировать несбыточными посулами, обещать “золотые горы” (“земли крестьянам, станки рабочим”) разыгрывать роль бесшабашного (“безбашенного”) фантазёра и мечтателя, пытается увлечь потенциальных сподвижников своими грандиозными планами. Но сам к авантюрным проектам относится настороженно, подключается к ним избирательно, и только тогда, когда уверен в успехе, в победе, в возможности лично возглавить этот проект и извлечь из него максимальную выгоду.)

Мобилизационная функция: аспект этики отношений (+б.э.4) — проблемный “ПЕРЕСТРАХОВЩИК”.(В соблюдении мер предосторожности бывает беспрецедентно коварен и жесток. Стремясь оградить себя от неприятностей в настоящем и в будущем, нейтрализует своего потенциального противника или конкурента, предупреждает его ответные меры, разрушает его планы возмездия, применяя тактику “выжженной земли”, уничтожает всё рядом с ним и вокруг него, не оставляя ему шансов на выживание.)

4.ЛИИ, Робеспьер.
Программная функция: аспект логики соотношений (-б.л.1) — программный “ПЕРЕСТРАХОВЩИК”, способный внедрёнными им системными ограничениями (разработанными им правилами и запретами) предельно сковать внушающую ему опасение инициативу потенциального конкурента, обвинить его в отступлении от правил и вытеснить из системы (к полному своему удовольствию, будущему спокойствию и безраздельному управлению системой).

Творческая функция: аспект интуиции потенциал;;;ьных возможностей (+ч.и.2)— творческий “ПРОЖЕКТЁР” (для расширения своих полномочий, для получения неограниченных прав и возможностей способен идти на политические авантюры: разрабатывать утопические социальные проекты, организовывать политические заговоры и убийства, совершать государственные и политические перевороты, социальные революции.)

Нормативная, ролевая функция: аспект этики отношений (-б.э.3) — нормативный (ролевой) “ЭНТУЗИАСТ” (подключаясь к чужому проекту, может разыгрывать роль чрезвычайно активного и деятельного человека, но в действительности к этому проекту будет относиться очень настороженно, меру личной активности и правовой ответственности будет строго нормировать, своё участие будет рассматривать как промежуточный этап на пути продвижения к цели.

Мобилизационная функция: аспект волевой сенсорики (+ч.с.4) — проблемный “ФАТАЛИСТ” (переоценивая свою роль в значимом для него деле, может с особой жестокостью уничтожать конкурентов и считать это своим высшим предназначением, —именовать себя “карающей дланью Всевышнего” (как, это сделал Оливер Кромвель, ЛИИ), объявлять себя “совестью мира”, “всевидящим оком революции”, или её “карающим мечом”, устанавливать жесточайший диктат и контроль над своими политическими противниками, — свойственно представителям этого ТИМа, равно как и осознавать свою миссию, которую возлагают на него все эти “звания”.

29. Признак беспечности и предусмотрительности как движущая сила в кольцах социального прогресса
Основной тезис: ПРИЗНАК БЕСПЕЧНОСТИ (и его программы расселения, разрушения, смены систем и иерархий) ЗАДАЁТ УСКОРЕНИЕ ЭВОЛЮЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ В КОЛЬЦАХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА, А ПРИЗНАК ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТИ (и его программы заселения, становления, созидания и совершенствования созданного) ИХ “ПРИТОРМАЖИВАЕТ” И ЗАКРЕПЛЯЕТ В “ЭВОЛЮЦИОННОЙ ПАМЯТИ” КОЛЬЦА.

Вернёмся к вопросу о преемственности соцзаказа самой аристократической диады Гамлет — Максим от самой демократической Дон — Дюма. Рассмотрим, что связывает их на этом отрезке кольца социального прогресса, и почему “мир хижинам” и война дворцам” объявляется именно здесь.

Скажем так: на “первом шаге” передачи соцзаказа по кольцам социального прогресса, на начальном его этапе наиболее значимым оказывается тот факт, что обе диады — и преемника, и передатчика — связывает между собой признак БЕСПЕЧНОСТИ. Всё “лихачество”, весь азарт передачи наиболее смелых идей, инновационных проектов, революционно сокрушительных и разрушительных социальных заказов задаётся здесь и раскручивается именно в этом звене.

