Эламская мифология
эламская мифология. Э. м. сложилась в 4-м тысячелетии до н. э. задолго до возникновения государства у эламитов. Испытывала влияние шумеро-аккадской мифологии.
Одна из наиболее характерных черт Э. м. — почитание змеи как символа изобилия, плодородия и вечности; змеи нередко изображались с человеческими головами. Самый ранний известный нам документ, содержащий имена эламских божеств, — договор, заключённый около 2200 до н. э. царём Элама (Хитой) и аккадским правителем Нарам-Суэном.
В нём в строгой иерархической последовательности перечислено 37 богов. Около 639 до н. э. почти все они вновь упоминаются в надписи ассирийского царя Ашшурбанипала.
Некоторые боги (например, Хумпан, Шимут) почитались эламитами, как свидетельствуют клинописные тексты из Персеполя, по меньшей мере до середины V в. до н. э. Все божества, считалось, обладают магической силой «китен».
Под её защитой находится власть царя, воплощающего волю богов. Первоначально во главе пантеона стояли женские божества — богини плодородия (что отражает пережитки матриархального права в Эламе) Пиненкир, «повелительница неба», мать богов, которую в Аккаде отождествляли с Иштар, затем, с начала 2-го тысячелетия киририша.
К середине 2-го тысячелетия Киририша уступила ведущее место в пантеоне Хумпану, супругой которого её стали считать (победа Хумпана свидетельствует о торжестве патриархальных представлений над матриархальными). За верховенство в пантеоне с Хумпаном соперничал бог — покровитель столицы Элама Суз Иншушинак.
Во 2—1-м тысячелетии Хумпан, Иншушинак и Киририша составляли ведущую триаду эламского пантеона. В числе других значительных богов — бог солнца, правосудия и торговли Наххунте, бог луны Напир, бог воды Шази, вестник богов Шимут и его супруга Манзат, богиня победы Нарунди, богиня-мать, почитавшаяся в области Аншан, Парти. В ранние периоды (3—2-е тысячелетие) почитались также шумеро-аккадские божества Адад, Эа, Энки, Иштар, Нергал, Нуску, Нинурта, Ишникараб (Ишмекараб), некоторые из них были официально включены в пантеон Элама.