И Дон – Кихот, и Гамлет как квестимы, экстраверты – идеологи и интуиты нацеливают самые смелые свои проекты на далёкое и светлое будущее. Мечтая о благе для всего человечества и не считаясь с реальными затратами и усилиями, они создают нечто соответствующее этим фантастическим идеалам, претворяя их посильными и непосильными средствами в жизнь.

Вопреки закону эко -целесообразности, не рекомендующему делать преждевременно посредством больших усилий то, что можно сделать своевременно посредством меньших, и Дон – Кихот, и его преемник Гамлет, ОПИРАЯСЬ НА ПРИЗНАК БЕСПЕЧНОСТИ и пользуясь всеми подручными средствами и возможными материалами, совершают титанические усилия, претворяя свои фантастические идеи путём подавления и разрушения всего отжившего, старого, бесперспективного, — всего того, что не вписывается в их представление о том, что понадобится всему человечеству в его светлом и безоблачном будущем. И не случайно “комиссар” – Гамлет (Гамлет – “наставник” или Гамлет – “учитель”), выступая с трибуны, говорит каждому провинившемуся: “Таких, как ты, мы не возьмём с собой в светлое будущее! Такие, как ты, нам портят всю картину успеваемости” (“картину сдачи зачётов”, “картину выполнения плана”).

Что это за “картины” такие? — спросит Читатель.

— А это именно те “картины”, которые не вписываются в представление Гамлета о грядущем счастье человечества, в котором, по его мнению, не должно быть места лени, тунеядству, разгильдяйству и прочим, вредным для общества влияниям и недостаткам.

Признак БЕСПЕЧНОСТИ заставляет Гамлета не только пользоваться подручными средствами и возможностями для достижения быстрых или хоть сколь – нибудь приемлемых (промежуточных) результатов, но и заставляет “легко” и беспечно и даже ПО – ДЕТСКИ ИНФАНТИЛЬНО (!) взглянуть на иерархию, вопреки признаку аристократизма, нивелируя систему аристократических (иерархических, династических, сословных) приоритетов, отметая и игнорируя эволюционный опыт, накопленный предшествующими, существовавшими в рамках этой системы поколениями, не считаясь с усилиями и средствами, затраченными на её создание, укрепление и становление.

Признак БЕСПЕЧНОСТИ помогает Гамлету разрушить те ритуалы и традиции, которые его соцзаказчик Дон в революционном запале объявляет “лишними”, “избыточными”, “обременительными”, “никому не нужными”. Поддаваясь импульсу соцзаказа, Гамлет от этих традиций отказывается, отвергает их, объявляя отжившими, устаревшими, не соответствующими духу времени, вредными, архаичными, растлевающими общество, загнивающими по форме и содержанию, регрессивными, дегенеративными и т.д.

С подачи Дона признак БЕСПЕЧНОСТИ позволяет Гамлету пренебречь уже сложившимися иерархическими связями и отношениями, позволяет ему их развалить с тем, чтобы заменить чем – то новым, более современным, приближающим к светлому будущему.

Ориентируясь на новизну, Гамлет тут же начинает заменять прежние ритуалы новыми (вместо крестин организуются “звездины” и “октябрины”), брачные ритуалы тоже подменяются новыми церемониями: кроме росписи в “амбарной книге” появляется “приданное” для невест в виде грамот, наград и почётных званий. Брачные клятвы приносятся не у алтаря, а перед бюстами новых вождей в красном уголке, или у красного знамени в ленинском зале. Жениться и разводиться можно столько раз, сколько душа пожелает: приближаясь к светлому будущему человек, по мнению идеологов, становится всё более свободным и раскрепощённым, избавляясь от ненужных связей и ограничений. И признак БЕСПЕЧНОСТИ в разрыве и освобождении от “лишних” связей тоже им помогает: церковные, религиозные традиции (в том числе нравственные и моральные нормы) рассматриваются новыми идеологами как обременительный и устаревающий “поповский хлам”, от которого необходимо освобождаться. Комитеты по контролю за высвобождением от “устаревающих пережитков” организуются повсеместно. (В СССР, в общественном и в частном порядке они существовали и в 60-х, и в 70-х годах, и во времена “оттепели”, и во времена “застоя”, — вплоть до времён “перестройки”.)

То, что тогда по БЕСПЕЧНОСТИ “вместе с водой выплеснули и младенца” — отказавшись от ритуалов, отказывались от гуманизма, терпимости, милосердия, духовности, нравственности, — заметили уже значительно позже. И искореняли недостаток духовности со значительно меньшим рвением, чем в своё время, в рамках “новых веяний, соответствующих новой эпохе”, насаждали жестокость, массовую истерию, безнравственность и бездуховность.(Что объясняется ещё и тем, что аспект этики отношений у Дон – Кихота — главного “застрельщика” и передатчика всех этих новых веяний — находится на позициях самой презираемой и самой вытесненной ценности, антагонистично враждующей с его интуитивно – возможностной ЭГО – программе.)

Одновременно с революционными нововведениями Гамлета, его первый сподвижник и дуал Максим создаёт новую иерархию на развалинах старой, — кто был “никем”, становится “всем” по факту своего нового назначения. Служа новой системе (напоминающей хорошо забытую старую), действуя новыми методами (как в старину), подчиняясь новым культам, новым порядкам и влияниям, принимая для себя новые идеи, взгляды, веяния и ритуалы, Максим создаёт иерархическую систему “нового образца”, ощущает себя учредителем всего самого нового и самого прогрессивного, стараясь в каждой сфере и в каждой области стоять на передовых позициях и во всём, что касается новых событий, новых масштабных преобразований и перемен”, быть “впереди планеты всей”. И во всём этом ему также помогают программы миграции и расселения (органично вписывающиеся в признак БЕСПЕЧНОСТИ), — программы разрушения старого и безоглядной замены старого новым (вплоть до полного физического истребления и уничтожения всего того, что признано “отжившим”, “негодным” и “старым”). Трудясь не покладая рук, и Максим, и Гамлет, сами того не замечая, создают новую иерархию по худшему образцу старой — предшествующей той, которую развалили. И в этой “новой” иерархии стремятся занять приоритетные, доминирующие позиции. И это — в лучшем случае, — в созидательном.

В худшем случае — в разрушительном, — оба с подачи Дона действуют хаотично и беспредельно деструктивно, отвечая чередой террористических актов на его (теперь уже АВАНТЮРНЫЙ или АНАРХИЧЕСКИЙ) соцзаказ, проводя его по дальнейшим каналам и связям, понимая его буквально, примитивно и просто: “Если сказано: “весь мир насилия мы разрушим до основания…”, значит так и надо поступать, — крушить всё, что поддаётся разрушению. Всё равно старое когда – нибудь должно уступить место новому, так почему не сейчас?” А то, что это новое — деструктивно и не созидательно, — это уже другой вопрос, ответ на который тоже находится: “Мы разрушаем, а будущие поколения, которые придут после нас, будут строить. Они уже будут знать, что нужно строить и как. Мы же пока только разрушаем”.

“Ломать — не строить” — программа “беспечная”. И в этой диаде, с подачи (БУНТАРЯ И АНАРХИСТА!) СОЦЗАКАЗЧИКА – Дона, она тоже часто оказывается востребованной. Первым с наибольшим энтузиазмом её подхватывает Гамлет — неустроенный, неорганизованный, выпавший из системы (или не пристроенный в систему) предыдущего сообщества, — неприкаянный и бесцельно проживающий (или прожигающий) свою жизнь неудачник, для которого авантюрно – революционный соцзаказ, полученный от Дона, представляется спасением от многих бед. Избавляет от бесцельного и бессмысленного существования уже тем, что намечает хоть какие – то творческие и социальные перспективы, задаёт хоть какую – то программу успешной социальной и творческой самореализации. А то, что она воплощается не в созидании, а в разрушении — тоже можно принять и перетерпеть: не всем же строить, надо кому – то и разрушать. Для агрессивного бунтаря и анархиста – Гамлета это ещё и возможность выплеснуть избыточную, — главным образом, “чёрную”, разрушительную, — энергию, от которой ему, в первую очередь, самому хочется освободиться. (А то, что за обломками всех этих разрушений, КАК ЕМУ КАЖЕТСЯ, начинает просматриваться “дорога к светлому будущему” (особенно, если в это поверить), — это уже само по себе оправдывает в его глазах всю проделанную им работу и говорит о том, что его силы потрачены не напрасно.)

Но это, опять же, если только во всё это верить. А вера для Гамлета — это главное: как субъективист он может убедить себя во всём, в чём захочет: захотел — поверил, — какие проблемы? Создать свою веру, свою религию, свою идеологическую иерархию со всеми культами и ритуалами — тоже по его части. Посредством создания таких идеологических программ и соответствующих им иерархий Гамлет и вносит свой вклад в общее дело социальной преемственности, и оставляет свой след в эволюционном кольце социального прогресса.

А цель у этой программы какова?

— Цель: программы расселения посредством рассредоточения и обновления систем. То есть, — всё та же альтернативная пространственная сенсорика — т.н.с. и “зона страха” ЭИЭ, Гамлета (-б.с.4), которая в этом случае (в процессе деструктивной, асоциальной или антиобщественной) деятельности Гамлета СТАНОВИТСЯ САМОЦЕЛЬЮ И ОДНОВРЕМЕННО РАСШИРЯЕТ ЗОНУ ЗАХВАТА, РАЗРУШЕНИЯ И ТЕРРОРА. Чем активнее разрушительная деятельность Гамлета, тем активнее общество противодействует его террору и тем больше обид, мнительности и жажды мести выражается (во всё тех же террористических актах) с его стороны. В результате возникает цепная реакция разрушительных и деструктивных действий, которую он запускает, в которую включается, отвечая на противодействия, и которую продолжает до бесконечности (завещая и передавая потомкам как наследственный соцзаказ), желая оставить последнее слово за собой. Перекрыть и пресечь эту цепочку можно только жестокими “максимовскими” методами — встречным военно – правовым и административным подавлением.

Таким образом, по совокупности психологических признаков (свойств, качеств, способностей), “отвечающих” за самосохранение и самовосстановление функциональных свойств ТИМа, по утверждению врождённых ценностей и систем приоритетов, восстанавливающих функциональную деятельность ЭГО – блоков и ЭГО – программ (как конструктивную и созидательную “область врождённого профессионализма” ТИМа), РЕЗЕРВЫ ДЛЯ ВЫХОДА ИЗ АСОЦИАЛЬНОГО И ДЕСТРУКТИВНОГО СОЦЗАКАЗА КАЖДАЯ ДИАДА НАХОДИТ САМА В СЕБЕ.

В результате, каждая диада в кольце соцзаказа нарабатывает эволюционный опыт, но при этом возвращается к своим исконным ценностям. Дон – Кихот остаётся при своих чудачествах и иллюзорных проектах, предоставляя их социальную реализацию далёкому, светлому будущему. Гамлет с Максимом уже не мечтают о мировом пожаре разрушительных вселенских процессов, а возвращаются к своим бытовым и будничным иерархиям (домашнего формата), в которых после всех передряг чувствуют себя тепло и уютно. Гамлет начинает понимать, что путь в светлое будущее можно прорубить и мирными способами — для этого необязательно взрывать и разрушать целый мир.

Существование в иерархии даёт им обоим определённые удобства и преимущества, которыми каждый из них уже начинает дорожить. Начинают дорожить и внешними, образующимися вокруг иерархии мирными, дружескими связями. А значит и разрушать их (а с ними и весь мир в придачу) желание пропадает.

Конечно, и “праздник саранчи” — это хроническое заболевание БЕСПЕЧНЫХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ, включая все их безудержные и бессмысленные программы рассредоточения (-б.с.4) и расселения на дальних территориях “в целях и завоевания жизненного пространства” — ТОЖЕ МОЖЕТ ЕЩЁ КАКОЕ – ТО ВРЕМЯ ПРОДОЛЖАТЬСЯ. Но резервы для этого всё равно когда – нибудь истощаются. И, как любой пожар, как любое стихийное бедствие, исчерпав свой потенциал, он угасает в самом себе тем быстрей, чем больше ему противодействуют, перекрывая новые очаги возгорания.

На изломе второй, иерархической квадры при переходе её в третью, демократическую, Гамлет проявляет нешуточную политическую активность (благо, повод и силы для этого всегда находятся!). Выбрасывая огромное количество избыточной энергии, реагирует цепной реакцией взрывов на разрушение его иерархической эко- ниши. И опять, как ветер в поле, как демон в горах носится он, как неприкаянный, до тех пор, пока его не “успокаивает”, принимая эстафету по соцзаказу, последующая, подзаказная диада ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫХ эволюторов – демократов – объективистов Цезарь — Бальзак (“социал” и “исследователь”). Они и расщепляют, и рассредотачивают его активность, умиротворяют и приглушают её, “застаивают” и “усмиряют” в недрах своей диады. Огромную часть энергии Гамлета Бальзак аккумулирует в период “затишья”, приглушает в эпоху “застоя”, в период последовательной и постепенной (пассивной и планомерной) демократической реструктуризации социальных систем, а затем уже переводит в позитивное, созидательное русло, в котором эмоциям Гамлета отводится подчинённая, второстепенная роль, потому что на первый план уже выходят доминирующие в квадрах объективистов аспекты деловой логики и этики отношений.

Цезарь и Бальзак — диада практичных, демократичных и ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫХ эволюторов. Слишком долго они у себя соцзаказ не удерживают. (Это опасно, обременительно и неэкологично, поскольку противоречит принципу толерантности и эко – целесообразности: нет смысла самому выполнять чужую работу, да ещё преждевременно, да ещё скудными, кустарными средствами, если в последующей квадре для этого отводятся свои резервы и всё, что в предыдущей квадре создавалось кустарно и хаотично, в последующей будет технологически усовершенствовано и планомерно поставлено на поток.).

Таким образом, выполнив (в рамках своих возможностей и полномочий) свою соционную миссию, притормозив самые разрушительные и самые динамичные процессы двух предшествующих БЕСПЕЧНЫХ диад, Цезарь и Бальзак восстанавливают основные функциональные структуры сообщества и передают соцзаказ последующей эволюционной диаде — тоже ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОЙ, созидательной, но аристократической, рациональной и высокотехнологичной. В которой идеологом и застрельщиком всех преобразовательных процессов выступает технолог высочайшего класса, “управленец” высшего звена, антагонист Гамлета — логико – сенсорный экстраверт Штирлиц. Вот уж кто непримиримо борется с пустопорожними избыточными эмоциями и излишними выбросами энергии и в самом себе, и вокруг. Вот уж кто умеет подавлять и эмоциональные взрывы, импульсы и порывы, особенно если они и неумеренны, и несвоевременны, и неуместны. “На секундочку” (которая продлится вечность) и уступчивый Штирлиц может превратиться в упрямого. (Когда его “заклинивает” по ролевой этике эмоций (+ч.э.3), он пока вдоволь не накричится, пока весь эмоциями не изойдёт, — не успокоится.). Поэтому, даже если Цезарь с Бальзаком что – то упустят (не успеют до конца приглушить разрушительные импульсы соцзаказа предыдущих БЕСПЕЧНЫХ диад), раздуваемый “мировой пожар” Гамлета ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЙ Штирлиц без особых трудов собьёт встречным пламенем. (Для него это вопрос техники, и не более того.)

А потом соцзаказ снова перейдёт к Дон – Кихоту…

— Чтобы перевести соцзаказ на новый эволюционный уровень, нужно придать ему дополнительное ускорение, а значит и Дону (преемнику Штирлица) для “раскрутки” потребуется новый прилив сил, энергии и оптимизма, новый запас задора и бодрости. И, как следствие, — новый запас БЕСПЕЧНОСТИ. И тут уже многое зависит от того, насколько конструктивным и созидательным будет тот соцзаказ, который ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЙ Штирлиц передаст БЕСПЕЧНОМУ Дону. Возможно соцзаказ будет достаточно перспективным и позитивным. А в чём – то и достаточно консервативным, — настолько, чтобы можно было заставить Дона ценить и уважать культуру, традиции, знания, обычаи и ритуалы, хранимые в структурах предыдущей диады и не подставлять все эти добытые дорогой ценой накопления под враждебные вихри стремительных перемен на последующем эволюционном витке.

А второе кольцо, инволюционное?..

— В инволюционном кольце соцзаказ также начинает передаваться диадами БЕСПЕЧНЫХ ИНВОЛЮТОРОВ – ОБЪЕКТИВИСТОВ, исходя от четвёртой квадры к третьей: от ИЭЭ, Гексли и СЛИ, Габена, к ЛИЭ, Джеку и ЭСИ, Драйзеру. А затем переходит к диадам ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТИВИСТОВ второй (СЛЭ, Жукову и ИЭИ, Есенину) и первой квадры (ЭСЭ, Гюго и ЛИИ, Робеспьеру) — то есть, ко всем тем, кто дорожит и уставными отношениями и интересами системы.

Общим является то, что и в эволюционном, и в инволюционном экстравертном кольце соцзаказа передача импульса в первых двух квадрах проводится БЕСПЕЧНЫМИ ИНТУИТАМИ (ГЕКСЛИ И ДЖЕКОМ), а затем (в последующих двух) ПЕРЕХОДИТ К ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫМ СЕНСОРИКАМ — весомым и обстоятельным деклатимам — Жукову и Гюго. Они и притормозят, и спустят на землю всех, не в меру раскружившихся, если потребуется. Жуков и Гамлета может уравновесить в своей квадре в ИТО активации (притормозит и снова сактивизирует), — так же, как и Гюго — Дона. Так что, и система, и государственность со всеми её инфраструктурами здесь тоже достаточно хорошо защищена. А кроме того, и появляется возможность подкорректировать в процессе последующих передач соцзаказа всё то, что в самом начале не задалось или “перехлестнуло через край”.

Чем объясняется это соотношения риска и умеренности в кольцах социального прогресса, в отношениях между БЕСПЕЧНЫМИ И ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫМИ?

— Необходимостью попеременной подачи и приглушения информационного импульса (его попеременного “взлёта” и “посадки”). По всей видимости, для успешного запуска соцзаказа (так же как в космосе) кто – то в соционе должен существенно рисковать. И эту задачу удобнее выполнять БЕСПЕЧНЫМ ЭКСТРАВЕРТАМ – ИНТУИТАМ. А кто – то призван контролировать и понижать степень риска. И эта задача выпадает на долю ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫХ ЭКСТРАВЕРТОВ – СЕНСОРИКОВ — “ТЯЖЕЛОВЕСОВ”.

БЕСПЕЧНЫЕ больше рискуют и лихо раскручивают “орбиты” колец социального прогресса. ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЕ контролируют и притормаживают эти процессы. Особенно, при переходе из квадры в квадру, из предшествующего витка в последующий виток, — то есть там, где происходят наиболее значительные (революционные) социальные преобразования и перемены.

По совокупности признаков, кольца социального прогресса обладают достаточным потенциалом для того, чтобы выправлять те нарушения (или, хуже того, — те разрушения), которые могут считаться “издержками их центробежных и центростремительных сил”.

Как и любая эволюционная система, кольца социального прогресса обязаны быть жизнестойкими и жизнеспособными. А потому и в каждой дуальной диаде, где два дуала, как два спутника, движутся по эволюционной “орбите”, в равной степени уравновешивается во всех пятнадцати дуализирующих признаках социона и позитив, и негатив (хотя позитива конечно больше), и созидание (с явным преимуществом, и разрушение, и сплочение деклатимной модели, и рассредоточение квестимной.

Потому, что ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН ПРОДОЛЖАТЬСЯ, СОГЛАСНО ЗАКОНАМ ЭКОЛОГИИ, ПО МЕРЕ НАКОПЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО ОПЫТА И ЭВОЛЮЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА, В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНАМИ ДИАЛЕКТИКИ И ЗАКОНОМ СМЕНЯЕМОСТИ КВАДР.

Автор – Вера Стратиевская

Источник